- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- побуждение к самоконтролю;
- проговаривание текста песни «нараспев»;
Оборудование:
Фортепиано, ноутбук, микрофон, аппаратура для усиления звука, фонограммы.
Ход урока:
1. Организационный момент
(Звучит мелодия песни М.Таривердиева «Маленький принц»).
Учитель: - Ведь если звёзды зажигают,
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо,
Чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
Этот вопрос задавали сотни мудрецов. А ты, Анель, когда последний раз смотрела на звёзды?
Задумалась... Наверно, думаешь про себя: «Какие звёзды, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки...
А я сегодня предлагаю совершить путешествие по звездам.
1 звезда Дыхательная
Учитель:
Анель, первая звезда которая открывает наше путешествие является звезда –дыхательная.
А как ты думаешь какая роль звезды под названием –дыхательная ?(ответ ученицы)
Верно , дыхательные упражнения позволяют нам подготовить наш голосовой аппарат а также дыхательный аппарат к вокальной работе.
А теперь представь , будто ты попала в волшебную страну где живет маленький принц. И ты увидела множество прекрасных цветов , необычайной красоты. Ты подошла к самому красивому цветку и решила почувствовать как у него аромат.
Теперь ,вдохни и выдохни через нос медленно с таким вдохновением как будто не видела цветка красивее на всем белом свете. (Повторение 3 раза).
Посмотри на небо, что же там ? Облака затмили всё небо и закрыли солнышко…..Как же можно разогнать облака? (Ответ: С помощью сильного ветра ).
Верно! Теперь , представь что ты обладаешь таким сильным дыханием что можешь с легкостью развеять любую тучу или облако.
Упражнение 2 : Возьми дыхание через нос и медленно начинай выпускать воздух через плотно сомкнутые губы, постепенно увеличивая поступление воздуха. При этом следи за тем чтобы у тебя работала диафрагма очень плотно! Контроль.
2 звезда Распевочная
Учитель:
Распеваниепредставляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Распевание применяется для разогрева голосового аппарата и активизации певческого дыхания. Работу по распеванию будем проводить путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: «до» - первой октавы - «ре» второй октавы.
«Вот лечу я вверх вот лечу я вниз»
"ДО РЕ МИ РЕ ДО"
"ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО СОЛЬ ДО"
"Мы перебегали берега"(распеваться в мажоре с повышением на пол тона.)
Распевание по гаммам.
3 звезда Сказочная
Учитель:
Живёт на свете уже много-много лет удивительная, мудрая сказка Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Это сказка о маленьком необыкновенном мальчике с золотыми волосами. Он был очень одинок Маленький принц жил на маленькой планете астероид Б-612 величиной с дом. Там росла прекрасная Роза, за которой Маленький принц стал ухаживать .. Он полюбил этот капризный цветок. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.
Анель,а тебе хотелось бы встретиться с маленьким принцем?
Почему?
(ответ ученицы)
Учитель: В этом нам поможет песня «Маленький принц». Но прежде чем мы приступим к работе над песней, мы познакомимся с динамическими оттенками и научимся исполнять песни с фразировкой.
Ты уже знаешь что в музыке существует сила громкости и сила звучания. В мире музыки эту силу называют Динамикой.
Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении. Сейчас, я сыграю небольшой отрывок из песни два раза, мелодия будет одинаковая, но с разными средствами музыкальной выразительности. (Исполняется отрывок из песни 1 раз piano; 2 раз forte) .
Учитель:Анель, ответь мне, чем отличается один отрывок из песни от другого?
Анель:" 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо."
Учитель: Правильно, в музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками. Таким образом, динамика – это сила звучания музыки. Подумай и скажи мне, как может звучать музыка по громкости, по силе звучания?
Анель:" Громко, тихо, умеренно" .
Учитель: Правильно. В жизни мы тоже разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче.
Почему, как ты думаешь?
Анель:" Чтобы привлечь внимание, подчеркнуть важность."
Учитель: Начинаем исполнять песню мы довольно тихо, потому как у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие.
Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой,
т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика ,что-то произносим громче, а что то тише.
Учитель: Как ты считаешь Анель, с каким динамическим оттенком мы начнём исполнение песни?
Анель : "Песню нужно начать с тихого исполнения".
Учитель: Правильно, сила голоса будет нарастать к припеву песни. 2 куплет нужно исполнить максимально громко, но не крикливо, т. к. здесь содержится главная мысль песни
Игра “Дотянись до звезд”.
– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием встретиться с маленьким принцем. (пауза).
Теперь открой глаза и исполни эту песню так, чтобы дотянуться до своей звезды, до своей мечты. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду и исполнить желание.
(исполнение песни)
Рефлексия урока
Учитель:: У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. А на сегодняшнем уроке звезды – это маленький путь к исполнению желания.
Давай же сейчас попробуем из звезд составить звездный синквейн урока.
(составление синквейна)
Учитель: Несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, «все люди везде и всегда стремятся к своим звездам».Анель, я желаю тебе , чтобы в твоей жизни были только счастливые звезды.