Просмотр содержимого документа
«Связь музыки с жизнью и бытом человека. Народные танцы, плясовые песни»
Тема:Связь музыки с жизнью и бытом человека. Народные танцы, плясовые песни
Цель: познакомить обучающихся с трудовыми песнями.
Музыкальный материал:
“Русская изба” Е.Птичкина – слушание.
“Эй, ухнем!” русская народная песня – слушание.
“Урожайная” И.О. Дунаевского – слушание.
“Косари” татарский танец – просмотр видеозаписи и участие в исполнении.
“Катюша” русская народная песня – исполнение.
Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями, фортепиано, синтезатор, компьютер, медиапроектор, презентация по теме урока.
Ход урока.
1. Повторение д/з Песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
2. Ребята тема нашего урока «Трудовые песни в быту, городские»
Послушайте песню “Русская изба” в исполнении Марии Пахоменко.
Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с музыкой и другим жанром искусства.
– Давайте ответим о чем же поётся в только что прозвучавшей песне?
– Песню “Русская изба” сочинил композитор Евгений Николаевич Птичкин на слова поэта Михаила Пляцковского.
3. Развитие темы.
Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится эта песня, я думаю, вы мне скажете сами.
Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина.
– О чем рассказала эта русская народная песня?
– Когда исполняли такие песни?
– К какому жанру относится эта песня?
Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях.
– Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни?
Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной.
На доске картина замечательного русского художника Ильи Ефимовича Репина.
– Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”).
– Чем занимались бурлаки?
– Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?
Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу).
Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” .
– Какое впечатление на вас оказала эта песня?
– Как вы думаете, почему?
– Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков).
Вывод. Немало трудовых песен было сложено среди бурлаков. Ранней весной, как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями и тянули баржи по Волге и другим большим рекам. Свой тяжелый труд они сопровождали песнями.
– Прозвучала русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении великого русского певца. Знаком ли он вам?
Ф . И. Шаляпин – великий русский певец, актер, художник. Родился в 1873 г. на Волге. Ф.И. Шаляпин хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские народные песни. Его жизнь в театре началась с 12 лет.
Ф. И. Шаляпин в 1890 г. приезжал в Уфу и пел на уфимской сцене.
Концертный зал (где он выступал) Уфимской государственной академии искусств (УГАИ) имени Загира Исмагилова носит имя Ф. И. Шаляпина.
Первая в России мемориальная доска, увековечивающая память Ф. Шаляпина, тоже была установлена на фасаде здания УГАИ в 1967 году. Инициатором этого события выступил известный в республике певец и художник Борис Торик.
Начиная с 1991 года в Башкирском государственном театре оперы и балета проводится фестиваль оперного искусства “Шаляпинские вечера в Уфе”.
В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета выступали певцы Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Мария Биешу, солисты Большого и Мариинского театров, ведущие солисты из оперных театров Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Перми и других городов России.
Выступали известные басы, лауреаты международных конкурсов – братья Аскар и Ильдар Абдразаковы.
В 2008 году, в честь празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России Академии искусств был торжественно открыт памятник Ф. И. Шаляпину.
В репертуаре Ф. И. Шаляпина было много трудовых песен. Песня “Эй, ухнем!” рассказывала о тяжелом труде. А картина художницы Татьяны Яблонской “Хлеб” о чем рассказывает?
– Когда происходят изображенные на картине события – до революции или в наши дни?
– Музыкой какого характера можно было озвучить эту картину?
– Как художник передает настроение картины? (Яркие краски, радостные лица женщин, воспевается радость труда).
Сопоставьте эту яркую красочную картину изображающую сбор урожая, с песней И.О. Дунаевского “Урожайная” из к/ф “Кубанские казаки”.
“Урожайная” – слушание фрагмента.
– О чем эта песня? (О труде, воспевается радость труда).
– Кто исполнил эту песню? (Смешанный хор в сопровождений симфонического оркестра).
– Труд всегда сопровождает человека на протяжении всей жизни. Вот почему к теме труда обращаются часто композиторы, художники, хореографы?
– Что такое хореография?
А сейчас мы с вами посмотрим танец, а потом поговорим, о чем рассказал вам этот танец.
Просмотр танца “Косари”.
Государственный ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова.
О чём может рассказать вам танец, который исполняла мужская группа ансамбля?
– Как бы вы назвали этот танец?
Замечательный танец “Косари” связан с образом жизни и трудовой деятельностью народа.
– Какие трудовые движения вы узнали в танце?
Танец “Косари” изображает сенокосную пору, трудовой процесс косьбы и сбора сена. А после работы начинаются зажигательные танцы.
Танец “Косари” – слушание. Учитель показывает несложные танцевальные движения, дети участвуют в исполнении.
– Что общего в песне И. Дунаевского “Урожайная” и в танце Ф. Гаскарова “Косари”? (В этих произведениях воспевается труд, который приносит людям радость).
5. Закрепление. Обобщение. Исполнение русской народной песни «Катюша».