kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стилизация как художественный прием сценической обработки фольклорного танца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным результатом реализации содержания опыта работы является освоение школьниками через стилизацию народного танца социально одобряемых образцов поведения, что позволяет учащимся не только успешно адаптироваться в меняющемся мире, но и двигаться вперед по индивидуальной траектории в своем развитии. Это выражается в выработке привычек и норм поведения в обществе, упрочении чувства товарищества, сопереживания, радости от коллективного творчества, укреплении чувства патриотизма. Приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует развитию их духовно-нравственного потенциала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стилизация как художественный прием сценической обработки фольклорного танца»

Стилизация как художественный прием сценической обработки фольклорного танца



Стремясь познать, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей многие балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Любой исполнитель стремится участвовать в таких постановках, которые бы развили его способности, удовлетворяя его вкусы и вкусы современного зрителя. Среди множества проблем, связанных с репертуаром и его формированием, можно определить главную проблему – создание уникального и оригинального репертуара. Большинство руководителей сегодня пользуются уже давно созданными сюжетами и хореографией. На конкурсе можно встретить три одинаковых «Крыжачка» или «Лявонихи», множество переплясов под одинаковую музыку. Такая хореография действительно кажется учащимся устаревшей, неинтересной.

Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Танец всегда не просто занимал определенное место в социокультурной реальности, но и отображал в себе всю культуру определенного исторического времени в ее целостности. По танцу мы можем судить о характере, быте, традициях того или иного народа. Народный танец отражает в себе различные периоды истории, он - значимая форма сохранения и передачи накопленного опыта от одного поколения к другому. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Это искажает идею народного танца, разрушает «общую социокультурную эмоцию, общее жизненное настроение; самосознание субъекта культурной парадигмы, связанное с обретением самоидентичности, истинных смыслов своего социокультурного бытия».

Актуальность моей работы в том, что, создавая условия для сохранения народных традиций, развития духовно-нравственного воспитания личности, я использую стилизацию народного танца. Для чего нужна стилизация?

• Для сохранения национальной культуры и народного творчества;

• Донесения фольклорного материала до зрителей;

• Понимания национальной индивидуальности в музыке и в танце.

В основе стилизованного номера - изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, чувство стиля и все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.

Мой интерес к стилизации народного танца начался в 2009 г. Стилизуя танец для конкурса «Фестивальное движение стран СНГ и Балтии», для укращения номера я использовал элементы акробатических трюков, так называемые «мужские трюки», которые ничем не проще брейка: присядки, полуприсядки, хлопушки, разножки. Мы заняли на конкурсе за танец «Драпатуха» 1 место (Приложение 1). Именно тогда стилизация народного танца стала той изюминкой, визитной карточкой нашего ансамбля «Славяночка» и основой для развития духовно-нравственного потенциала учащихся.

Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала постановщику необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.[3]

В последнее время на сценической площадке часто исполняются стилизованные хореографические постановки, являющиеся своеобразным сплавом народного танца с танцем современным. Основные требования к постановке стилизованного номера:

• Современная творческая интерпретация фольклорного материала;

• Внедрение инновационных методов, приближающих к пониманию народной культуры;

• Знание законов стилизации народного танца;

• Придание народному танцу современного звучания;

• Поиск новых форм сведения народного и современного искусства.

При стилизации танца перед хореографом стоит задача - создание самых разнообразных форм народного танца и в тоже время, обрабатывая фольклорный материал, создавать новые произведения, созвучные нашему времени.

Проявлением принципа стилизации является обогащение танцевального направления, в котором ставится номер, элементами народного танца.

Самое сложное в стилизации - это поиск стилистических характеров, эмоциональная яркость. Должен быть сплав выразительных, технических, композиционных элементов, переходящих из одного в другое, чтобы все движения были оправданы, связаны друг с другом. [4]

Выполняя все вышеназванные условия, мы развиваем духовно-нравственный потенциал учащихся, превращая наших вчерашних учащихся школьников в личности, обладающие высокой общей культурой, гуманистическим мировоззрением, развитым чувством гражданской ответственности и стремлением к созиданию.

Цели данного опыта: На основе анализа аспектов сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию роли обучения стилизованного народно- сценического танца как основы развития духовно-нравственного потенциала учащихся. Комплексно использован нравственный потенциал народного танца для усвоения культурных и духовных традиций белорусского народа, а также проведена проверка на практике эффективности стилизации народного танца для развития духовно-нравственного потенциала учащихся.

Новизна представленного опыта - в освоении школьниками через стилизацию народного танца накопленного опыта, традиций, социально одобряемых образцов поведения, что позволяет учащимся не только успешно адаптироваться в меняющемся мире, но и двигаться вперед по индивидуальной траектории в своем развитии.

Методы исследования: для достижения цели и задач применялся следующий комплекс методов:эмпирические методы (констатирующий эксперимент); работа с научной литературой, метод педагогического наблюдения.

Объект: учащиеся 2-9 классов Государственного учреждения образования «Средняя школа № 219 г. Минска», члены хореографического коллектива «Славяночка».

Универсальность воспитательно-образовательной модели в том, что танец - синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, театра.

Основной язык хореографического искусства: действие, движение, образ - делает хореографическое искусство очень близким детям и подросткам, так как музыка, танец и общение являются ведущими в психологической деятельности.

Ребята учатся плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевают навыками коллективного творчества.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества, посредством которого, оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».[5]

Работать с детьми - значит ежедневно, ежечасно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего общества - личность, развитую всесторонне и гармонично. Так я понимаю долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Помимо требовательности к детям необходима предельная требовательность к самому себе. Я ответственен за то, каким человеком станет ребенок, переступивший порог класса и сделавший под нашим руководством первое па. Все, чему я научу, если это идет от сердца, обязательно останется в памяти ребенка.

Итак, для воплощения намерений нужно было создавать самые разнообразные сценические формы народного танца. В тоже время, при обработке фольклорного материала, создании новых произведений, они должны быть созвучны нашему времени. Стилизованные хореографические постановки, являющиеся своеобразным сплавом народного танца с танцем современным, должны быть грамотно переработаны.

Очень важно не утратить в искусстве национальную индивидуальность. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо знать характерные черты народного танца того или иного народа, а также, свободно владеть такими понятиями, как «стиль», «стилизация». Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, а также в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации. Для создания стилизованного танцевального номера берется фольклорно-этнографический материал. Переработав фольклорно-этнографический материал, его образцы получают стилизованную современную сценическую обработку. Цель в том, чтобы прочувствовать и перенести на сценическую площадку не традиционный образ героя, который существует в фольклоре, а посредством ассоциаций – с героем в целом передать глубинное ощущение о том, какой это был герой или человек, т.е. воссоздать абстрактный, бессознательный образ. Образ, который должен быть примером для учащихся.

Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую очередь, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции и, конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.

Процесс обучения танцу - это постоянная, трудная физическая и душевная работа над собой, требующая больших эмоциональных затрат. Увлеченность и активность педагога-хореографа облегчает эту работу учащимся. Несмотря на начальные физические данные учащихся в процессе занятий все эти навыки совершенствуются, способствуя правильному физическому развитию детей. Необходимо правильно организовывать процесс. Необходимо акцентировать внимание детей на сущности народного танца как такового. Воспитательный аспект должен присутствовать не только при формировании и деятельности самого коллектива. В ансамбле понимание детьми сущности самих занятий и концертных постановок очень важно. Каждый ребенок должен осознавать, для чего изучаются народные танцы, с какими традициями они связаны, что влечет за собой несохранение традиций, культуры народа. Мне важно на каждом уроке формировать в детях особый интерес к своей нации, культуре и быту своего народа. Дети должны понимать, в какой стране они живут, где их корни и истоки. Таким образом закладывается национальное самосознание, у детей формируется отношение к другим нациям, народностям, дети различают танцы разных народов, знают особенности исполнения своих национальных танцев. Тогда интерес детей к собственной культуре вызывает интерес и к национальным танцам. Занятия в коллективе, участие в различных конкурсах и фестивалях поддерживает интерес к народному танцу. Использование в народной хореографии новых тенденций позволяет детям чувствовать себя уверенно на танцевальной площадке, придает особую значимость занятиям в коллективе, вызывает интерес у сверстников.

Прежде чем разучивать танцевальный номер, слушаем с учащимися музыку, знакомимся с историческими фактами, сюжетом танца, вместе придумываем движения к танцу, продумываем, что то или иное движение означало для наших предков, что может отражать в современном мире, что общее между ними. Здесь очень важную роль играет продуманность цели изучения того или иного танца при выборе репертуара. Следует соблюдать принцип от простого к сложному

Художественная стилизация является более высокой ступенью трансформации народного творчества. Из фольклорного образца как бы вычленяется основное образное ядро, самый яркий пластический мотив, ведущая идея (в лексике, рисунке, исполнительстве, образности - в любом из компонентов танца), которые разрабатываются, развиваются вплоть до перехода их в новое качество. По сути дела, здесь происходит разделение фольклорного произведения на отдельные элементы, их переосмысление, трансформация и новая сборка уже сценического произведения в соответствии с замыслом.

Преобразованию подвергаются все структурные элементы фольклорного танца: его музыкально-ритмическая формула, сюжетостроение, образность. Здесь четко проявляется опосредованность фольклора традициями профессионального сценического искусства. Лексика танцев постепенно расширяется и усложняется.

Я много рассказываю о пользе упражнений, о характере их исполнения, о том, что отражает то или иное движение. Вначале разучиваю с учащимися движения, анализируем их фольклорную сущность: этнографические особенности танца, историю, характерные черты быта, народной культуры, отраженные в танце. После анализа разучиваем комбинации, движения в паре и только после этого танец с рисунком.

Первый мой стилизованный танец - «Лянок». Традиционный танец сформировался как отражение особенностей трудовой жизни. Массовость, всеобщность – необходимое условие пляски. Ведь когда танцуют все вместе, в одном ритме, появляется удивительное чувство единения друг с другом, что делает каждого в несколько раз сильнее. В танцевальных движениях воплощались любовь и труд. Это нашло отражение в отдельных фигурах, элементах танца, в бесконечной повторности фигур, в сомкнутом круге. В ходе стилизации шло уточнение рисунка танца, разбивалась монотонность, повторность фигур, танец становился для сцены более зрелищный но без перегрузки. Первоисточником танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Таким образом, часть группы передавала гордость за хорошо выполненную работу, удаль, воплощение принципа «хорошо сделал дело -гуляй смело». Другая часть вспоминала наиболее интересные моменты работы, успешные приемы и силу. Таким образом формировался образ самостоятельного, физически закалённого, трудолюбивого, целеустремлённого человека.

Танец «Купалье». Основой сценария послужил древний миф «Ночь на Ивана Купалу» про цветок папоротника, приносящий счастье и богатство. На самом деле биологи уверяют, что папоротники не цветут. А вот в сказке они расцветают на одну ночь — ночь на Ивана Купалу. У этого народного праздника есть своя многолетняя история, ныне он приходится на 7 июля. Миф гласит, что папоротник расцветает всего на несколько секунд на Иванов день, и в этот самый момент можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. Материал посвящен постановке номера, в котором обыгрывается праздник Ивана Купалы - обряд поиска цветка папоротника. Это ритуально-культовый танец. Волшебный цветок выполняет желанье, но какой ценой? Осмысление этого значительного события происходит в ритме определенных телодвижений. Поэтому номер получился таинственным, колдовским, завораживающим. Стилизация основана на джазовой технике, но характер движений, их композиция и музыка создают атмосферу исконно белорусского танца - причем не сценического, а исконного, фольклорного, настоящего. Как будто танцуют не в зале, а на поляне; вокруг - дремучий лес, полный всякой нечисти. При стилизации танца «Купалья» ведущей идеей было осознанание важности общечеловеческих моральных принципов.

Танец «На Ивана, на Купалу». В основу сценария легла другая идея праздника. По народному календарю Купала - древнейший праздник солнца и зрелости лета. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца - Даждьбога. Наши предки верили, что Даждьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания, замыкает зиму и отмыкает лето. Если при стилизации танца «Купалье» акцент был на обряд поиска, то стилизация танца «На Ивана, на Купалу» отражал проводы весны и встречу лета, выбор суженого. Танец исполняется то в быстром темпе, с трюками, верчениями, дробями, хлопушками, присядками, то переходит в плавный хоровод. Движения смягчались, округлялись, изменялись положения рук и корпуса, позиции ног. В танце два солиста: мальчик и девочка. Быстрая часть показывала молодость, удаль, мужское и женское начало, медленная - осознанность жизненного выбора, важность следования традициям.

Танец «Красны девицы». Отражает всю многогранность человеческого характера, души. Поиск своего внутреннего «я». Постановка насыщена сложной лексикой: прыжками, слайдами, большими позами, вращениями, уходом в пол, высокими ногами, каноном и импровизационными вставками, поэтому для исполнения необходима хорошая джазовая подготовка. И музыкальное сопровождение достаточно сложное: меняется темп, ритм, характер музыки. Усложняется техника танца: присутствует использование выворотности, вместе с тем - строгость рисунка движений рук, поз и поклонов, появление прыжков, заносок, ряда мелких движений.

Стилизуя танец, для укращения номера я продолжаю использовать элементы акробатических трюков. Единственное о чем стоит помнить, так это о том, что танец первичен, а данные элементы лишь дополняют, украшают его.

Результативность. Первые переработанные и стилизованные мною народные танцы: «Купалье», «Лянок», «На Ивана на Купала», «Красные девицы» сложились в единый цикл, своеобразную танцевальную сюиту. Достаточно успешный, потому что показ этих танцев принес нам много наград. Наш ансамбль «Славяночка» только в 2014/2015 учебном году за данные хореографические постановки имеет следующие награды:

- I место, танец «Лянок», международный конкурс «Созопольска панорама – 2014»( Болгария);

- I место, постановка «Купалье», районный этап Республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир»;

- III место, постановка «Красны девицы», Третий открытый конкурс детского хореографического творчества «Браво, дети!»;

- III место, постановка «Красны девицы», городской этап Республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!»;

- Диплом участника, постановка «На Ивана, на Купалу», Республиканский конкурс хореографического конкурса в номинации «Народно-сценический танец».

При проведении урока педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, его четкая метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей.

Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус. Кроме того, необходимо помнить о костюмах. Учащиеся очень скованно чувствуют себя на сцене в старых не модных костюмах. Стилизованный танец требует стилизации костюма: меняется ширина и длина юбки, каблуки меньше и удобнее, вместе с тем костюм должен отражать народный стиль. Необходимо понимать взаимоотношения школьников, их внутренний мир, возрастные особенности, продумывая вопросы занятия. Только тогда можно управлять социокультурным процессом, учащиеся смогут освоить те или иные нормы общественной жизни.

Учебные комбинации — это «кирпичики», из которых вырастает «здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности — это форма, которую необходимо наполнить содержанием.

Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.

Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какую задачу мы решаем. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п.

Необходимо учитывать также мышечную нагрузку при исполнении упражнений на присогнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному. Этот принцип необходимо учитывать при построении урока народного танца в целом.[6]

Однако, как показывает практика, если наша цель – сохранение народной культуры, развитие духовно-нравственного потенциала учащихся одних уроков не достаточно. Необходимы и другие формы работы. В частности, внеклассная, внеурочная деятельность. Поэтому я со своим коллективом «Славяночка» очень активно участвую в школьных мероприятиях и общественной жизни школы. Мы показываем свою работу на утренниках, праздниках, участвуем в школьных концертах, всегда рады, когда наш коллектив приглашают выступить вне школы на районных и городских мероприятиях.(Приложение 2) Ансамбль «Славяночка» принимал активное участие в организации культурных программ для гостей столицы во время проведения чемпионата мира по хоккею в 2014г. Традиционными стали поездки на танцевальные конкурсы в Болгарию: на международный детский фестиваль «Солнце, радость красота» г. Несебр, Международный танцевальный фестиваль «Созопольская панорама» (Приложение 3).

Помимо этого, коллектив принимает участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, от районных до международных, и показывает стабильно хорошие результаты. (Приложение2).

Но все эти мероприятия - плод нашего, моего и моих учеников, труда. Однако я считаю, что совершенно необходимо учиться и глядя на другие коллективы, от детских до профессиональных. Именно поэтому мы ходим на концертные программы детских образцовых танцевальных коллективов, профессиональных танцевальных коллективов Республики Беларусь и других стран. Такие совместные походы всегда имеют продолжение - обсуждение внутри коллектива. Здесь ребята высказывают свои впечатления об увиденном, мнения о том, чему можно поучиться, что стоит взять на вооружение при постановке танцев в нашем коллективе. А для этого необходимо не только внимательно просмотреть программу, но и оценить, проанализировать её. И здесь уже возникает понятие о такой форме работы учащихся, как самообразование, потому что дети сами анализируют, отбирают лучшее на их взгляд из увиденного и высказывают своё мнение, стараясь его обосновать.

Заключение.

Данное направление в работе апробировано на протяжении ряда лет и дает положительный результат. Опыт можно рекомендовать к использованию не только учителям хореографии, но и педагогам дополнительного образования учреждений образования.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов, учатся воспринимать не только национальное своеобразие танца, знакомятся с основами общей культуры. Процесс обучения воспитывает в школьниках ответственность, трудолюбие, самоконтроль. За несколько лет работы видно, чему научились школьники, занимаясь в ансамбле. Школьники знают, что такое дисциплинированность и самодисциплина, они трудолюбы и терпеливы. В наш компьютерный век они много читают, способны к состраданию, ценят дружбу и коллектив. Всегда придут друг другу на помощь. Всему этому их учит стилизованный народный танец. Таким образом, изучение традиций национальной культуры помогает процессу самопознания и саморазвития учащихся, активизирует их познавательные интересы, расширяет горизонты познания, способствует нравственному самосовершенствованию. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности создает условия для воспитания личности.[7]

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стилизация как художественный прием сценической обработки фольклорного танца

Автор: Шитова Елена Александровна

Дата: 02.10.2018

Номер свидетельства: 479509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование основ гражданско - патриотического воспитания у обучающихся в хореографическом коллективе "
    ["seo_title"] => string(121) "formirovaniie-osnov-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-u-obuchaiushchikhsia-v-khorieoghrafichieskom-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "213964"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432190002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства