Как начинать знакомить детей с музыкой……………………...с.5
Условия обучения и развития юного музыканта……………....с.5-6
Мотивация занятий музыкой…………………………………….с.6-7
Донотный период………………………………………………....с.7
2.Этапы работы над новым произведением……………………….с.7
Слушание музыки…………………………………………….....с.8
Подбор по слуху………………………………………………...с.8-9
Игра в ансамбле…………………………………………………с.9
Игра в ансамбле с педагогом…………………………………...с.10
Работа над гаммами…………………………………………….с.10-11
Принципы организации самостоятельной работы ученика….с.11
Рекомендации по активизации внимания……………………..с.11
3. Способы самостоятельной работы ученика с музыкальным материалом.
Задачи в работе с родителями………………………………….с.12
Цели сотрудничества…………………………………………...с.12-13
Заключение………………………………………………………с.13
Список используемой литературы……………………………..с.14
ВВЕДЕНИЕ.
Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От педагога, помимо высокой музыкальной квалификации, требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств. Уважение и авторитет педагога особенно важны на таком раннем этапе, где большую роль играет личность учителя. Во многом именно от этого зависит отношение ученика к занятиям.
Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен уметь создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в них игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом педагог обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, воспитывать музыкой.
Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудное, вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более, не вытесняя из детского бытия. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не нарушая естества ребенка. И поскольку главнейшей из первоначальных задач является "зажечь", "заразить" ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от естественной для его возраста "игровой фазы", необходимо строить урок в форме увлекательной игры.
Характеристика психофизических черт.
Можно выделить несколько общих характерных психофизических черт, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов:
Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.
Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться.
В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.
В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность.
В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.
Как начинать знакомить детей с музыкой.
Игру на баяне ребенок должен воспринимать как новое развлечение. Задача педагога - направить это развлечение. Для этого можно использовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненные самими детьми самостоятельно или с помощью педагога), рассказ, сопровождающий игру, задачи - головоломки. Одно из условий в ранних занятиях - суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя. Важно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок полностью раскрылся. Это поможет решить одну из главнейших задач - свободу рук и естественность движений для передачи музыкальных мыслей и чувств.
Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Интерес и желание в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обучении. Часто бывает, что с проснувшимся интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию необходимых, специфических для музыканта данных: слуха, памяти, чувства ритма и т.д. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. И переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с их основами формируются музыкальное мышление, и воспитывается воля к труду.
Знакомство детей с музыкой нужно начинать с доступного и понятного им музыкального материала. Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребенок. Уроки должны быть построены на одновременном развитии всех важных для музыканта условий обучения.
Условия обучения и развития юного музыканта.
Каждый урок должен сочетать в себе:
знакомство с клавиатурой;
гимнастику и постановку рук;
развитие слуха, ритма, памяти;
формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины);
приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.)
Для успешности обучения необходимы следующие условия:
1. Физическая готовность
2. Психическая готовность
3. Мотивационная готовность (способность ребенка переключаться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную)
Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки.
Мотивация занятий музыкой.
Определение педагогом музыкальных познаний, пристрастий ученика являются отправной точкой его дальнейшего индивидуального развития.
Целенаправленная работа педагога с учеником по освоению им музыкального языка: выявление образного содержания на фонетическом и синтаксическом уровнях, изучение направлений, стилей, жанров, музыкальных форм и т. д. Мотивация занятий музыкой будет возрастать естественным путем по мере освоения музыкального языка. С расширением круга музыкальных интересов ученика и формированием у него художественного вкуса музыка постепенно станет частью его духовной жизни; он будет не только заниматься на инструменте, но и слушать музыкальные записи, посещать концерты.
Нормальным можно считать положение, при котором уровень освоения музыкального языка, а, следовательно, и уровень музыкального мышления несколько опережает инструментальное, техническое развитие учащегося. Мотивация занятий в таких случаях носит духовный характер и способствует оптимальному развитию всех сторон обучения юного музыканта.
Репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке. В этом плане принципы его подбора могут определяться следующими положениями:
1. Упражнения и гаммы должны быть тесным образом связанны с изучаемыми в данный момент пьесами, тогда работа над ними обретает смысл для ученика.
2. Выступление на сцене - важное событие для ученика. Оно стимулирует его занятия, дает уверенность в его силах, дает желание повторного успеха, если оно удачное. Не следует выпускать на сцену недостаточно подготовленного ученика.
Донотный период.
Донотный период формирует элементарные навыки слухо-двигательной взаимосвязи при игре (вижу- слышу- играю- слышу).В донотном периоде широко применяются различные формы работы с учеником, стимулирующие его собственное творчество. Например: движение под музыку, рисование, словесное описание, сочинение музыки, подбор по слуху, транспонирование. Длиться донотный период может несколько месяцев.
Задачи донотного периода: дать не только необходимые теоретические сведения и привить первоначальные игровые навыки, подав их в интересной, доступной для ребенка форме, но и сформировать самое главное- увлеченность музыкой, интерес к занятиям, желание трудиться.
Содержание работы в донотный период: изучение теоретического материала, в том числе и нот, усвоение основ посадки, постановки рук через игру по слуху правой, левой и двумя руками, игру в ансамбле с педагогом.
Урок специальности не должен дублировать урок сольфеджио, где ученику приходится запоминать много новых слов, определений, понятий. Следует давать лишь минимум элементарных сведений, необходимых для занятий в данный момент. Тем не менее, объем теоретических знаний, предлагаемых ученику, достаточно обширен. Он включает в себя: объяснение новых тем, показ на инструменте, использование дидактических игр, работу с методическим пособием.
Параллельно ученик запоминает местоположение нот, устно «читает» их с листа.
2. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД НОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
прослушивание музыкального произведения (определение характера, жанра);
сознание ритмического своеобразия жанров;
определение количества звуков, мотивов;
осознание понятие относительной высоты звуков;
знакомство с ладом;
знакомство с интервалами;
постановка руки и освоение штрихов;
игра в ансамбле.
Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический материал, много творческих заданий, загадок.
Приступить к первому практическому уроку только после выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента и постановки рук.
На уроке специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. Опыт показывает, что начинать игру на инструменте предпочтительней с левой руки. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Предпочтение следует отдавать игре нон легато. Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре.
Слушание музыки.
Слушание музыки - важный фактор в освоение её языка. Наиболее существенное воздействие на начинающего ученика оказывает обычно игра педагога или старших учеников. Прослушивание записей и посещение концертов на этом этапе обучения регламентируется педагогом. Он учитывает доступность репертуара, его качество. Нельзя пустить этот процесс на самотек, ведь одновременно с постижением языка музыки формируется и вкус ученика.
Подбор по слуху.
На первом же уроке цель у ученика самому издать хотя бы один звук на баяне, но ни знаний, ни умений у него еще нет. Поэтому рекомендую пока с ним занятия подбором по слуху в игровой форме.
Инструмент пока в руках у педагога. Лучше исходить от ученика: попросите его спеть любой звук. Затем, не показывая ученику клавиатуры, сыграйте спетый им звук. И вот уже первый вывод: на баяне можно воспроизвести пропетый голосом звук. Если ученик может пропеть другой или несколько звуков, повторите их на инструменте. Сможет ли он спеть знакомую песенку? Если да, то проиграйте напетую им мелодию.
Бывает, что попытки ученика спеть другой звук приводят его к повторению одного и того же звука. Это может быть вызвано несколькими причинами: недостаточной развитостью слуха, отсутствием координации слуха и голоса, стеснительностью, наконец, непониманием того, чего от него хотят. Не заостряйте внимания ученика на его неудаче, идите дальше: сыграйте поочередно два звука, один из которых был пропет учеником. Лучше, если эти звуки относятся друг от друга на значительный интервал, например, кварту или квинту (но не октаву, так как это может спутать ученика). Попросите его «угадать», какой из звуков был им спет. При необходимости повторите это упражнение.
Теперь покажите ученику две близлежащие клавиши (лучше не в секундовом, а в терцовом соседстве по одному ряду), звук одним из которых им пропет. Задача для ученика: нажав поочередно эти клавиши, найти «свой звук», Заметим, что инструмент остается в руках педагога, и мехом управляет он же.
Усложните задачу: сыграйте один звук в той тесситуре, которую ученик может воспроизвести голосом, попросите его спеть этот звук, а затем, указав ему две - три клавиши, среди которых имеется заданная. Попросите найти ее, поочередно нажимая указанные клавиши.
Игра в ансамбле.
Опыт многих педагогов, работающих с начинающими, свидетельствует о том, что «вхождение» в музыку ученика и самовыражение в ней всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих соучеников, ребёнок более активно «включается» в работу, воспринимает музыку внимательнее и глубже, чем наедине с взрослыми. Начальное обучение целесообразно практиковать с двумя-тремя детьми одновременно. Помимо применения игровых форм работы, изложены выше, возможны варианты совместного исполнения упражнений и пьес, что развивает способность слышать партнера и слушать себя, а также помогает «организовать время». Если ученики играют одну и ту же пьесу, можно разделить между ними голоса либо партии рук, расписать эти или другие пьесы для дуэта, трио.
Столь раннее музицирование в ансамбле применяется довольно редко, но практика показывает, что ансамблевая форма работы в начальный период обучения не только возможна и результативна, но и очень привлекательна для маленьких детей. Зачастую ансамблевые партии они выучивают быстрее и качественнее, чем свои сольные пьесы.
Игра в ансамбле с педагогом
Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: “С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”.
Задачи преподавателя в работе над ансамблем:
развить и активизировать творческое начало личности ребенка;
увлечь ребенка музыкой;
приобщить ребенка к творчеству.
Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:
Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности движений. Основная задача при работе над гаммами - это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается. В данной работе будет рассмотрена игра исключительно гамм, а не всего гаммового комплекса (аккорды, арпеджио и т. д.).
При игре гамм надо следить и сразу предупреждать следующие недостатки учащихся:
1. Пальцы не должны "вязнуть" в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным. Для этого кончики пальцев нужно слегка фиксировать и нацеливать на взятие клавиш, но высоко их не поднимать.
2. Не прогибать последние фаланги пальцев. Это тоже зависит от фиксации кончиков. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.
3. Не прогибать запястные косточки, ощущать в них опору паяцев, иначе сила от плеча не дойдет до их кончиков.
4. Не "выколачивать" первым пальцем при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.
Принципы организации самостоятельной работы ученика.
1. Индивидуальный подход к применению учеником различных методов, приемов и способов работы.
2. Формирование у учащегося умения анализировать собственные действия, развитие самостоятельности мышления.
3. Осознание учеником целей и задач своей работы.
4. Формирование умения концентрировать внимание.
Способствовать более осмысленной работе ученика будет учитель, если он будет мотивировать целевые установки.
Рекомендации по активизации внимания.
1. Применение разнообразных форм работы;
2. Обучение в игровой форме;
3. Ясность и доступность поставленных задач и целей;
4. Осознание учеником положительного или отрицательного результата;
5. Активизация работы слуха, игровых ощущений;
6. Контроль физической и психологической нагрузки; недопущение усталости как профилактическая мера сохранения сосредоточенности в работе, способности концентрировать внимание;
7. Развитие способности к одновременному контролю: артикуляции и динамики, движения меха и пальцев, мелодии и аккомпанемента и т.д.
3.СПОСОБЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА С МУЗЫКАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
1. Педагог объясняет ученику задание, рассматривая возможные способы его выполнения.
2. Чтобы убедиться в правильности понятного задания, он просит ученика здесь же на уроке выполнить его, пусть несовершенно, с остановками, поправками.
3. Далее, после проделанной дома работы, на следующем уроке, ученик, заданное (это может быть пьеса или ее часть), анализирует свое исполнение, исходя из требований педагога к его игре.
4. Затем он выслушивает мнение педагога. Отмечая удавшиеся эпизоды, педагог просит вспомнить, как он работал над ними, фиксируя в его сознании моменты, способствующие положительному результату. В случае неудачи педагог корректирует проделанную работу или предлагает альтернативные решения.
Отдельные моменты домашней работы могут быть воспроизведены на уроке с целью выявления причин неудач и определения методов их решения.
Задачи в работе с родителями:
включение родителей в образовательный процесс;
сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку в его ежедневных занятиях дома;
формирование новых интересов семьи;
духовное сближение детей и родителей;
формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой.
Очень важно, начиная работу с детьми 6-7 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
А.Д. Артоболевская писала: “Радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания”.
Цели сотрудничества:
Создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой, народной);
создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу которого составляют полное доверие, доброжелательность, заинтересованность и общность цели.
Наиболее рациональная форма работы с родителями - это пригласить их на уроки (особенно важен начальный этап обучения), родительские собрания с концертом учащихся, индивидуальные и коллективные консультации, семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых учащиеся будут иметь возможность проявить свои музыкальные способности приобретенные в ходе работы по всем разделам программы.
Заключение.
Вся работа с юными музыкантами направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное, продуманное исполнение завершает работу над произведением.
Когда учащиеся впервые получают удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.
Единство художественных намерений, эмоционального сопереживания исполняемой музыки, полёт вдохновения, рождаемый совместной игрой, устремлённость каждого из участников к новым музыкально-художественным открытиям – вот, что побуждает исполнителей объединяться в ансамбли, вот, чем характеризуется ансамблевое искусство.
Пуриц, И. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М.: Издательский дом «Композитор», 2001.Семенов В.А. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2007 г.
Федоров И.А. О роли фортепианного ансамбля в становлении профессионального музыканта. – С.П.: Музыка, 2007 г.
Пономарев А.А. Учебное пособие, пьесы для ансамблей. 2-5 кл. ДМШ. - С.П.: Композитор, 2013 г.
Ушенин В.В. Школа игры на аккордеоне. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2013 г.