«слушание музыки – первая ступень к знакомству с музыкальной литературой»
«слушание музыки – первая ступень к знакомству с музыкальной литературой»
В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««слушание музыки – первая ступень к знакомству с музыкальной литературой»»
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования «Дятьковская детская школа искусств»
РЕФЕРАТ
На тему:
«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ – ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ К ЗНАКОМСТВУ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»
Преподаватель: Юшина С. Г.
Дятьково 2018 г.
В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей.
Очень важно и правильно, что в сфере дополнительного образования при введении новой программы ФГТ, появился новый предмет – слушание музыки. Этот предмет заполняет собой ту нишу, которая существовала ранее, т.е. до начала изучения музыкальной литературы. С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача - помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть , но и внимательно слушать и воспринимать. Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в раннем возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного мира.
Поскольку актуальность данной проблемы с годами только нарастает, немало музыкантов, музыковедов, психологов, педагогов обращались к поиску оптимального решения и освещения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, музыкальной культурой, обращением к сфере классической музыки. В работах отечественных музыковедов разных лет мы находим важные сведения о потенциале классической музыки для становления гармоничной личности человека, о связи ее с образно-интонационным откликом в душе ребенка. Основная проблема — определение функции классической музыки в музыкальной деятельности ребенка и развитие навыков слушания ее через формирование интонационного восприятия.
Цель:
- Формирование эстетически развитой творческой личности. приобщение к шедеврам мировой классики с раннего детства, формирование музыкального вкуса учащихся;
- Приобщение к шедеврам мировой классики с раннего детства;
- Развитие музыкального слуха, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и желания самостоятельного музицирования;
- Духовное совершенствование ребенка и развитие его интеллекта;
- Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры, взаимосвязи ее с другими видами искусства и жизнью.
- Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира.
Основные задачи
- Научить воспринимать незнакомые произведения с точки зрения эмоционально – образного строя, проникать в содержание музыки, опираясь на элементы музыкальной речи и логику динамического развития;
- Создатьпредпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения учащихся к музыкальному искусству;
- Формировать основы культуры слушания , воспринимать произведения мировой музыкальной культуры разных эпох, жанров, форм;
- Развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение учащихся, формировать интерес детей к познанию классической музыки; стремиться слушать и исполнять ее;
- Формировать способности различать тембры музыкальных инструментов, выявлять выразительные средства музыки.
На уроках из пассивного слушателя ребенок становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.
Использование ИКТ способствует развитию личности не только учащихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках слушания музыки. Дети с удовольствием ходят на уроки, повышается результативность и, главное, интерес детей к предмету.
Необходимо особенное внимание уделить творческому развитию учащихся. Поэтому форма работы тоже требует изменений: индивидуальный подход к учащимся и игровые методы обучения.
Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется подход, позволяющий применять синтез искусств: кино, изобразительного искусства, литературы и музыки.
В условиях современного технического прогресса появилась возможность не только слышать, но и «видеть» музыкальные произведения.
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках «Слушания музыки» можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. А предмет «Слушание музыки», как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
Слушание музыки – это организованный процесс, направленный на обогащение детей музыкальными впечатлениями. Он увеличивает интерес ребенка к различным видам музыкальной деятельности, музыкальному искусству, развитию общей музыкальности, музыкальной культуры, музыкально-эстетического вкуса, формирование творческой индивидуальности.
Литература
Ветлугина М.А., Кенеман А В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» // учебное пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983;
Михеева Л. «Музыка - детям».//Вопросы музыкально-эстетического воспитания- Л. Михеева: «Музыка», вып.3-1981, вып.4-1976.
Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»// пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос, 1994;
Сухомлинский В.А., ст. «Сердце отдаю детям» / Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., « Методика музыкального воспитания», М.:- «Музыка», 1990 г., стр.52- 53.