Конспект урока на тему 'Скрипичная школа Казахстана'.
Айткеш Толганбаев - основоположник профессиональной скрипичной школы Казахстана. Прекрасный музыкант, признанный еще в 1961 году первой скрипкой республики. Замечательный педагог-новатор, музыковед, автор пособий для городских и сельских музыкальных школ, автор «Сборника транскрипций для скрипки и фортепиано», где впервые для исполнения на этих инструментах были систематизированы и обработаны казахские мелодии и кюи.
У каждого в жизни - свое начало. Айткеш родился там, где ему уготовано было появиться на свет - в степях под Семипалатинском, в селе Карауыл. Маленький мальчик сидел на крыше, смотрел на ночное небо, усыпанное звездным бисером, и казалось ему, что он один-одинешенек на всей огромной планете. А степь была переполнена пульсирующими звуками, которые сливались в прекрасную мелодию. Ранняя любовь к музыке объяснялась просто: в роду Айткеша были великие Абай и Шакарим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Е. Брусиловского в исп. А. Мусаходжаевой, музыкальные термины ,портреты композиторов ,музыкантов-скрипачей:А.Мусаходжаевой,М.Бисенгалиева,
Виды и формы контроля: прослушивание, контроль дыхания, пение по руке, дирижирование. Прогнозируемые результаты: эмоциональный отклик на музыку, осмысленно владеть способами певческой деятельности: подпевание, допевание, пропевание.
Тема урока: «Скрипичная школа Казахстана». Цель урока:Приобщение детей к сокровищам музыкальной классики, воспитание уважения к классичемкой музыке. Задачи: Образовательная:Познакомить учащихся с казахстанскими скрипачами-виртуозами
(А. Мусаходжаевой, Маратом Бисенгалиевым)
Воспитательная:Формирование представления о скрипичной музыке как основе развития профессионального искусства; формирование умения слушать и анализировать фрагменты произведения. Пробудить у учащихся интерес к жанру – инструментальная музыка, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.
Развивающая: Главное в музыке – это человеческие характеры, чувства и страсти, столкновения и конфликты, которые могут быть раскрыты музыкой. Способность размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох.
Структура урока:Организационный момент: вход в класс под музыку; музыкальное приветствие.Беседа о создателей скрипки Антонио Вивальди.,Антонио Страдивари
Слушание музыки :«Боз айгыр» Е. Брусиловского в исп. А. Мусаходжаевой
ХОД УРОКА звучит мелодия «Под музыку Вивальди» в исполнении оркестра Поля Мориа.
Учитель: Поделись живыми снами,
Говори душе моей,
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.
Я думаю, вы узнали, ребята, что в начале урока прозвучала мелодия песни «Под музыку Вивальди». Какой инструмент солирует, звучит ярче других?
Ученики:Скрипки. Портрет Антонио Вивальди.Слайд№1
Учитель:Итальянец Антонио Вивальди (1678-1741гг.), скрипач и композитор, писал музыку для струнных и духовых инструментов. В истории классической музыки Вивальди первым нашёл путь к сердцу каждого независимо от возраста, образования. Музыка Вивальди остаётся в памяти, к ней хочется возвращаться вновь и вновь.
Самый выдающийся мастер смычковых инструментов – Антонио Страдивари. Изготовил за свою жизнь около 1200 скрипок. На каждой из них стоит специальное клеймо великого мастера. Скрипки Страдивари стоят сегодня огромных денег.
Портрет Антонио Страдивари, клеймо великого мастера, скрипичная мастерская. (Вспомнить имена других скрипичных мастеров, не менее известных: Амати, Гварнери)
В изготовление скрипки мастера вкладывали всю душу, поэтому, наверное, она и «поёт как душа». А ещё и все материалы для скрипки «живые». Это дерево, кусочки лески из кишок животных, конский волос.
Учитель:А сейчас я хочу вас познакомить с великими скрипачами Казахстана.Слайд№2
Айма́н Кожабе́ковна Мусаходжа́ева (род. 15 марта 1958 года, Алма-Ата,— советская и казахстанская скрипачка, народная артистка Казахстана, ректор Казахского национального университета искусств. Родители отдали всех своих четырёх дочерей в музыкальную школу: Раиса (скрипка), Раушан (кобыз), Бахытжан (виолончель) и Айман (скрипка).С семи лет Айман начала выступать в концертах, а в тринадцать впервые с оркестром исполнила «Интродукцию и Рондо каприччиозо» Сен-Санса. Её одаренность почувствовала и раскрыла выдающийся педагог знаменитой музыкальной школы Нина Михайловна Патрушева.В 1975 году Айман Мусаходжаева закончила Республиканскую специальную музыкальную школу им. Куляш Байсеитовой в Алма-Ате, в 1983 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, класс народного артиста России профессора Валерия Климова.1983—1990 — солистка-инструменталистка в Казахской государственной филармонии им. Жамбыла. В её репертуаре произведения Баха, Гайдна, Моцарт, Бетховена, Паганини,
Брамса, Чайковского, Сибелиуса, композиторов Казахстана.В 1990 году стала доцентом кафедры скрипки Алматинской Государственной консерватории им. Курмангазы, затем до 1993 года — работала заведующей кафедрой. С 1993 года — профессор, 1997/1998 — заведующая кафедрой струнных инструментов.В 1993 году основала Государственный камерный оркестр «Академия солистов» и стала его художественным руководителем.
С 1993 года является членом жюри Международного конкурса скрипачей им.Чайковского,
Международного конкурса скрипачей им. Микеланжело Аббадо, Международного конкурса скрипачей им. А.Ямпольского.В 1998 году основала Казахскую национальную академию музыки в Астане и назначена её ректором (12 октября 2009 года она переименована в Казахский национальный университет искусств — Каз НУИ).
В настоящее время является художественным руководителем Президентского оркестра.
Лауреат и дипломант многих конкурсов:1976 г. — Международного конкурса в Белграде (Югославия), 1981 г. — Международного конкурса им. Паганини вГенуе
(Италия), 1983 г. — Международного конкурса в Токио (Япония), 1985 г. — Международного конкурса им.Сибелиуса в Хельсинки (Финляндия), 1986 г. — VIII Международного конкурса им. Чайковского в Москве. Награды А.Мусаходжаевой:
1984 — Заслуженная артистка КазССР.
1986 — Народная артистка КазССР.
1998 — медаль «Астана»
1998 — присвоено почётное звание ЮНЕСКО «Артист за Мир».
2000 — Государственная премия Республики Казахстан в области литературы, искусства, архитектуры.
2002 — Клуб меценатов Казахстана наградил её независимой премией «Платиновый Тарлан» в категории «Музыка».
2002 — Имя Айман Мусаходжаевой внесено во Всемирный почетный список IВС «2000 выдающихся музыкантов 20-го века»
2007 — Почётный гражданин г. Астана
2011 — Орден Дружбы
2014 — Герой Труда
Слушание музыки: «Боз айгыр» Е. Брусиловского в исп. А. Мусаходжаевой
Учитель:Марат Бисенгалиев(слайд №3) родился в 1962 году в Алма-Ате. Дважды поступал в Центральную музыкальную школу при консерватории в Москве и оба раза провалился. Вернулся в Алма-Ату и поступил в Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу им. К. Байсеитовой по классу скрипки и окончил её в 1979 году (с восьмого класса у Нины Михайловны Патрушевой).1979—1981 годы —Алма-Атинская государственная консерватория им. Курмангазы (класс проф. Нины Патрушевой).
1981—1984 годы — Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
(класс проф. Бориса Беленького).1986—1988 годы — Бисенгалиев учится в аспирантуре Московской консерватории в классе проф. Валерия Климова.
Учёбу завершил крупным сольным концертом на сцене Большого зала Московской консерватории сГосударственным симфоническим оркестром СССР, на котором успешно исполнил скрипичный концерт Бетховена.В 1989 году Бисенгалиев создаёт в Алма-Ате камерный оркестр «Алтын-Алма».В том же году приглашён на турне по Англии. На одном из концертов Марат исполнил скрипичный концерт ЯнаСибелиуса и потряс слушателей своей эмоциональной раскрепощённостью и глубиной интерпретации. Присутствовавший на концерте продюсер звукозаписывающей компании «Наксос» Дэвид Дэнтон в тот же день предложил скрипачу контракт на запись его концертного репертуара. В последующие годы (1992—2008) Бисенгалиевым было записано четырнадцать компакт-дисков с крупнейшими западными звукозаписывающими компаниями, такими как «Наксос», «Марко-Поло», «Сони», «ЭМИ — Классикс», «Блэк-Бокс»
Марат Бисенгалиев много концертирует, он играл в 35 странах, выступал с такими известными оркестрами, какEnglish Chamber Orchestra, BBC Scottish Symphony Orchestra, BBC Ulster Symphony Orchestra, The Philharmonia Orchestra, The National Symphony Orchestra of Ireland, Northern Simfonia, Московский симфонический оркестр,Национальный симфонический оркестр Польского радио, Варшавский филармонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Украины, выступал в престижнейших концертных залах мира: Карнеги Холл (Нью-Йорк), Королевский Альберт-холл, Барбикан и Wigmore Hall (Лондон), Bridgewater Hall (Манчестер), Waterfront Hall(Белфаст), Sheffield City Hall, Большой зал Московской консерватории и др. Награды М.Бисенгалиева:
1988 год — победитель Международного конкурса исполнителей Баха в Лейпциге (Германия).
1991 год — первое место на международном конкурсе имени Никанора Сабалеты в Испании. Помимо первого места получил специальный приз за самое виртуозное исполнение.
2000 год — заслуженный деятель искусств Казахстана.
2000 год — орден «Курмет» (орден Почёта) от правительства республики.
2000 год — первый лауреат независимой премии меценатов Казахстана «Платиновый Тарлан» в категории «Музыка».
2010 год — избран «Музыкальным символом десятилетия Казахстана» по итогам независимого опроса
Слушание музыки: Отрывок из ДУЭТ (Двойной концерт Мендельсона для скрипача и пианиста с Жанией Аубакировой в Барбикан-холле,Лондон).
Распевка Для того чтобы голос проснулся и начал петь, нужно обязательно начать пение с распевки. Певческая установка. Петь надо негромко, не кричать, слушать инструмент и друг друга.Послушайте звуки, которые я вам сейчас спою, а вы повторяйте их за мной. Ну, вот и хорошо! А теперь споем в темпе! Вот теперь наш голос подготовлен к пению. Постарайтесь услышать, почувствовать и увидеть эту замечательную песню. И пусть вам помогут два великих языка казахский и русский, и конечно же музыка. Пение. «Қазақстан» А.Жайымов. (слайд №4)
Итог урока: закрепление пройденного материала (взаимосвязь композиторской музыки).
Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Мы узнали, что музыка написанная композиторами от души,живет вечно.И талантливые музыканты-исполнители дают ей новую жизнь,а величайшее творение мастеров как Вивальди и Амати доказывают нам что человечество умеет ценить и беречь прекрасное,передавая из поколения в поколение эти уникальные волшебные инстументы-скрипки.
- А кого из современных казахских скрипачей вы еще знаете?
Домашнее задание:выучить слова песни «Қазақстан»
Прочтать и пересказать о скрипичной школе Казахстана,о творчестве А.Мусоходжаевой и М.Бисенгалиева.