Актуальность: мастер-класс проводится в целях формирования хорошей дикции, музыкального слуха, звучного тембра у ребёнка, что является отличным способом проявить свою индивидуальность.
Цель: развитие певческих способностей и навыков у ребёнка, а так же укрепление детского организма с помощью вокальных упражнений.
Задачи:
-обучение правильному певческому дыханию,
-формирование у детей певческого зевка,
-развитие дикционных способностей и навыков,
-совершенствование певческого звука на основе правильного выполнения вокальных упражнений, вокализов.
Проблема: привить детям интерес к художественному творчеству и эмоционально положительное отношение к вокалу.
Ход мастер-класса:
1.Вступление.
-Добрый день, все присутствующие в этом классе! Я рада приветствовать вас на моём мастер-классе по вокалу. Меня зовут Тарасова Ирина Владимировна – я педагог дополнительного образования детско-юношеского центра «Оберег», вокального объединения «Созвездие».
-Что такое мастер-класс? Это когда кто-то делиться своим опытом с другими людьми. Сегодня я поделюсь своим опытом с вами. Вы совершите путешествие в мир пения, а я и моя ученица, Варя, поможем вам в этом.
Вопросы присутствующим:
-Как вы думаете, стоит ли ребёнку учиться петь? (да, стоит).
-А для чего детям нужно учиться петь? Приносит ли пение пользу для детского организма? (да)
-Пение невероятно полезно для детского организма. Поэтому важно, чтобы родители не запрещали своим детям петь, а наоборот, поощряли это занятие и всячески ему способствовали, например, разучиванием новых детских (что очень важно) песенок, совместным пением. Но почему так важно, чтобы дети пели?
-Во-первых, при пении организм хорошо обогащается кислородом, что способствует улучшению кровообращение, улучшение собственного самочувствие, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица.
-Пение способствует повышению иммунитета. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы. А это в свою очередь благотворно сказывается на местном иммунитете.
-А ещё пение улучшает настроение. Когда человек поёт, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. В результате, ребёнок станет спокойней, счастливей, активней.
Вопросы к обучающемуся:
-Варя, можешь сказать, что является самым важным в пении? (Предполагаемый ответ учащегося: интонация, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция).
-Верно! А с помощью чего мы сможем донести до зрителей смысл и содержание музыкального произведения? (Предполагаемый ответ учащегося: с помощью дикции и слов).
-Совершенно верно! Тема мастер-класса звучит следующим образом – «Развитие вокальных навыков у детей». Я расскажу вам, как развить певческие способности у ребёнка.
-Постановка голоса, обучение пению – это выработка вокально-технических навыков. На формирование данных навыков большое влияние оказывает анатомия строения голосового аппарата, и не менее важно отношение ученика к обучению - способность, желание, интерес, настойчивость и работоспособность.
-Вокальное творчество предполагает необходимость овладения вокально-техническими навыками и применение их на практике.
Вокальные навыки:
Самый первый вокальный навык, которым нужно овладеть – это певческое дыхание. Одно из важнейших условий в пении - умение владеть дыханием. Если считается, что дыхание - это жизнь, то для певца правильно поставленное дыхание – фундамент его профессии.
В вокальной практике существует три типа дыхания :1.Грудное (при нем наиболее активно работают мышцы грудной клетки), 2.Грудо-брюшное (абдоминальное дыхание) - активны мышцы грудной и брюшной полостей,3.Брюшное или диафрагматическое дыхание.
В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберное диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота. Что же такое диафрагма? – скажете вы.
Давайте мы с вами включим нашу фантазию и представим наш голосовой аппарат, как многоквартирный дом с фундаментом в очень важной мышце, которая называется ДИАФРАГМА. Она располагается в районе солнечного сплетения и крепится к нашему позвоночнику. На этой мышце лежат наши лёгкие. Благодаря этой мышце мы с вами вдыхаем, выдыхаем и даже, вы будете смеяться, икаем! Чуть позже, я вам дам правильные упражнения, для установки верного певческого дыхания (диафрагмального).
Следующий, не менее важный вокальный навыки – это артикуляция и дикция.
Дикция – это произношение, степень чёткости, отчётливости произношения звуков, слогов, слов в речи, в пении. Артикуляция (articulare – членораздельно, ясно произносить) – способ произнесения звуков, работа органов речи, необходимая для произношения звуков речи. В чем разница дикции и артикуляции? Дикция – это чёткость артикуляции, дикцию мы слышим, а артикуляцию мы видим. Артикуляция – это процесс, дикция – это результат процесса.
-Также необходимо знать строение нашего голосового аппарата.
Голосовой аппарат — совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука.
В состав входят:
• Ротовая и носовая полости с придаточными полостями
• Глотка
• Гортань с голосовыми связками
• Трахея
• Бронхи
• Лёгкие
• Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой
• Мышцы брюшной полости
• Нервная система: соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами (Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом)
Основными резонаторами в голосе человека являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея.
Ну а сейчас я вам предлагаю приступить к практической части нашей встречи.
Рекомендую упражнения (которые будут представлены ниже) провести в форме игры, т.к. музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Её значимость не снижается и у детей младшего школьного возраста.
1.Упражнения на дыхание. Дыхание является двигательной силой, приводящей в действие голосовой аппарат.
Моя ученица, Варя, продемонстрирует вам правильное выполнение отдельных упражнений , с помощью которых можно развить певческое дыхание у ребёнка. Начнём с упражнения «Шарик»
1)вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох на звук с-с-с-с-с. Кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
Переходим к упражнению «Ёжик»
2)дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
И завершим нашу дыхательную гимнастику упражнением, которое называется «Ветер».
3)Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф-ф…
(выдох спокойный ненапряжённый).
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…
(активный выдох).
2.А сейчас мы перейдём к упражнениям на артикуляцию. Артикуляция — координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной артикуляцией.
Первое упражнение «Улыбочка»-упражнение для тренировки круговых мышц рта.
1)Улыбается щенок, зубки напоказ.
Я бы точно так же смог.
Вот, смотри. Сейчас!
(Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время отдохнуть. Повторяем несколько раз).
И второе упражнение «Окошко»
2)широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно». Затем снова широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперёд тонкий язычок – как иголочка. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение.
3.И упражнения на дикцию. Дикция — произношение, степень отчетливости говорения. Четкое произношение отдельных предложений, звукосочетаний в целом - показатель культуры речи. Недостатки дикции: картавость, гнусавость, монотонность, торопливость, проглатывание окончаний слов, невнятность.
Первое упражнение «Звук «Ж»
Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!
Жо-жо-жо – стало осенью свежо.
Жу-жу-жу – может холодно ежу?
Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу.
Же-же-же – хочет ежик есть уже.
Жу-жу-жу – молока налью ежу.
Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.
Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.
Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи!
Второе упражнение «Звук «Д»
Да-да-да – в колодце вода.
Де-де-де – ведра мои где?
Ду-ду-ду – ведра я найду.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
До-до-до – над колодцем гнездо.
Де-де-де – птенцы в гнезде.
Ди-ди-ди – птенцов не буди.
Ди-ди-ди - тихо иди.
При выборе упражнений на артикуляцию и дикцию я применяю индивидуальный подход к каждому своему ученику, обращая внимание на его речевые и певческие недочёты (особенности). Тоже самое касается и вокальных распевок, о которых мы поговорим ниже.
4.А сейчас мы подойдём к нашему инструменту, в данном случае к фортепиано, и приступим к вокальным упражнениям. Начнём распевать наш голос. Распевание — одна из важнейших форм репетиционной работы, является как способом подготовки голосов к пению, так и средством совершенствования вокально-речевых навыков.
Варя, ты готова приступить к выполнению первого музыкального упражнения? Начнём!
1) Вокальное упражнение на развитие кантилены, равномерного дыхания, динамику и ровность звука.
Переходим к следующему музыкальному упражнению:
2)
Это вокальное упражнение направлено на формирование опоры певческого голоса, а также для развития артикуляции во время пения.
И закончим распевать наш голос на упражнении, на лёгкость и подвижность голоса, быстрый вдох и чёткую дикцию:
3)
Все вокальные упражнения, которые я и Варя сейчас продемонстрировали, предполагают настройку голосового аппарата. Выполнение таких упражнений выработает у вашего ребёнка вокальные навыки, которые будут необходимы ему в дальнейшем, при изучении и исполнении любого вокального произведения.
А сейчас Варя исполнит песню, которую она выучила на моих занятиях ранее. Встречайте аплодисментами Варя, 8 лет, муз.Р.Гуцалюк, сл.Н.Соловьёва «Дождь из хрусталя».
Исполнение вокального произведения перед зрителями.
Подведение итога:
Итак, давайте подведём итог! На нашем мастер-классе вы узнали, что такое вокальные навыки, при помощи каких вокальных упражнений их можно развивать в детском возрасте. Вы познакомились с такими понятиями как певческое дыхание, артикуляция, дикция. Также детально рассмотрели анатомическое строение нашего голосового аппарата для того, чтобы понимать, как образовывается певческий звук. Уважаемые родители, вам было уютно на нашем мастер-классе? Что нового вы узнали? Получили ли вы положительные эмоции от мастер-класса?
Что дала вам сегодняшняя встреча, о чём заставила задуматься, выразите свой эмоциональный отклик, ваши вопросы и пожелания.
Нужны ли такие мастер-классы?
-В завершении нашей встречи я хочу поблагодарить мою способную ученицу, Варю, и всех присутствующих в этом классе! Желаю всем родителям успехов в воспитании своего ребенка. Обязательно находите свободную минутку для общения со своими детьми! Старайтесь как можно больше уделять им внимание! Приводите детей на занятия по вокалу! Разрешайте им петь дома их любимые песни, поощряйте в них стремление к вокальной музыке! Поддерживайте своего ребёнка на публичных выступлениях! Ведь пение очень полезно для здоровья и правильного развития ребёнка! Пребывая в мире песен, дети учатся выражать свои чувства, напрягать своё воображение, и, в конечном итоге, у них появляется чувство собственного достоинства и уверенности, которое необходимо для успеха в дальнейшей жизни.
Я благодарю всех за внимание! До новых встреч!
Педагог дополнительного образования Тарасова Ирина Владимировна
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Конспект музыкального занятия в детском саду «Пение как основной вид музыкальной деятельности детей. Программы для усвоения певческих навыков»"
["seo_title"] => string(80) "konspekt_muzykalnogo_zaniatiia_v_detskom_sadu_penie_kak_osnovnoi_vid_muzykalnoi_"
["file_id"] => string(6) "584282"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1625034224"
}
}