kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗИЦИРОВАНИЯ (синтезатор)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рекомендована  преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗИЦИРОВАНИЯ (синтезатор)»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 7» города Смоленска












РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

МУЗИЦИРОВАНИЯ (синтезатор)

Подготовила преподаватель Г.В. Чечикова



























2024



Содержание

  1. Вступление

  2. Развитие творческих способностей на уроках музицирования, Слушаем, представляем, фантазируем (из опыта работы).

  3. Основы работы над аранжировкой на уроках музицирования (клавишный синтезатор).

  4. Заключение

  5. Литература



1. Вступление.

Каждый обучающийся способен к творчеству в большей или меньшей степени, которое является постоянным спутником формирования личности. Способность к творчеству развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень ответственная область воспитания. Растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности.

Что такое творчество? Это создание нового. Оно побуждает потребность в знании, заставляет работать мысль, искать, и в результате творить. Очень многое зависит от нас, преподавателей. Достигнуть желаемого результата мы можем в том случае, если постоянно находимся в поиске, если сами личности творческие, а не «урокодатели». Сегодня преподаватель должен свободно ориентироваться в современном мире, творчески планировать свою работу, быть человеком, увлеченным и уважать личность ребенка.

Мы, преподаватели, не только обучаем игре на инструменте, прежде всего мы развиваем мыслительную деятельность ребенка, знания и умения, речь, и, конечно же, творческие способности.

Развивать творческие способности детей – значит развивать их воображение. Л.С. Выготский «Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство».

На всех моих уроках музицирования дети своими руками творят красоту. Она рождается не сразу: в трудностях, в нетерпении, иногда в слезах. Но, когда работа выполнена, с какой гордостью ребенок показывает результат своего труда.



2. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музицирования (инструмент клавишный синтезатор).



Задачи:

- создание предпосылок к формированию творческого мышления и воображения на уроках музицирования;

- внедрение новых форм и методов на уроках с обучающимися;

- включать каждого обучающегося в интересную для него практическую деятельность;

- развивать у обучающихся способность к умению фантазировать, импровизировать;

- изучение художественных возможностей инструмента.



Что такое музицирование? В узком смысле – исполнение музыки в домашней обстановке. В широком смысле – это игра на музыкальных инструментах, чтение нот с листа, подбор по слуху, аранжировка произведений, сочинение музыки и т.д.

Предмет «музицирование» представляет собой практическое освоение элементов музыкальной речи в различных видах музыкальной деятельности, способствует быстрому изменению в мышлении обучающегося, активизирует его творческий потенциал, и, как следствие, оказывает большое влияние на развитие музыкальных способностей. Навыки музицирования формируются на основе и параллельно с занятиями по специальности.

Музицирование (освоение клавишного синтезатора) открывает каждому ребенку возможность найти свой путь к музыке и продолжить его дальше соразмерно собственным желаниям и возможностям. Но вначале он откроет его как удовлетворение от самовыражения в звуках, извлеченных из инструмента.

Урок музицирования – это связующее звено между различными предметами, что делает обучение в ДШИ более целостным. На уроке музицирования обучающиеся закрепляют знания, полученные на уроке специальности. В результате осваиваются многие темы, жанры, формы, теория.

Благодаря этому предмету у ребенка развивается гармонический и мелодический слух, ладо – гармоническое мышление. Стимулируем развитие эмоциональности, памяти, воображения.

Приобщение детей к музыке через инструментальное музицирование способствует их творческому развитию. В процессе работы на инструменте синтезатор хорошо формируется чувство ритма, формируются слуховые представления, развивается внимание и организованность. Здесь нет ограничений, связанных с изучением определенных музыкальных форм, будь то крупная форма или полифония, нет жесткой механической запланированности. В основе музицирования лежит творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности. Будь то собственное сочинение, интерпритация или аранжировка пьесы. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена ценность продуктов детского творчества. Важный момент творчества –это идущая изнутри потребность у ребенка в самостоятельном выполнении какой – либо деятельности. Чтобы задания носили развивающий характер, способствовали обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов. Мы занимаемся этой работой с первого года обучения. Ребенку важно не только прослушать теорию, но и самому буквально «потрогать» руками, что получилось из собственной аранжировки. Главным элементом музыки является мелодия. Все другие элементы можно условно разделить на две группы: ритмо - гармонический каркас и фактура с тембром, которые будут составлять красочный слой музыкальной мысли.

  1. Основы работы над аранжировкой на уроках музицирования. Слушаем, представляем, фантазируем (из опыта работы).

Аранжировка – это художественное переосмысление музыкального произведения. Часто аранжировка включает в себя процесс инструментовки. В период изучения банка данных (тембров, стиля) синтезатора для последующей работы над произведением обучающегося необходимо познакомить с устройством синтезатора. Ребенок должен послушать и почувствовать особенности звучания, понять разницу исполнения разных инструментов.

Один из методов обучения аранжировке на синтезаторе в образовательных программах выступает поиск средств музыкальной выразительности.

Прежде всего, необходимо составить проект аранжировки. Сюда входит: отбор звуковых средств, проверка, корректировка, подбор стиля, темпа. Важно объяснить обучающемуся последовательность всех действий. На репертуаре детских или народных песен вводятся основные исполнительские элементы игры на синтезаторе: игра в режиме различных тембров, умение переключать режимы во время исполнения, игра со стилем, игра с автоаккомпанементом, использование функций вступления, main a и b.

Что такое игра различными тембрами? Задача ребенка услышать и проанализировать, какой характер у той или иной пьесы. Задача преподавателя – активизировать образное мышление ученика (рисуем, представляем, сочиняем). В процессе этой работы пьеса многократно проигрывается. Ученик не только заучивает текст пьесы, он еще приучается работать и на уроке выполняется часть домашней работы.

Пример: за инструментом обучающаяся отделения хорового пения. Она покажет нам простейшую аранжировку белорусской народной песни «Перепёлочка».

1. Определяем жанрово – стилистическую направленность (характер, образ, кто любит рисовать – рисует картинку, можно подключить воображение и представить ее мысленно, а можно сочинить целый рассказ). Все зависит от возраста ребенка и его предпочтений. Обучающаяся, проиграв мелодию, определила, что пьеса носит лирический характер, мелодия напевная и грустная. Мы вспомнили слова песни, мысленно нарисовали картинку этой птички. Определили тональность пьесы. Она звучит в ля миноре. В этой пьесе целесообразно использовать штрих – легато.

2. Выбираем тембр, в котором будет звучать пьеса. Играем и слушаем варианты. Ссылаясь на характер пьесы, обучающаяся выбрала кларнет.

3. Следующий этап работы - необходимо выбрать стиль из банка данных. Этот этап работы происходит после того, как ученик справится с текстом, свободно играет пьесу в разных темпах. Судя по характеру пьесы, мы должны подобрать спокойный стиль, в банке данных – это баллады. Прослушиваем ряд стилей и выбираем подходящий для нашей пьесы.

4. Далее производим гармонизацию - вся работа в левой руке (определяем, какие аккорды будет исполнять левая рука – «легкие» или условно «сложные», полные). Для обучающихся младших классов легче играть партию левой руки в режиме автоаккомпенемента т. е. «легкие».

5. Отобрать звуковые средства (найти нужный паттерн). Но эту работу можно произвести в финале и на том же этапе посмотреть вставки, шумовые эффекты, вступление и окончание. А теперь послушаем, что у нас получилось. Обучающаяся исполняет песню «Перепёлочка».

В процессе работы вместе с учеником обсуждаем получаемые результаты. Если не устраивает вариант, меняем, ищем, думаем, слушаем другие варианты. Приём совместного обсуждения способствует творческой активности, развитию музыкального воображения и мышления. Даже слабый ученик, сделав попытку сочинить мелодию, придумав название, подобрав стиль, услышит очень интересное звучание. Получилась пьеса, сочиненная им. Такая работа не только раскрепощает ребенка, но и воспитывает музыкальные, ритмические способности.

Среди методов направленных на творческое развитие обучающихся в начальный период обучения можно отнести подбор посильных творческих заданий. Творческие задания помогают в формировании мышления детей и оживляет урок, придает ему творческий характер. Во – первых, используется «здоровьесберегающая» технология, обучающийся переключается на другой вид деятельности, во – вторых, вводим игровую ситуацию, в – третьих, не отвлекаемся от темы, изучать инструмент и развивать ребенка.

- игра в «звуковые картинки», используя шумовые эффекты на синтезаторе, угадываем «что звучит?»;

- играем на синтезаторе различные тембры, а обучающийся отгадывает «какой инструмент звучит?»;

- сочиняем рассказ, используя на синтезаторе шумовые эффекты.


Сделаем еще одну простую аранжировку Свинга. Обучающаяся использует уже знакомый проект аранжировки.

1. Определяем жанрово – стилистическую направленность, поиграли нотный текст правой рукой и выяснили, что это пьеса написана в джазовом стиле. Я рассказываю ученице о происхождении джазовой музыки. Какую роль в появлении джаза сыграл Новый Орлеан, как рождались джазовые оркестры, характерные особенности джазовой музыки. В интернете нашли исполнителей джазовой музыки и выборочно послушали, в том числе и свинги. Я рассказала о том, что этот стиль сложился к концу 20 –х началу 30 –х годов. Отличительными чертами его является особая «свинговая» пульсация. Свинг – это тип метроритмической пульсации, основанной на постоянном отклонении ритма (опережение или запаздывание в отношении сильных долей), что создает эффект «раскачивания», расшатывание ритмической основы. Ведь «Свинг» в переводе с английского означает «качание, взмах». Это одно из важнейших выразительных средств джаза в целом. Мы продолжили работу с текстом и решили, что мелодия изложена упрощенно и ей необходимо придать свинговый характер с помощью синкоп и пунктиров. А в репризе можно изложить мелодию аккордами.

2. Производим гармонизацию левой руки. Нотный текст написан не для синтезатора, поэтому детально проигрываем каждый аккорд в левой руке, слушаем звучание и решаем, как будем играть левой рукой. Когда Лиза завершит работу с текстом, справится с техническими трудностями, мы продолжим работу над аранжировкой.

3. Подбираем тембр, стиль, темп, определяем, в каких местах убедительно воспроизвести шумовые эффекты.

В финале работы необходимо прослушать вступление, окончание и определить подходят ли они для данной композиции.

Если позволяет инструмент аранжировку можно продолжить.

4.Заключение.

Использование инструмента синтезатора в развитии творческих способностей детей, создание художественного образа в процессе обучения является основополагающим моментом. Возможности велики – это не только поиск звуков и стилей. Можно соединить синтезатор с компьютером и в программе Cubase делать разные зарисовки «музыкальным карандашом», а потом послушать, что за музыка получилась.

Важно не только поставить задачу перед ребенком, но и получить ответ. Часто смешной, оригинальный или нелепый, но нет ничего более богатого, чем высказывание ребенка. И пусть ответ будет неверным, зато индивидуальным. И это уже путь к развитию творчества. Это большая сила, способствующая самопродвижению индивидуальности ребенка в своем творче6ском развитии.

Современное дополнительное образование должно предоставлять ребенку свободу выбора, чтобы каждый мог определить цели своего развития. Оно должно помогать и в профессиональном самоопределении. Синтезатор дает возможность развивать исполнительские и композиторские навыки. Обучающиеся могут выбирать формы и виды деятельности – музицирование, сочинение, чтение с листа, ансамбль. Приобщая ребенка к обучению на клавишном синтезаторе, преподаватель сам становится участником процесса музицирования. Находясь в постоянном поиске, создавая аранжировки для учебного процесса, раздвигаются рамки традиционного облика преподавателя.

В процессе работы с обучающимся мною используются технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ.







5. Литература



  1. Н. Михуткина, учебно – методическое пособие «Школа юного аранжировщика». Феникс, Ростов – на – Дону, 2011.

  2. К М. Красильников, В.П. Чудина, Пьесы для синтезатора «Учусь аранжировки», Классика ХХ1. М., 2008.

  3. И.Л. Клип Нотная папка для синтезатора №1. - / «Дека – ВС», 2009.

  4. И. Г. Шавкунов « Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения», М. 2002.

















.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗИЦИРОВАНИЯ (синтезатор)

Автор: Чечикова Галина Викторовна

Дата: 11.01.2024

Номер свидетельства: 643833

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения "
    ["seo_title"] => string(121) "osobiennosti-ispol-zovaniia-tiekhnologhii-art-tierapii-i-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-muzykal-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419433577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства