Просмотр содержимого документа
«Развитие традиций оперного спектакля»
Тема урока: Развитие традиций оперного спектакля.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: Расширить представление учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.
Задачи урока:
начать знакомство с оперой «Кармен» ;
развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.
воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с сюжетом оперой «Кармен» ,повторить термины: увертюра и либретто.
Метапредметные: развивать умение раскрывать образ с помощью музыки. Личностные: развить учебно-познавательный интерес к учебному материалу; воспитывать любовь к оперному искусству.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы отправимся на экскурсию в оперный театр.
С какой целью люди посещают оперные театры? Давайте попробуем сейчас определить эти цели. (познакомимся с новой оперой, ее сюжетом, узнаем автора оперы, послушаем музыку оперы, поговорим о ней).
Тема нашего урока «Развитие традиций оперного спектакля» .В конце нашего урока мы с вами постараемся ответить на вопрос: «Почему опера «Кармен» является вершиной мирового музыкального искусства и почему она современна до сих пор?»
3.Актуализация знаний.
«Мозговой штурм». Решение кроссворда по теме «Опера»
3
Л
5
И
Р
Б
1
У
В
Е
Р
Т
Ю
Р
А
Ч
Е
И
Т
4
Т
Т
А
А
2
О
П
Е
Р
А
Т
И
И
Я
В
По горизонтали:
Оркестровое вступление к опере или балету.
Вид театрально - музыкального искусства, основанный на слиянии слова, музыки и сценического действия.
По вертикали:
Литературный текст к опере или балету.
Песня, в которой раскрывается характер героя.
Пение, приближенное к речи.
Мы вспомнили ,все что относится к опере.
Сегодня поговорим об опере одного из интереснейших и знаменитых композиторов, представителе французского романтизма Жорже Бизе.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Приложение №1
Жорж Бизе́ — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».
Жорж Бизе́ родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию.
В 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле Проспера Мериме.
Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.
Одним из первых, кто оценил музыку «Кармен» был П.И. Чайковский. «Опера Бизе, - писал он, - это шедевр целой музыкальной эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. В наше время эта опера входит в репертуар всех оперных трупп и исполняется на всех языках мира.
История создания
Предложение написать оперу для театра «Опера-Комик» Жорж Бизе получил в 1872 году. В основу ее сюжета положена одноименная новелла французского писателя Проспера Мериме (1803—1870), написанной в 1845 году. Зимой 1874 году он начал сочинять музыку на либретто - словесный текст оперы Анри Мельяка и Людовика Галеви.
Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Автора обвинили в безнравственности: свободное проявление чувств героев — простых людей из народа — претило ханжеской буржуазной морали. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом — в Вене, Петербурге и многих других городах Европы ее успех был поистине триумфальным. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году.
Содержание и музыка оперы
Опера «Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы.
Опера начинается увертюрой – симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.
Испания 1820 годы. На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. Появляется темпераментная и смелая Кармен. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее песня хабанеразвучит как вызов Хозе, и она бросает цветок к его ногам. Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. Поет и танцует сегидилью - испанский народный танец-песня. Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.
Кармен в опере стала воплощением вольнолюбия и женского обаяния. Бизе мастерски передает огненный темперамент цыганки, ее неукротимый нрав, красоту и задор. Вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев. Музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен - хабанера - песня свободной любви, содержит ритмы этого народного танца. В ней главная героиня излагает свою жизненную позицию: «Любовь свободна, мир чаруя, законов всех она сильней». В конце сцены цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь, признает его своим избранникам. Сегидилья - испанский народный танец-песня – это еще одна музыкальная характеристика. Музыка также пронизана интонациями испанского фольклора.
В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны — тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою — слава и любовь красавиц. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига — начальник Хозе. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.
Энергичный, мужественный марш Эскамильо «Тост, друзья, я ваш принимаю» (его музыка впервые прозвучала в увертюре) обрисовывает отважного героя корриды. Воплощением жизненных идеалов героев является «ария о цветке» Хозе («Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила») и песня Кармен, ее гимн свободе «Туда, туда, в родные горы». Если в характеристике Хозе господствует стихия песни-романса, подчеркивающая его душевную мягкость, то непокорный дух Кармен раскрывается в темпераментных ритмах и напевах испанских народных песен.
Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе. Что-то скажут ей карты? Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем. Внезапно приходит Эскамильо — он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе Хозе. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая принесла известие о смертельной болезни матери. Лирическая ария Микаэлы «Напрасно себя уверяю» приобретает решительный характер. Хозе покидает Кармен. Но встреча их — впереди.
Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Широко и свободно льется полная горячего чувства мелодия дуэта Эскамильо и Кармен «Если любишь, Кармен». Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Во второй половине акта, в особенности в дуэте Хозе и Кармен драматическое напряжение быстро нарастает. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась — свободной и умру», — гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.
Что звучит в начале оперы, чем она открывается? (Увертюрой.)
Вспомните, что такое «увертюра»?
Увертюра – широко развернутое вступление к опере, балету или спектаклю.
Увертюра звучит часто при закрытом занавесе. Она является началом оперы или вступлением, после которого начинается оперный спектакль. Ее можно назвать кратким содержанием музыкального спектакля, т.к. она знакомит нас с темами главных героев.
Сейчас мы будем слушать самую короткую увертюру в мире. Она состоит из нескольких частей, и некоторые их них будут повторяться. Слушая внимательно изменения характера музыки, разложите геометрические фигуры по количеству частей увертюры
Как называется форма, состоящая из многократного повторения одной части?
(Форма рондо.)
Данная увертюра написана в форме рондо, что означает круг. (Слайд5)
Постройте их них форму рондо.
Увертюра – это не только вступление к опере. Ее можно назвать кратким содержанием оперы. Ребята, как изменился характер музыки в конце увертюры?(В начале она была радостной, ликующей, веселой, маршеобразной, искрящейся, затем стала мрачной и трагической.)
Правильно. Увертюра предсказывает трагические события, заканчивается опера трагедией.
Разбирая увертюру, мы пришли к выводу, что финал оперы будет трагичным. Действительно, последняя сцена Хозе и Кармен заканчивается ссорой. Хозе ревнует и молит ее о любви. Но Кармен непреклонна. Она стремится к Эскамильо и лишь смерть ее может удержать. Цыганка бросает Хозе подаренное им кольцо. В порыве гнева Хозе убивает Кармен в тот самый момент, когда толпа людей славит победителя – тореадора.
Любовь – это великое и прекрасное чувство. Любовь приносит радость человеку, когда она взаимна, но может причинить человеку много боли и страданий, если она безответна.
Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков.
Ребята, как вы думаете - данное произведение можно считать современным? (Да.)
Давайте докажем это через логическую цепочку. Например:
Опера - Кармен - любовь - вечность - во все времена - современность.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что произведение Бизе
" Кармен" актуально и популярно в наше время.
Скажите, музыка вам понравилась? Вы раньше её слышали?(Музыка часто используется в рекламных роликах на телевидении.)
С каким произведением мы начали знакомиться на уроке?
Интересный сюжет оперы, великолепные запоминающиеся мелодии, красота вокальных и оркестровых партий привлекают внимание слушателей.
5.Первичная проверка понимания, закрепление.
Но не только Бизе обратился к образу Кармен, есть произведения литературы, живописи и даже мультипликации.
Произведения живописи - Эдуард Мане рисует знаменитую в свое время певицу Эмилию Амбр, Михаил Врубель изображает известную русскую оперную певицу рубежа 19 – 20 веков, Татьяну Любатович в этой же роли.
Произведения литературы – самые знаменитые из которых – цикл «Кармен» Блока и стихотворение Цветаевой.
Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь Перед появленьем Карменситы.
Мультипликация - в необычной технике выполнены две работы польского мультипликатора Александры Корейво — это песочная анимация, в которой рисунок создается цветной солью. Абстрактные, но очень яркие образы прекрасно ложатся на музыку.
Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни
6.Итог урока. Оценивание. Рефлексия.
– О ком мы сегодня говорили на уроке? – Что нового вы узнали? – Какие новые термины вы узнали?
– Что вам больше всего понравилось?
– Достигли мы поставленной цели?
– Какую бы оценку вы себе поставили?
Домашнее задание: знать сюжет оперы, увертюра – синквейн