Просмотр содержимого документа
««Развитие технических навыков у учащихся младших классов классической гитары»»
МБУДО ДШИ № 29
План-конспект открытого урока
преподавателя классической гитары Самбур Ольги Сергеевны
ученик: Шайдуров Артём, 1 класс
Тема урока:
«Развитие технических навыков у учащихся младших классов
классической гитары»
г. Новосибирск 2022
Содержание урока:
Вступительное слово. Организационный момент.
Работа над упражнениями.
Чтение нот с листа.
Заключение. Выводы.
Библиографический список.
План урока
Тема урока: Развитие технических навыков у учащихся младших классов
классической гитары.
Тип урока: открытый комбинированный урок с учеником 1 (4+3) класса Шайдуровым Артёмом.
Форма урока: индивидуальная
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, практический, самоконтроль (слуховой контроль ученика своей игры на инструменте)
Цель урока:
Формирование и развитие технических навыков.
Воспитание ежедневной, последовательной и систематичной работы над упражнениями и гаммами.
Воспитание интереса к работе над упражнениями.
Формирование навыков в чтении нот с листа.
Развитие меж-предметных связей между гитарой и теоретическими предметами (сольфеджио).
Задачи урока:
Посадка, постановка и коррекция игрового аппарата (правая и левая рука).
Освоение приёмов исполнительской техники.
Работа над упражнениями, гаммами.
Воспитание настойчивости, усидчивости, сосредоточенности, терпения и трудолюбия в достижении конечного результата.
Развитие понимания в необходимости ежедневной игры упражнений на гитаре.
Приобретение навыков чтения нот с листа.
Закрепление полученных знаний.
Структура урока:
Вступительное слово. Организационный момент.
Здравствуйте, начинаем наш открытый урок. Тема урока – «Развитие технических навыков у учащихся младших классов классической гитары». Каждый урок мы начинаем с разминки правой и левой руки. Разогреваем руки с помощью эспандера, массажёров и гимнастики для пальцев рук (растирание и разогревание ладоней, сгибание и разгибание пальцев, массаж каждого пальца). Важно отметить, что ежедневная и систематичная работа над упражнениями и гаммами способствует стабилизации и укреплению пальцев, суставов, всего игрового аппарата, выносливости в игре, развитию хорошей артикуляции, мелких мышечных движений, так же развивает у ученика терпение, усидчивость, выносливость и трудолюбие. Каждый урок мы начинаем с упражнений, которые записаны в тетради «Мои ежедневные упражнения». Эта тетрадь ведётся с самого первого урока и до окончания музыкальной школы. В тетрадь добавляются новые упражнения, а уже выученные сдаются учеником на оценку. Сегодня мы продемонстрируем вам наши начальные упражнения.
Работа над упражнениями.
Первое, с чего мы начинаем - посадка, выбор высоты подставки, точки опоры, положение правой руки на инструменте. Теперь делаем упражнения с инструментом на стуле … они нужны для стабилизации и уверенности посадки, чтобы ученику было удобно сидеть с инструментом, нигде не должно быть никаких зажимов.
- упражнение для кисти правой руки (поставили кисть на розетке, округлили, положили, расслабили).
- упражнение для кисти левой руки (покачивание; расположение пальцев от V лада; прижать струну – снять пальцы со струны – расслабить)
- Апояндо (apoyando), игра с опорой по открытым струнам (переходы со струны на струну)
- звукоизвлечение Пульгар на открытых струнах (2 вида снятие звука: играем-ставим палец на струну, играем – приподнимаем палец)
- Тирандо (tirando), игра по открытым струнам. Пальцы правой руки играют параллельно струнам, без опоры на струну, не в ладонь. Следим за чистотой звукоизвлечения.
- упражнение на созвучия (pi, pm, pa) – играем сначала оба звука apoyando, затем – tirando.
- Арпеджио из Азбуки гитариста Ю.П. Кузина (номер 84) – нон легато, легато, стаккато, легато с подготовкой. Все варианты играем с репризой.
- упражнение для левой руки до 4 струны (пальцы 1-2, 2-3, 3-4, 1-3, 2-4, 1-4), переставляем пальцы левой руки одновременно по парам без движения кисти.
- гамма Ля минор и До мажор (im, ma, ia по 1, 2, 3, 4 ударам, следим за чередованием пальцев правой руки)
- хроматическая гамма (im, ma, ia по 1, 2, 3, 4 ударам, следим за чередованием пальцев правой руки)
- упражнение точки или прыжки (с I по XII лад зажимаем ноты по всем струнам, важно – сразу попасть к нужному порожку)
3. Чтение нот с листа. Чтение с листа должно начинаться с первого класса и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения. Оно необходимо для расширения музыкального кругозора учащегося. Чтение с листа активизирует самостоятельность учащегося в разборе нотного текста, учит внимательно относиться к аппликатуре, уметь определить тональность произведения и его размер, уметь охватить мелодические фразы и голосоведение, услышать кульминацию в произведении, поработать над художественной стороной произведения. В начале знакомства с новым произведением важно прочитать его название, определить его жанр, узнать информацию о композиторе и эпохе. Чтение нот с листа позволяет углубить меж-предметные связи между гитарой и сольфеджио (определение тональности, проходящих знаков, понимание гармонии).
(проверка домашнего задания – номер 21 и 24 из Хрестоматии О. Киселёва, новый материл – 1 этюд из Сборника этюдов О.С. Самбур и из сборника А.И. Виницкого).
4. Заключение. Выводы.
Подводя итоги, я хотела бы сказать, что ежедневная и систематичная игра упражнений способствует укреплению и силе игрового аппарата, развивает выносливость, усидчивость, внимание и терпение. Чтение нот с листа открывает возможность самостоятельно знакомиться с новым репертуаром, пополнять его новыми произведениями и расширять свой музыкальный кругозор, углублять меж-предметные связи. Ежедневная и систематичная игра упражнений и работа над чтением нот с листа имеют большое развивающее значение и способствуют общему профессиональному росту учащегося.
5. Библиографический список.
- Юрий Кузин «Основы исполнительской техники юного гитариста», г. Новосибирск 2018
- Юрий Кузин «Азбука гитариста», г. Новосибирск 2019
- Юрий Кузин «На пути к гитарному Олимпу», г. Новосибирск 2012
- Юрий Кузин «Чтение нот с листа на гитаре», г. Новосибирск 2013
- Самбур Ольга «Сборник этюдов», г. Новосибирск 2020
- Александр Виницкий «Учитель и ученик. 95 дуэтов», г. Москва 2019