Здравствуйте ребята! Меня зовут Светлана Михайловна и урок музыки сегодня проведу у вас я. Сегодня на уроке мы продолжим тему предыдущего урока. Назовите её? Музыку какого народа вы слушали?(украинского) Тема нашего урока: Музыка украинского народа Ответьте на вопрос: Кто пишет музыку? (народ и композитор). Молодцы! Отсюда мы можем сделать вывод, что музыка бывает какой? (народной и композиторской). Ребята, на одном из предыдущих уроков вы разучили украинскую народную песню. Как же она называется? (Веснянка). Ребята, это не просто украинская народная песня, а песня закличка. А как вы думаете, что такое “песня-закличка”? (песня, с помощью которой в старину зазывали весну). Верно, с первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали Весну к себе в гости. Особенно готовились к прилету птиц: дети строили скворечники, делали игрушечных птиц. А родители своим деткам пекли печенье, булочки похожие на птиц. Так люди надеялись, что птицы скорее прилетят из теплых краев и Весна придет быстрее. Дети их кушали и пели зазывные песни-веснянки, в которых была главная просьба: чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях. А как вы думаете, почему народ хотели, что бы весна пришла быстрее? (Весна – это радость, это пробуждение природы, это тепло и свет, радость и надежда на новый урожай) Особенность этой украинской народной песни в том, что в её мелодии встречается распев. Что такое распев? (Распев- это когда на один слог в слове распеваем несколько звуков, в данной песне 2 звука). Посмотрите на слайд внимательно, у меня выделены слоги, где мы распеваем звук. Выйди, вы-ы-йди И-и-ва-а-нку, спой Ива-а-нку ве-е-сня-а-нку! Всю-то зи-и-му лишь мете-е-ли, заоко-о-шком пели. Пою медленно, что бы дети поняли как распевать. Проговариваю с ними все слова Пробуем пропеть по фразам. Поём всю песню. Работа над выразительным исполнением песни. Песню, какого народа мы с вами исполнили? (Украинского). Что в ней особенного? (это песня закличка, так же в ней есть распев). Ребята, как вы думаете, у украинских песен есть жанры? (Да есть) Календарно-обрядовые — веснянки, щедривки, гаивки, колядки, купальские, обжинковые и др. Семейно-обрядовые и бытовые— свадебные, шуточные, танцевальные (в том числе коломийки), частушки, колыбельные, погребальные, причитания и др. Крепостного быта — чумацкие, наймитские, бурлацкие и т. д.; Исторические песни и думы Солдатского быта — рекрутские, солдатские, стрелецкие; Лирические песни и баллады. Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Украина очень богата разными инструментами и включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси. О каком народном музыкальном инструменте вы узнали на прошлом уроке? (бандура) Он похож на русский народный инструмент гусли. Ребята, есть что-то общее между музыкой украинского народа и русского народ? Кто считает, что есть, то поднимите руку. Между музыкой русского и украинского народа, конечно же, есть общее - это напевность, широта, раздолье, красота природы. Посмотрите, как живёт украинский народ (у нас народ живёт в домах, а на Украине - этот дом называется Хата), посмотрите на одежду народа. На Украине, как и у нас, красивая природа, раздольные поля, на которых растёт пшеница, могучие и тёмные леса. На Украине есть великая могучая река. Назовите её? (Днепр) Почему она могучая? (т.к. она широкая). На предыдущем уроке вы слушали музыкальное произведение русского композитора Марка Фрадкина. Как же оно называлось? (песня о Днепре) Ребята, даже русский композитор написал произведение об украинской реке, подчеркнув её широту, могучесть, величие. О красоте своей природы писали и украинские композиторы и поэты, многие из этих песен легли в основу их произведений. Одну из народных украинских песен мы сейчас прослушаем, а называется она «Реве та стогне Днипр широкий». Цель: кто исполняет эту песню? Слушание Кто исполняет эту песню?( хор. мужские голоса) Какие голоса? (высокие или низкие) Почему мужские голоса выбраны для исполнения этой песни? (подчёркивается широта, величие реки). Как прозвучала песня, быстро или медленно? (медленно, что бы мы могли представить, как течёт река, её красоту, могучесть). Кто сопровождал исполнение, какой инструмент? (национальный инструмент бандура). Что вы помните о бандуре? (имеет овальный корпус и короткий гриф. Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них). Повтор слушание (фрагмент) А пока мы будем слушать, вы подумаете над вопросом: Какая песня по характеру? В основу песни положены стихи великого украинского поэта Т.Г.Шевченко. Долгие годы эта песня считалась народной, прежде чем стало известно имя композитора, сочинившего её - им являлся Даниил Крыжановский. Вывод: Ребята, мы можем сделать вывод, что между музыкой украинского и русского народа нет границ (да). Все народы должны дружить, жить в мире. А между украинским и русским народом много общего. Какую песню о дружбе вы начали разучивать? (Дружат дети всей Земли). Ребята, что бы мы могли вспомнить эту песню, давайте соединим стрелочками, кто и с кем дружит. Пчелка Цветок Лист Мотылёк Реки Леса Хор Голоса Птицы Вышина Рыбы Глубина Небо Океан Поём припев Поём запев 1 куплета Поём запев 2 куплета Разучиваем запев3 куплета. Поём всё вместе. Поёт первая колонка 1куплет(т.е.припев и запев), 2колонка- 2куплет, 3-3куплет. Ребята, какая эта песня по характеру? (озорная, весёлая). Ребята, какая тема была нашего урока? Какие песни, мы с вами повторили? Как называется национальный украинский инструмент? Какую произведение прослушали? Что узнали нового на уроке? Ребята, у меня на доске три солнышка. Весёлое, оно радо, что вы сегодня хорошо работали Ухмылённое, надеется, что вы можете работа лучше. Грустное, работали плохо и надеется, что в следующий раз вы будете работать лучше. Сейчас выйдет первая колонка и оценит свою работу, прикрепив лучик к солнышку. |