Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми на уроках вокала»
Наименование доклада:
«Организация работы с одаренными детьми в вокальной студии «Песенка»
Исполнитель: Бутина Татьяна Анатольевна педагог дополнительного образования
Самара 2018 г.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.
Одной из главных задач в системе общего образования становится развитие одаренной личности ребенка.
Для начала надо определить что же значит одаренность.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития». «Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Здесь можно уверенно сказать, что яркие, талантливые и самобытные дети видны сразу. Но и тем не менее, не всегда хватает одного прослушивания, что бы понять, что ребенок музыкально одарен и в чем именно проявляются его яркие стороны .
В вокальную студию приходят разные дети, среди них, есть и такие которых можно отнести к категории одарённых. Опытный педагог сможет его отличить из множества детей.
Эти дети отличаются более высокими, по сравнению с большинством, творческими способностями и вокальными возможностями их проявления; имеют активную, познавательную потребность. Так же, для них характерна острота восприятия окружающего мира,высокий порог восприятия, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, продолжительный период концентрации внимания.
Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению. Так как существуют факторы которые мешают определить способности ребенка.
Недостаточная подготовленность
Волнение
Стеснение
Отвлечение на незнакомую среду
Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые дети в возрасте 6-7 лет очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.И здесь ответственность ложится на преподавателя и родителей ребенка. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы. В течение длительного времени надо упорно развивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не очень быстро. Знания и умения уже проявившихся сильных сторон ребенка важно не только для анализа. Они позволяют определять перспективу дальнейшего стимулирования способностей. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло. Необходимо четкое понимание того, а для чего данному ребенку развитие и совершенствование его таланта? Чем,впоследствии, для него станет его увлечение: хобби или же определит его дальнейший род деятельности во взрослой жизни.
В основу работы с одарёнными детьми положены следующие принципы:
Системность занятий.
Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
Преемственность в работе с другими специалистами.
Формы работы с одаренными детьми:
- групповая (работа в парах, в малых группах);
- Индивидуальная;
- Творческо-исследовательская деятельность (выступления на мероприятиях, конкурсы и фестивали);
Рассмотрим последние два пункта более подробно. И так, обучение одаренных детей всегда должно строится на индивидуальном подходе, учитывая его психо-физические особенности, его сильные, а так же слабые стороны в вокальном искусстве. При подборе репертуара нужно учитывать творческие желание и интересы ребенка, развивать их и умело вкраплять нужные знания в творческий процесс.
Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка: одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться), другому – как придать правильное положение губам, рту, третьему - петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише. Проанализировав музыкальные способности, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ребенку.Педагогу необходимо указывать и на ошибки, если такие имеются: неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных и дргое. Обязательно отмечает положительные стороны их работы.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – творческая исследовательская деятельность, которая способствует формированию осознанного творчества в вокальном искусстве, а также формированию мотивации к получению новых знаний и новых открытий в музыке. Принимая участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, ребенок имеет возможность проявить не только свои вокальные и артистические способности, но и умение выступать перед аудиторией, взаимодействовать с ней, справляться с волнением, умение дать оценку своему выступлению.
Есть и обратная сторона юных дарований сейчас и об этом.
Вокальный талант, как правило, воспринимаются положительно среди сверстников, учителей, родителей и взрослых. Многие начинают хвалить, расхваливать и беспрестанно удивляться этому «чуду-ребенку».
Но тут и есть главная опасность: под названием «звездная болезнь». Многим знакомы первые признаки:
Хвастливость. Ребенок хвастается своими достижениями всем окружающим и ждет в свою очередь от них похвалы. Очень огорчается и впадает в уныние, если его успехи не замечают.
Не принятие критики. Любая критика со стороны в адрес ребенка, воспринимается им в штыки. Ребенок всячески выражает обиду критикующему.
разговоры о своей «уникальности и неповторимости» Постоянно делает акцент на своем превосходстве и уникальности, даже может высмеивать неудачи других.
нет стремления к совершенствованию. Ну и в заключение, у ребенка появляется не желание двигаться вперед, трудиться и покорять новые вершины в творчестве. А зачем? Все и так уже «достигнуто».
Таких детей искренне жаль. В большинстве случаев такие дети в последствие вызывают негативное отношение со стороны сверстников, отторжение и неприязнь в обществе. Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда появятся первые признаки «заболевания» ребенка. Часто, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. В дальнейшем это может обернуться не малыми огорчениями и проблемами для юного таланта, а то и горестями для его близких. Если во время не проявиться должного внимания со стороны педагога и родителей, юная «звезда» может погаснуть и упасть вниз со звездного пути, а психологические осложнения, порой бывают трагичными.
Наряду с работой педагога, огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Таким образом можно вывести формлу успеха в работе: грамотно организованная система работы педагога, основанная на индивидуальных особеностях ребенка + активная поддержка родителей = высокому результату.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но интересна и богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая творческая деятельность по развитию одарённости развивает уобучающихся стремление к самосовершенствованию и саморазвитию в вокальном искусстве, развивает творческие способности и желанию проявлять их в различных видах творческой деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск новых приемов музыкального исполнения в вокальном искусстве.