Просмотр содержимого документа
«"Работа над певческим дыханием. Разучивание песни "Дети солнца"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «КАМЕРТОН»
ТЕМА: Работа над певческим дыханием. Разучивание песни «Дети солнца».
Разработала:
педагог доп. образования-
Окопная Е.В.
Тимашевск, 2017г.
ТЕМА: Работа над певческим дыханием. Разучивание песни «Дети солнца».
Цель: накопление вокально-хоровых умений и навыков в процессе вокально-хоровых упражнений, разучивания музыкального произведения «Дети солнца».
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепление навыков формирования певческого звука;
- работа над правильным певческим дыханием, манерой произношения, дикцией;
- работа над выразительностью исполнения произведения.
Развивающие задачи:
- развитие художественно – эстетического вкуса;
- развитие правильных певческих навыков на основе специальных упражнений на дыхание, опору звука, артикуляцию;
-развитие музыкального восприятия на основе прослушивания музыкального произведения;
Воспитательные задачи:
-воспитание интереса к певческой деятельности, настойчивости, выдержки, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности, воли, высокой исполнительской культуры.
-создать положительный эмоциональный настрой при исполнении песни;
-вовлечь детей в совместную деятельность с педагогом;
-воспитывать интерес и любовь к искусству вокально-хорового пения;
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: практическое занятие
Методы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный(сравнение, анализ услышанного музыкального произведения),частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск),наглядно-слуховой,
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом педагога и воспроизведение услышанного детьми).
- ознакомление присутствующих с темой и задачами занятия;
- упражнения на дыхание, улучшающие деятельность мозга, легких, кровообращение;
- совершенствование вокальных навыков;
- объяснение нового материала;
- работа над произведением «Дети солнца».
III. Подведение итогов занятия.
- рефлексия.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Рада видеть Вас! (Музыкальное приветствие по гамме - вверх, по Т35 - вниз)
Дети. Здравствуйте, учитель! Рады видеть Вас! (Музыкальное приветствие по гамме – вверх, по Т35 - вниз.)
Проверка готовности учащихся.
Педагог. Все разместились удобно по своим местам?
Дети. Да!
Педагог. Как вы заметили, к нам пришли гости и занятие у нас будет необычное. Давайте покажем, как мы умеем все дружно работать!
II. Основная часть.
Ознакомление присутствующих с темой и задачами занятия.
Педагог. Сегодня мы с вами продолжим работу над певческим дыханием. Вспомним, как правильно брать дыхание, как его распределять на всю музыкальную фразу. Работать мы будем над произведением «Дети солнца».
Упражнения на дыхание, улучшающие деятельность мозга, легких, кровообращение.
Итак, начнем с упражнений. Первое упражнение называется «Объятия». Обнимем себя и делаем вдох, исходное положение - выдох. (Педагог показывает данное упражнение, дети повторяют его по 4 раза вместе с педагогом). Следующее упражнение называется «Насос»: выполняется наклон вниз с позицией рук, которые будто - бы качают насос и делается вдох, затем выпрямляемся и делается выдох. (Педагог показывает данное упражнение, дети повторяют его по 4 раза вместе с педагогом). Третье упражнение называется «Большой маятник». В данном упражнении соединяются два предыдущих. (Педагог показывает данное упражнение, дети повторяют его по 4 раза вместе с педагогом).
Для чего нужны дыхательные упражнения?
Дети.Для воспитания и закаливания мышц. Чтобы научиться владеть своим дыханием во время пения, от правильного дыхания зависят громкость, чистота, выразительность нашего исполнения.
Педагог. Какие органы участвуют в образовании звука?
Педагог. Молодцы, ребята! Зачем мы делаем эти упражнения?
Дети. Чтобы подготовить свой голосовой аппарат к пению.
Педагог. Продолжим разминку: (выполняются упражнения )
1. «У-О-А-Э-Ы» - по 4 раза с открытым ртом;
2. «У-О-А-Э-Ы» -по 4 раза с закрытым ртом в позиции «зевка»;
3. Произносим согласные: Г-К ;
4. Упражнение «рычание» на согласной «Р»;
5. Произносим:
6. Упражнение «вертолет» - с вибрацией губ (вверх, затем вниз).
7. Задержка дыхания – на выдохе считать от 1 до 10 (выдох равными порциями);
Педагог. С чего начинается правильное певческое дыхание?
Дети. С правильной осанки.
Педагог. Давайте повторим правила постановки корпуса во время пения. (Дети повторяют правила пения).
Педагог. Сядем, спина ровная, голову держим прямо. Теперь можно сделать вдох. Каким должен быть вдох певца?
Дети. Небольшой, спокойный, не поднимая плеч.
Педагог. По какому принципу строится?
Дети. По принципу «трёх улыбок».
Педагог. Давайте сделаем такой вдох. Какие ощущения вы должны испытывать?
Дети. Ощущение расширившегося пояса, нижние ребра немного расходятся в стороны.
Педагог. Поставим руки на ребра, сделаем глубокий вдох. Кто чувствует расширение пояса и ребер, значит, делает вдох правильно.
(Дети делают глубокий вдох, руки на ребрах.)
Педагог. После вдоха, перед началом пения – что следует сделать?
Дети. Задержку дыхания.
Педагог. Пробуем. Спокойный и незаметный вдох, на мгновение затаим дыхание. (Дети выполняют упражнение).
Совершенствование вокальных навыков.
Педагог. Молодцы! А теперь распоемся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием. Сели ровно, вдох, задержка дыхания, начали!
(Выполняются вокальные распевки).
1) упражнение на разогрев резонаторов;
2)упражнение на слог «ми»;
3)упражнение на гласные «а-э-и»;
4) упражнение на слоги «дай-бай-май» на высвобождение челюсти;
Педагог. Исполним слоги на «легато», «нон легато» и «стаккато». Дети, объясните значение слов - «легато», «нон легато», «стаккато».
Педагог. Выпонение попевки «Веники-помелики» вверх по полутонам.
Педагог. Хорошо. Чувствуете, как разогрелся ваш голосовой аппарат?
Дети. Да!
Педагог. А теперь скороговорка. «Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа». Чтобы эффективней её произнести потренируемся на слогах «бы», «бе» и повторим их несколько раз. Итак, начали! (Педагог вместе с обучающимися повторяют слоги, утрируя согласные.)
Проговорим скороговорку. (Обучающиеся вместе с педагогом проговаривают скороговорку постепенно ускоряя темп).
Объяснение нового материала.
Педагог. Но помимо штрихов пения (дыхательных упражнений и распевок) вы должны знать, что момент звукообразования после взятия дыхания называется голосовойатакой. Вы слышали неоднократно такое выражение, как атака звука. Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную.
1) Твердой атакой называется атака, при которойголосовая щель плотно замыкается и звук с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.
2) Мягкая атака - голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности. (т.е. пение belcanto - от итал.)
3) Придыхательная атака - при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении такого характера пения как: осторожность, бессилие, трусость, изнеможение. Итак мы видим, что все виды «атак звука» нам необходимы, для передачи характера того или иного произведения.
Работа над произведением «Дети солнца».
Педагог. А сейчас отгадайте загадку.
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все (солнце)!
Правильно. А сейчас вы познакомитесь с произведением «Дети солнца». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Послушаем и посмотрим видеозапись выступления вокально-хоровой группы «Непоседы». (Обучающимся демонстрируется видеозапись исполнения песни «Дети солнца».)
Педагог. О чем это произведение?
Дети. Д. О добре, о дружбе, которую несут дети 21 века, т.е.- мы.
Педагог. Какой характер у этого произведения?
Дети. Д. Светлый, солнечный, несущий радость.
Педагог. Что можете ещё сказать о произведении?
Дети. Песнянапоминает гимн солнцу.
Педагог. А кто такие дети 21 века?
Дети. Это мы, мы несём эти лучики добра, света и тепла в 21-й век.
Педагог. Представьте, если лучики, все объединятся тогда получится целое солнце, излучающую мощную энергию света. Давайте мы плодотворно поработаем над произведением и достигнем этого эффекта. Для этого подумайте, в какой из фраз какой вид атаки мы будем применять.
Поработаем над первым куплетом. (Педагог раздаёт текст песни и начинает работу над текстом, затем идет отработка мелодии по нотам с использованием фортепиано.) Не забудьте о певческом дыхании. Надо добиваться округлого звучания на опоре, брать дыхание по фразам, исполнять на легато. (Работа над песней «Дети солнца» по фразам, индивидуально с солистами, далее с хором).
Аналогичная работа со 2-м: пение по группам, по одному.
(В процессе работы над произведением педагог с детьми анализирует исполнение, исправляются ошибки (если они были). Педагог контролирует правильность взятия певческого дыхания детьми, проводит работу над звукоизвлечением и выразительностью исполнения произведения.)
III. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Педагог. Молодцы, ребята! Давайте подведем итоги.
Над чем мы сегодня работали?
Дети. Над певческим дыханием.
Педагог. Зачем певцу владеть этим навыком?
Дети. Чтобы петь чисто, правильно и выразительно.
Педагог. Над какой песней мы с вами работали?
Дети. Над песней «Дети солнца».
Педагог. Что отрабатывалось в песне?
Дети. Дикция, артикуляция, атака звука.
Педагог. С какими видами атак вы познакомились?
Дети. С мягкой, твердой и предыхательной.
Домашнее задание.
Дома перед зеркалом потренируйтесь, поработайте над своим певческим вдохом, вспомните упражнения, которые мы с вами выполняли, выучите текст песни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем! Желаю каждому из вас унести с собой лучик солнца и хорошего настроения! До свидания.
Используемая литература:
1. В. В. Емельянов. Основные принципы вокальной педагогики.