kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по специальному предмету " Фортепиано"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Данная программа является результатом педагогической практики, а также попыткой  дополнить  типовые  программы  в соответствии с новыми требованиями, которые диктует время.

       Программа  разработана на основе типовых программ по предмету «Музыкальный инструмент /фортепиано/» в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

        Программа даёт возможность учащимся реализовать свои музыкальные способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по специальному предмету " Фортепиано"»

Детская школа искусств № 2 им. П. И. Чайковского

Г. Брянск















Рабочая программа по специальному инструменту

« Фортепиано»







Составитель: Максимцева Т.В,

преподаватель по классу фортепиано

ДШИ № 2 им. П. И. Чайковского г. Брянск




2012г.



Содержание




  • Пояснительная записка.

  • Учебно-тематический план.

  • Содержание программы.

  • Ожидаемые результаты.

  • Требования по терминологии.

  • Формы и методы контроля.

  • Примерные программы выступлений на переводных академических концертах.

  • Возрастные особенности детей младших классов.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  • Примерные репертуарные списки.

  • Список литературы.
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа является результатом педагогической практики, а также попыткой дополнить типовые программы в соответствии с новыми требованиями, которые диктует время.

Программа разработана на основе типовых программ по предмету «Музыкальный инструмент /фортепиано/» в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Программа даёт возможность учащимся реализовать свои музыкальные способности.


ЦЕЛЬЮ данной программы является:

  • Развитие стремления личности к познанию и творчеству

  • Удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей

  • Приобщение учащихся к культурным ценностям

  • Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления

  • Овладение техническими приёмами игры на фортепиано

  • Адаптация к жизни в обществе

  • Поддержка и развитие талантов


Для достижения этих целей требуется решение следующих ЗАДАЧ:

  • Научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку

  • Развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность

  • Создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности

  • Формировать у ребёнка специальные знания, умения

  • Привить аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту

Программа «Специальное фортепиано» предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на фортепиано с различными музыкально-теоретическими предметами:

- сольфеджио

- музыкальная литература

- хор

Актуальность состоит в том, что программа пытается учесть реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания, более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребёнка, обучающегося по данному предмету, а главное, значительно активизировать работу с репертуаром.

Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления, в работе постоянно должны присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка – навыка разбора и чтения нотного текста. Именно в этой активной форме музицирования сможет проявить себя выпускник фортепианного отделения после окончания школы.

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Весь образовательный процесс можно разделить на три этапа:

  • Обучение основам игры на фортепиано

  • Развитие творческих исполнительских способностей

  • Самостоятельная работа учащихся над произведением.

Формы занятий –

индивидуальные, а также игра в ансамбле /преподаватель + ученик/, концертные выступления / на конкурсах, фестивалях, внутришкольных отчётных концертах/, технические зачёты, прослушивания, экзамены /академические концерты/.


Режим занятий –

с 1-го по 8 класс – по 2 академических часа в неделю.

В год – 68 академических часа.


В результате обучения ребёнок должен:

  • Уметь грамотно, выразительно и технически свободно исполнять фортепианные произведений основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле;

  • Читать нотный текст с листа;

  • Подбирать по слуху в разных типах фактур;

  • Обладать развитым музыкально – эстетическим вкусом, знаниями в области музыкального искусства.

Успеваемость учащихся по специальному фортепиано учитывается на различных выступлениях:

  • Контрольных уроках

  • Академических концертах

  • Экзаменах

  • Конкурсах

  • Концертах

  • Прослушиваниях и т.д

В течение учебного года все учащиеся со 1-го по 5 класс должны иметь не меньше трёх публичных выступлений, за которые получают оценку:

- зачёт в конце I полугодия

- переводной зачёт в конце II полугодия

- технический зачёт.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I года обучения




  • Вводное занятие /организационное занятие/ -


- Первое знакомство с ребятами, ознакомление их с тем, как и чем они будут заниматься на уроках фортепиано, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока;


  • Начальный этап обучения


- Знакомство с фортепиано / виды – рояль и пианино,

сравнение формы,

история создания/.


- Выработка правильной посадки ученика перед фортепиано


- Работа над постановкой рук, организация целесообразных игровых движений, упражнений

«Радуга», «Домик», «Держу мяч», «Купол» поочерёдно каждой рукой


- Работа над постановкой и снятием рук с клавиатуры

/ маховые упражнения по системе Артоболевской/.


  • Донотный период.

Развитие творческих навыков.

- этот раздел подразумевает игру (подбор) учениками мелодий по слуху и слушание музыки в исполнении преподавателя / с небольшой пояснительной беседой/.

Уроки посвящены развитию музыкального слуха ребёнка и формированию навыков восприятия музыки.

Простые песенки запоминаются и подбираются по слуху от разных клавиш. Некоторые мелодии песен исполняются ребёнком под аккомпанемент преподавателя.

В данном случае ученик должен суметь выявить, напеть мелодию и подобрать её на фортепиано.

На материале подобранных мелодий можно развивать простейшие творческие навыки учащихся.


С этой целью предлагается:

- заполнить /доиграть – додумать – сыграть / недостающие фразы, придумать другой вариант мелодии для II куплета, определить метроритм

- регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному восприятию её.


  • Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.

Теоретический материал:




Нотный стан, скрипичный и басовый ключ, клавиатура.

Понятия: мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет /формы изложения/.

Длительности нот, паузы. Динамические оттенки (f, p, ,mf, mp и т.д.). Лад (мажор, минор, пентатоника).

Тональности, знаки альтерации. Знакомство с музыкальными образами в музыке. Музыкальная терминология.


Практический материал:


Умение строить интервалы от заданного звука, различать трезвучия (мажор, минор), уметь правильно интонировать.



  • Исполнительские штрихи


Занятия упражнениями в виде различных последовательностей пальцев /non legato, затем legato, staccato/ в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.


  • Гаммы, упражнения. Основы аппликатуры.


Развитие самостоятельности первого пальца, укрепление слабых пальцев ( 4-го и 5-го), а также ловкости руки.

Поэтому с этим периодом работы связано прохождение технических упражнений – игра гамм каждой рукой в одну октаву, затем двумя руками в прямом движении, в расходящемся движении от одного звука.

Работа над аппликатурой, чёткое её соответствие при игре гамм.


  • Чтение нот с листа



Чтение нот с листа идёт по системе обучения ребёнка нотной записи –/ 11-и линейная система/ - т.е.

Одновременное знакомство с двумя ключами, что позволяет довольно быстро развивать технику обеих рук.

Первые пьески очень простые, состоят из 2-3-х нот и исполняются только одним пальцем /поочерёдно/ каждой руки, исполняются non legato.

Главная задача этого периода – научить ребёнка при игре non legato слышать связь между звуками, мелодию, которую они составляют. Затем переход к игре legatoи введение более мелких длительностей нот - восьмых, а позже и шестнадцатых. Пьесы играть в порядке их усложнения.



  • Этюды, пьесы

/ игра двумя руками/


Более полный, осмысленный разбор технических произведений /этюдов/ и эмоциональных /пьес/, переход от игры поочерёдного исполнения каждой рукой к одновременной игре двумя руками. При разборе и выучивании наизусть пьес и этюдов - обращается внимание на свободу пианистического аппарата, правильную постановку рук, кисти, на штрихи /legato, non legato, staccato/, на фразировки и т.д. – то есть на то , что было пройдено ранее в течение первого года обучения.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

после I года обучения


На начальном этапе обучения ученик должен знать:


- основы музыкальной грамоты и сольфеджио;

- музыкальную терминологию

- штрихи.


Уметь:


-словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения;

- играть произведения двумя руками, осуществляя предварительную подготовку / просмотр и определение ключей, размеры такта, знаков при ключе, длительностей, прохлопывание ритма со счётом вслух и с названием нот;

- применять приёмы звукоизвлечения

/non legato, legato, staccato/.

- управлять своим мышечно-двигательным аппаратом

/ игра гамм на 2 октавы/


Ко второму полугодию учащийся должен овладеть основными приёмами игры. Первое выступление на зачёте проводится в начале I полугодия /декабрь /.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

cо II по VII классы

по степени усложнения


  • Вводное занятие

/организационное занятие/ -


- Встреча с учащимися, повторение пройденного;

- режим занятий;


  • Музыкальная грамота и сольфеджио

теоретический материал -

Нотный стан, скрипичный и басовый ключи, клавиатура, аппликатура. Понятия: мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет. Фактура изложения произведений (гармоническое, мелодическое). Длительности, нот, паузы. Динамические оттенки ( f, p, mp, mf, ff, pp, ), лад (мажор, минор, пентатоника). Тональности, знаки альтерации. Строение аккордов, интервалов, трезвучий.

Знакомство с музыкальными образами в музыке. Музыкальная терминология. Дополнительные сведения о ритмической записи (триоль и т.д.), мелизмы.


Практические навыки:

Умение строить интервалы от заданного звука. Различать трезвучия (мажор, минор), строить трезвучия в нисходящем о восходящем движении . Умение применять теоретические знания в ходе работы над музыкальным произведением.



  • История музыки. Беседа.-


-рассказ о композиторе

- история создания произведения / по возможности/


  • Гаммы, упражнения –


-Развитие различных элементов мелкой и крупной техники;

- достижение беглости / упражнения/

ВТОРОЙ КЛАСС


-Гаммы - в 1-2 октавы каждой рукой отдельно,

- аккорды - T 53 с обращениями по 3 звука каждой рукой отдельно.

ТРЕТИЙ КЛАСС


- Гамма – в 2 октавы каждой рукой отдельно, двумя руками от одной ноты в разные стороны;

- аккорды – T53 с обращениями по 3 звука, каждой рукой отдельно или вместе;

- короткие арпеджио – Т 53 с обращениями по 4 звука, отдельно каждой рукой.

- хроматическая гамма каждой рукой отдельно.

ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС


- Гамма – в 2-4 октавы каждой рукой отдельно и вместе, в прямом, и противоположном движении;

- аккорды по 3 или 4 звука / в зависимости от размеров руки/ каждой рукой отдельно или вместе;

- арпеджио короткие каждой рукой отдельно или вместе на 2-4 октавы;

- арпеджио ломаные каждой рукой отдельно;

- хроматическая гамма каждой рукой отдельно или вместе в прямом движении, двумя руками вместе расходящаяся от «ре» и «соль – диез».

ПЯТЫЙ КЛАСС


- Гамма – в 4 октавы двумя руками вместе в прямом и противоположном движении;

- аккорды двумя руками вместе;

- арпеджио короткие и ломаные каждой рукой отдельно или вместе;

- арпеджио длинные – каждой рукой отдельно или вместе;

- хроматическая гамма двумя руками вместе в прямом движении, расходящаяся – от «ре» и «соль-диез»

ШЕСТОЙ-СЕДЬМОЙ КЛАСС


Гамма – двумя руками вместе в прямом и в противоположном движении, в терцию и дециму;

- аккорды двумя руками вместе;

- арпеджио короткие, ломаные, длинные – Т53 с обращениями, двумя руками вместе;

- хроматическая гамма двумя руками вместе в прямом движении, в противоположном – от «ре» и «соль-диез»

Работа над гаммами может меняться как в сторону облегчения, так в сторону усложнения в зависимости от индивидуальных возможностей ученика и акцентироваться на выработке у ученика точных, активных пальцев, гибкости запястья, ведущих ощущений в крупных частях рук – плече и предплечье, ровности, интонационной объединённости и красоты звучания. Темпы индивидуальные, в зависимости от возможностей учащихся.

  • Разбор и чтение нот с листа

- Разбор произведения сначала с преподавателем, а с 3-го класса самостоятельно, с дальнейшим показом разбора произведения учеником.

- Развитие навыка тщательного разбора (анализа) произведения;

- Развитие навыка беглого чтения с листа/быстрое чтение рельефа мелодической линии, чтении вертикали/

- Разбор произведения:

- по осознанию ладотональности,

- по метроритму,

- по умению охватывать мелодические фразы,

- по правильному истолкованию всех

имеющихся в тексте знаков, авторских

ремарок

- аппликатура, понимание её значения не

только для удобства игры, но и для

передачи верной фразировки, голосове-

дения.

Материал подбирается постепенно по возрастающей трудности.

  • Этюды

- Работа над восполнением пробелов в технической подготовке с помощью работы над этюдами на разные виды техники;

- объяснение цели изучения этюдов, как о материале для развития какого-либо навыка;

- форма этюда;

- характер музыки;

- динамические оттенки.


ИЗУЧЕНИЕ ЭТЮДОВ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

- добиваться: хорошего звучания,

фразировки,

нюансировки,

работы над аккомпанементом,

удобной аппликатуры.

  • Педализация произведения


- работа над элементами педализации в произведениях

/прямая, запаздывающая педаль/

- прямая связь – «рука- нога»

Пьесы

- Изучение пьес различной штриховой фактуры отдельными руками;

- Изучение пьес с элементами объединения обеих рук;

- Исполнение пьес двумя руками с использованием

non legato, legato, staccato.

- Работа над кантиленой;

- навыки исполнения аккордовой фактуры;

- Изучение аккордовой аппликатуры;


  • КРУПНАЯ ФОРМА

/ соната, вариации /

- Понятие о крупной форме, виды, составные части;

- Работа над развитием способности мыслить более масштабно, сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактур.


  • ПОЛИФОНИЯ

- Виды полифонии /подголосочная, контрастная, имитационная/

- Работа над подголосочной и контрастной полифонией:

- разбор исполнительских задач при

сочетании голосов,

- сохранение тембровой окраски,

- несовпадение фаз развития, вступлений

и окончаний, кульминаций и спадов.

- Работа над имитационной полифонией:

- анализ структуры произведений,

- интонационная характеристика тем,

- противосложение и его роль в развитии

формы,

- работа над непрерывностью развития

каждого голоса,

- работа над фразировкой,

- работа над темпом, динамикой.

  • Культура поведения на сцене

Работа над основами сценической культуры

/ как выйти на сцену, как поклониться, как уйти со сцены и т.д./

  • Участие в коллективных мероприятиях


- Участие в районных мероприятиях

- Участие во внутришкольных мероприятиях

/ собрания, праздники, концерты и т.д./









ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

со II по VII класс





В процессе обучения учащиеся должны:


  • Овладеть навыками индивидуальной и ансамблевой игры;

  • Уметь грамотно, выразительно и технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле;

  • Уметь читать нотный текст с листа;

  • Подбирать по слуху в разных типах фактур

  • Обладать развитым музыкально-эстетическим вкусом, знаниями в области музыкального искусства.



























Формы и методы контроля.


Для проверки полученных знаний и умений служит представленная ниже система концертных выступлений, зачетов, академических концертов и экзаменов, контролируемая кураторами, которые ведут данную параллель учащихся с подготовительного по выпускной класс:

  1. В целях оптимизации процесса контроля знаний и умений учащихся, снятия напряженности, чувства страха и, в то же время, воспитания и развития их творческих и артистических способностей, стимулирования интереса к занятиям. А также наглядного и сравнительного показа их достижений, каждый ученик отделения с 1-го ( кроме первого года обучения) по 6-й класс в первом учебном полугодии обязан выступить на одном из публичных концертов, планово проводимых в школе, с исполнением произведения любой формы ( кроме конструктивного этюда).

  2. Результаты навыков ансамблевой игры, аккомпанирования и исполнения джазовой музыки. Успешно занимающиеся учащиеся показывают на специальных концертах в I и II полугодиях. Причем подготовка к концерту II полугодия (это выступление семейных и дружеских ансамблей) служит делу укрепления семейных связей, вовлекает в творческую работу родных и друзей учащихся. Ученики, которые не смогли выступить на публичном концерте, сдают зачет, исполняя ансамблевое произведение или аккомпанемент перед куратором класса.

  3. Все учащиеся со 2 по 6 класс в I полугодии сдают технический зачет: исполняют на сцене в присутствии всех учеников параллели и преподавателей этюд на любой вид техники. Лучшее исполнение отмечается похвальной грамотой.

  4. Все учащиеся со 2 по 7 класс сдают зачет по терминологии и чтению с листа (I полугодие).

  5. Ученики 1-го класса (первый год обучения) в I полугодии и ученики подготовительного класса во II полугодии выступают на открытом академическом концерте, публично исполняя два разнохарактерных произведения.

  6. Все учащиеся 1,2,3,4,5,6 классов играют в апреле – мае на академических переводных концертах программу, состоящую из четырех произведений: полифония. Крупная форма. Пьеса и этюд. Наиболее яркие выступления отмечаются похвальными грамотами. Учащиеся 4 класса сдают переводной экзамен (как переходящие к обучению второго этапа – в старших классах).

  7. Учащиеся выпускного класса обязаны выступить с исполнением каждого произведения, входящего в выпускную программу, перед учащимися своей параллели и получить оценку комиссии, состоящей из кураторов и заведующего отделением. Таким образом, до выпускного экзамена проводятся 4 прослушивания по формам и одно прослушивания всей программы. Выпускной экзамен принимается специальной комиссией, назначаемой директором. Кроме того, наиболее способные и одаренные учащиеся имеют права сдать выпускной экзамен в рамках открытого публичного концерта- экзамена при условии хороших и отличных оценок на прослушиваниях.


Широко используется такая форма подведения итогов реализации программы, как классные и сольные концерты, выступления учащихся на отчетных концертах школы и отделения, на просветительских и благотворительных концертах и лекциях, а также активное участие в культурных мероприятиях в общеобразовательных школах.

Участие в отборочных прослушиваниях, в конкурсах, отчетных и других ответственных концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте.

При выведении итоговой оценки учитывается:

  1. интенсивность продвижения ученика, его работа в течение всего года;

  2. качество выступления на публичных, академических концертах и зачетах;

  3. активность творческой деятельности (другие выступления ученика в течение учебного года).























Примерные программы выступлений на переводных академических концертах

Выбор репертуара подчинён, принципу от простого к сложному, каждое новое изучаемое произведение должно приносить новые знания, совершенствовать уже приобретённые умения и помогать осваивать новые.

Подготовительный класс.

В подготовительном классе значительное время уделяется донотному периоду обучения, направленному прежде всего на развитие слуха, образного мышления и основных первоначальных навыков игры на фортепиано. Изучение нотной грамоты ведется постепенно, с учетом возраста ученика. Большое внимание в этом классе уделяется игре в ансамбле с учителем. С первых же шагов ученика следует приучать к осмысленному, выразительному исполнению.

В течение года ученик должен освоить элементарные приемы игры non lеgаtо, 1еgаtо и s1ассаtо, уметь играть по нотам простейшие пьесы, этюды и ансамбли, исполнять наизусть выученные пьесы.

Примерные программы выступлений на переводном открытом

академическом концерте.

  1. Лонгшамп — Друшкевичева. «На катке»

  2. Любарский. «Курочка»

  1. Степаненко. «Обидели»

  2. Берлин. «Пони Звездочка»

  1. Филипп. «Колыбельная»

  2. Руббах. «Воробей»

  1. Литкова. «Кукла танцует»

  2. Бер. «Темный лес»

1-й класс

Ведется работа над упражнениями для выработки основных навыков игры на фортепиано, развития техники. Ученик осваивает нотную грамоту, учится читать с листа, разбирать нотный текст.

В течение года преподаватель прорабатывает с учеником 20 - 25 различных по форме и сложности произведений (с учетом наличия или отсутствия у ребенка музыкальной подготовки): народные песни, разнохарактерные пьесы, пьесы с элементами полифонии, легкие вариации и сонатины, разнообразные этюды и ансамбли.

Ученик должен овладеть основными приёмами игры non 1еgаtо, 1еgаtо и stассаtо, элементарно освоить позиционную игру, игру двойными нотами и простейшими аккордами в аккомпанементе, уметь чувствовать и понимать

характер исполняемой музыки. В первом классе ученик также получает первоначальные знания о музыкальной форме.

Примерные программы переводного академического концерта.

Программы представлены по мере возрастания трудности.

  1. Шитте. Этюд, соч. 108 №5

  2. Аглинцева. «Русская песня»

  3. Дюбюк. «Русская песня с вариацией»

  4. Волков. «Шуточка»

  1. Беренс. Этюд, соч. 70 №12

  2. Караманов. «Канон»

  3. Назарова. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я,

выйду ль я» .

  1. Щедрин. «После уроков»

1. Черни — Гермер. Этюд№7 из I ч.

2. Бах. Менуэт ре минор

  1. Гедике. Сонатина до мажор

  2. Кореневская. «Дождик»

2-й класс

Усложняется фактура и форма музыкальных произведений. Изучаются подголосочная и имитационная полифонии, вариационная и начальная сонатная формы. Постоянное внимание уделяется развитию слухового контроля, умению играть осмысленно.

Ведется работа над упражнейиями для развития различных видов фортепианной техники. Ученик должен читать с листа двумя руками, освоить определенный набор музыкальных терминов.

Примерные программы переводного академического концерта.

  1. Беркович. Этюд До мажор

  2. Павлюченко. Фугетта

  3. Некрасов. Маленькая сонатина

  4. ДвариЬнас. Прелюдия

  1. Лемуан. Этюд №18

  2. Бах. Полонез соль минор

  3. Клементи. Сонатина До мажор ч. I

  4. Майкапар. Прелюдия №5



  1. Черни — Гермер. Этюд №23 из ч. I

  2. Бах. «Нотная тетрадь А - М. Бах» Менуэт Соль мажор

  3. Моцарт. Вариации на тему ..из оперы «Волшебная флейта»

  4. Чайковский. «Старинная французская песенка»

3-й класс

Большое внимание уделяется способам звукоизвлечения, артикуляции. Изучаются основные способы педализации (прямая и запаздывающая педаль), приёмы работы над различными пианистическими трудностями. Работа ведётся как над свободой игрового аппарата, цепкостью пальцев, так и над развитием образного мышлейия ученика.

Кроме того ученик должен систематически читать с листа, играть в ансамбле, подбирать по слуху мелодии с использованием на опорных звуках простейшего аккордового сопровождения.

Примерные программы переводного академического концерта.

  1. Лешгорн. Этюд, соч. 65 №15 –

  2. Корелли. Сарабанда

  1. Келлер. Сонатина До мажор ч. I

  2. Глинка. «Чувство»

  1. Черни. Этюд, соч. 139 №25

  2. Майкапар. Прелюдия и фугетта до-диез минор

  3. Бетховен Сонатина Фа мажор ч. I

  4. Чайковский. «Немецкая песенка»

  1. Черни - Гермер. Этюд №32

  2. Бах. Маленькая прелюдия соль минор

  3. Клементи. Сонатина Соль мажор

  4. Эйгес. «В лесу»

4-й класс

Ученик должен уметь самостоятельно грамотно разбирать заданное ему произведение: обращать внимание на аппликатуру, уметь прочитать и применить известные ему термины, осмысленно строить фразу, видеть элементы полифонии, уметь отделйть мелодию от аккомпанемента, использовать прямую и запаздывающую педаль, тщательно работать над всеми видами звукоизвлечения. Стимулируется исполнительская воля ученика, усложняются художественные задачи.

Продолжается работа над развитием беглости пальцев на материале этюдов на различные виды техникй с учетом индивидуальных Потребностей и возможностей ученика.

Примерные программы переводного экзамена.

  1. Циполи. Фугетта ми минор

  2. Беренс. Этюд, соч. 32 № 23

  3. Диабелли. Сонатина Соль мажор

  4. Майкапар. «Мелодия»

  1. Бах. Маленькая прелюдия до минор тетр. II

  2. Черни ред. Гермера. Этюд №6 (из II ч.)

  3. Вебер. Сонатина До мажор

  4. Парьрсаладзе. «Пьеса в старинном стиле»

  1. Бах. Двухголосная инвенция До мажор

  2. Лешгорн. Этюд, соч. 66 №5

  3. Клементи. Сонатина Фа мажор

  4. Шостакович. «Лирический вальс»

5-й класс

В старших классах предъявляются более повышенные требования к качеству исполнения. Ученик должен свободно владеть основными приёмами вукоизвлечения: певучим 1еgаtо, всеми видами stассаtо и non lеgato, уметь гибко и выразительно интонировать мелодию, в достаточной мере освоить технические приёмы, уметь самостоятельно анализировать форму произведения, понимать его жанровые и стилистические особенности, уметь грамотно читать с листа пьесы с достаточно сложным ритмическим рисунком и разнообразной фактурой.

Примерные программы переводного академического концерта.

  1. Геллер. Этюд, соч. 47 №17

  2. Гендель. Аллеманда ре минор

  3. Гайдн. Соната - партита До мажор ч. I

  4. Барток. Багатель №2

  1. Бургмюллер. Этюд №3

  2. Бах. Двухголосная инвенция Си-бемоль мажор

  3. Клементи. Сонатина Ре мажор

  4. Кабалевский. «Новелла»



  1. Черни. Этюд, соч. 299 №11

  2. Бах. Аллеманда из французской сюиты до минор

  3. Бетховен. Соната Соль мажор ч. I

  4. Евлахов. «Мелодия»



6-й класс

Ученик шестого класса должен уметь применять знания на практике: уметь самостоятельно грамотно разбирать произведения, пользоваться терминологией, самостоятельно анализировать форму, характер, стиль произведения, уверенно читать с листа (в том числе и в ансамбле), аккомпанировать вокалистам и инструменталистам по нотам несложные произведения, подбирать по слуху элементарный аккомпанемент. Большое внимание уделяется более полному раскрытию образного содержания музыки, раскрытию исполнительской индивидуальности ученика.

Примерные программы переводного академического концерта.

  1. Шмидт. Этюд, соч. 3 №12

  2. Франк. Пьеса

  3. Скарлатти. Соната ре минор

  4. Гурилев. Прелюдия до-диез минор

  1. Геллер. Этюд до минор

  2. Бах. Двухголосная инвенция фа минор

  3. Чимароза. Соната Си-бемоль мажор

  4. Глиэр. «Эскиз» ля минор

  1. Черни. Школа беглости. Этюд №14

  2. Бах. Трёхголосная инвенция си минор

  3. Гайдн. Соната Соль мажор №10

  4. Мендельсон. «Песня венецианского гондольера» соль минор

7-й класс

В экзаменационную программу входят:

1 полифоническое произведени

1 произведение крупной формы

1 пьеса

1 этюд (для поступающих в музыкальное училище)

Ученик 7 класса должен уверенно владеть музыкальным языком, уметь самостоятельно работать с текстом, разбирать заданное музыкальное произведение в медленном темпе осмысленно и грамотно, включая слуховой контроль, ритмично, используя правильную аппликатуру и штрихи, с педалью. Он должен понять характер произведения, определить его жанр и форму, объяснить встречающиеся музыкальные термины, охарактеризовать фактуру, динамику пьесы, должен грамотно фразировать, уметь анализировать произведение (определить повторения, похожие эпизоды, элементы полифонии, технические трудности и т. д.). В 7 классе ученик должен знать жанры исполняемых пьес, стиль и эпоху создания произведения, все термины, встречающиеся в тексте. Должен разбираться в форме, определять тональность и модуляции, охарактеризовать гармонический план и фактуру произведения. Учащийся должен быть знаком с принципами и приёмами педализации (прямая, запаздывающая, полупедаль, педаль тремоло и т. д.), разбираться в динамическом плане произведения, различать инструментальную и мелодическую динамику, уметь находить общую кульминацию, кульминацию каждой части, фразы, знать между ними разницу. Ученик должен овладеть всеми приёмами звукоизвлечения, умением грамотно и гибко фразировать и интонировать мелодию, осознавать горизонтальнее - сквозное - развитие мелодической линии во всей пьесе, овладеть навыками голосоведения в полифонии, владеть набором технических средств, достаточных для выполнения музыкальных задач. Необходимым условием успешных занятий является сознательный подход к работе над пьесой, умение слышать и контролировать свою игру и организовывать домашнюю работу.

Выпускник школы должен уметь в пределах своих технических возможностей аккомпанировать инструменталистам и вокалистам - грамотно, гибко, понимая особенности и задачи игры концертмейстера.

Примерные программы выпускных экзаменов.

  1. Беренс. Соч. 61 Этюд соль минор

  2. Лядов. Канон до минор

  3. Бах Ф. Э. Соната фа минор

  4. Гаврилин. «Три танца»

  1. Крамер. Соч. 60 Этюд №8

  2. Гендель. «Каприччио»

  3. Глинка. Вариации на тему р, н. п. «Среди долины ровныя»

  4. Евлахов. Соч. 27 Прелюдия №1

  1. Черни. Соч. 299 Этюд №21

  2. Бах. Трёхголосная инвенция ре минор

  3. Моцарт. Соната Фа мажор ч. I

  4. Аренский. Романс












Возрастные особенности детей младших классов



Для того, чтобы процесс обучения был более эффективным, необходимо уметь найти индивидуальный подход к личности ученика младшего школьного возраста, а для этого мы обратимся к возрастной психологии. Она расскажет об особенностях данного возраста..

Основные потребности личности младшего школьника:

  1. потребность в игре (введение игровой ситуации на уроке);

  2. потребность в движении (дать возможность подвигаться);

  3. потребность во внешних впечатлениях (уметь заинтересовать, чтобы не исчезла потребность к знаниям, умениям, навыкам);

  4. стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку);

  5. по исследованиям Л.И. Божовича, выделяют детей, которых называют «маленькими исследователями» - это говорит о постоянной, познавательной активности без всяких специальных стимулов;

  6. потребность в общении, в наличии идеалов.



Эмоционально-волевая личность младшего школьника:

  1. Изменяется содержание чувств, они приобретают большую осознанность и сдержанность. Таким образом, появляется интерес к играм с правилами, так как это требует смекалки, вносит элемент соревнования.

  2. Часто не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, истолковывать выражение чувств окружающих.

  3. Общий эмоциональный тонус - жизнерадостность, бодрость, веселое оживление.

  4. Могут быть аффекты в поведении.

  5. Сохраняется большая впечатлительность детей.

  6. Развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

  7. Во время знаний, умений и навыков у младшего школьника совершенствуется волевой акт, формируются волевые качества личности: самостоятельность, выдержка, настойчивость. Исчезает отрицательная черта характера - импульсивность.

Особенности познавательной сферы личности младшего школьника:

  1. В процессе восприятия необходимо выработать произвольность, избирательность по содержанию, а не по внешней привлекательности. Таким образом, появится такая черта как наблюдательность.


  1. Особенность памяти - мнемическая деятельность, то есть произвольное, осмысленное запоминание.

  2. Особенность внимания - непроизвольность, необходимо развивать произвольное внимание. Объем внимания маленький, не развито распределение внимания, оно неустойчиво, трудно переключаемо.

  3. Если развивать воображение, то оно станет более управляемым. Вначале образы воображения у учеников расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными: вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем их большинство несущественны, а ко 2-3 классу число отображаемых признаков значительно возрастает, преобладают существенные; к 3 классу образы становятся обобщеннее и ярче, то есть дети осмысленно вводят в рассказ условность. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения.

  4. Конкретно-образный - характер мышления. Процесс обучения стимулирует быстрое развитие абстрактного мышления (наличие научных понятий); сравнение - труднее определяется сходство; абстракция - за существенные признаки принимаются внешние и яркие; обобщение - осознание некоторых признаков.

Рекомендации для преподавателей:

для каждого родителя; важно, чтобы школа не нивелировала индивидуальные особенности ребенка, а помогала максимально развивать то лучшее, что дано ему от природы.

Ребенок изначально - натура творческая и очень активная. Нет предела детскому любопытству в 5-7 лет и уже в этом возрасте родителям, часто приходится обращаться к справочникам и словарям, чтобы найти ответ на «детские» вопросы. Взрослея, ребенок не становится менее пытливым, зачастую, не получая ответ от взрослых на тот или иной вопрос, он просто привыкает их не задавать. Часто он и в школе вынужден молчать, поскольку там не принято «выделяться».

Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания. Педагогу следует прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способным вызвать интерес школьников. Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния. Следует использовать различные виды наглядности: чувственно - конкретную (рисунки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы, графики).

Хорошие результаты дает сочетание обучения с игрой. Здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников;

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на детей этого возраста связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом.

Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.



Важнейшие педагогические условия создания ситуации «успеха» на уроке:

  1. Любовь к предмету.

  2. Знание предмета.

  3. Творческий потенциал педагога.

  4. Личностно-ориентированный подход;


























Самостоятельная работа учащихся

Под самостоятельностью имеется в виду способность учащихся применять в домашней работе полученные на уроках знания и умения, творчески подходя к решению поставленных задач.

Развитие самостоятельности должно начинаться как можно раньше. Педагог должен не натаскивать, а наталкивать на поиски одного из возможных решений художественной задачи, отвечающих индивидуальности ученика - его вкусу, темпераменту, техническим ресурсам.

С первых же уроков педагогу необходимо приступить к формированию личностных качеств ребенка: силы воли, внимания, точности в выполнении поставленной задачи, систематичности в работе. С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требования - умение самокритично прослушать свою игру, своими словами оценить ее и предложить способы устранения отмеченных ошибок. Педагог должен воспитать у ученика умение заставить себя работать, когда нет желания этого делать, умение использовать время для домашних занятий по возможности наиболее эффективно, не унывать в минуты случайных неудач. Пусть поражение вызывает к жизни упорство и настойчивость.

В процессе творческой работы нужно установить контакт с учеником, с уважением относиться к нему как к формирующейся личности, поощрять и развивать его инициативу. Педагог должен уметь слушать ученика, замечать и поддерживать привлекательные черты его исполнения, как бы скромны они ни были, улавливать, а порой даже угадывать проблески замысла. Такое отношение повышает у ученика энергию и увлечение работой, усиливает веру в собственные силы, готовность добиваться того, что он еще не умеет делать. Развитие в ученике навыков самостоятельной работы предполагает понимание педагогом истины: воспитать желание и умение приобретать знания и навыки несравнимо важнее, чем обучить знаниям и навыкам.

Одним из самых распространенных средств стимулирования занятий является строгая оценка, выставляемая педагогом в дневнике учащегося. Ведь не секрет, что большинство учеников младших классов интересуются не тем, как они сегодня сыграли на уроке, а «какая сегодня оценка». Оценивая работу, действия и поступки ребенка, необходимо наблюдать за тем, как он реагирует на оценку, и соответственно своим наблюдениям принимать решения. Высокой оценки заслуживают или очень большие достижения ученика, или, если и незначительные, то доставшиеся ему большим трудом.

Возможны ли отрицательные оценки? Не только возможны, но и необходимы. Не замечать и не оценивать ошибки нельзя. Это расхолаживает, ведет к совершению новых ошибок. В тоже время не следует «размахивать двойкой», как дубиной. Плохая оценка вызывает страх и снижает интерес к творчеству.

Вообще, для большей активизаций внимания, можно поручить ученику самому сформулировать и продиктовать домашнее задание, а также попутно рассказать, на что он будет обращать внимание, работая дома.

В ученике нужно будить художественные потребности, указывать пути и средства для решения поставленных задач. Но не надо давать «рецепты» - лучше создавать ученику на уроках такие условия', чтобы он сам подходил к решению теоретических, технических или исполнительских проблем. Такие уроки чрезвычайно важны для развития самостоятельности в работе. Поэтому и время, которое педагог посвящает формированию этой имеющей большое значение для будущности ребенка способности, полностью окупится.




































ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК




I год обучения


Пьесы


Александров А. 6 маленьких пьес для ф-но:

Дождик накрапывает,

Когда я был маленьким

Антюфеев Б. Детский альбом:

Грустная песенка, Русский напев,

Колыбельная

Барток Б. Детям. Тетрадь 1./по выбору/

Беркович И. 25 лёгких пьес:

Украинская мелодия, Вальс,

Осень в лесу

Волков В. 30 пьес для ф-но / по выбору/

10 пьес для ф-но/по выбору/

Гречанинов А. Соч.98.Детский альбом:

Маленькая сказка, Мазурка,

Скучный рассказ, В разлуке

Королькова И. «Крохе-музыканту», ч.I, II(сборник)

по выбору

Слонов Ю. Пьесы для детей:

Шутливая песенка, Рассказ,

Разговор с куклой, Сказочка,

Кукушка, Колыбельная


Милич Б. « Маленькому пианисту»

Этюды


Беренс Г. Соч. 70. №№ 1-30

Беркович И. Маленькие этюды: №№ 1-

Гедике И. Соч. 32 №№ 2,3.7

Гнесина Е. Фортепианная азбука/по выбору/









II год обучения



Полифонические произведения


Бах И.С. нотная тетрадь А.М.Бах ( по выбору)

Кригер И. Менуэт a-moll

Корелли А. Сарабанда e-moll

Моцарт В. Менуэт d- moll, Буре d-moll

Майкапар С. Канон

Павлюченко С. Фугетта e-moll

Перселл Г. Ария

Русские народные песни:

«Дровосек», «Ночка тёмная».


Произведения крупной формы



Беркович И. Вариации «Во саду ли в огороде»

Литкова И. Вариации «Савка и Гришка»

Назарова Т. Вариации «Пойду ль я, выйду ль я»

Рейнеке К. Соч.136 Allegro moderato



Пьесы


Аллерм Ж.М. «Мелодия»

Барток Б. Детям. Тетр.1, Микрокосмос. Тетр.1

Беркович И. 25 лёгких пьес ( пьес)

Ваньхал Я. «Пьеса»

Гедике А. Соч.36 -

«Заинька», «Колыбельная», «Сарабанда»

Гречанинов А. Соч.98 «Мазурка»

Жилинский А. «Игра в мышки», «Вальс».

Лауменкиене Е. «Скерцетто»

Лещинская Ф. «Пришла весна»

Петров А. «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»

Рыбицкий Ф. «Ветерок», «Грусть»

Р.Н.П. «Речка»

Торопова Н. «Песня», «Этюд», «ЧарлиЧаплин», «Романс»

Фоменко В. «Весеннее настроение»



Этюды


Беренс Г. Соч .70. Этюды №№ 1-30

Беркович И. Маленькие этюды №№ 1-14

Гедике А. Соч. 32, №№ 2,3,7.

Черни-Гермер Ч.1 №№ 1-6

Шитте А. Соч. 160 №№ 1-20



Ансамбли

Гречанинов А. Соч.99 «На зелёном лугу»

Кабалевский Д. «Наш край»

Майкапар С. Соч.29. «Первые шаги»

Моцарт Л. «Песня»

Чайковский П. «Мой сади


III год обучения


Полифонические произведения


Арман Ж. Фугетта

Бах И.С. Менуэт G-dur

Менуэт D-moll

Волынка D-dur

Полонез G-moll

Гендель Г. Сарабанда F-dur

Cкарлатти Д. Ария


Произведения крупной формы



Беркович И. Вариации на тему груз.нар.песни,

Сонатина G-dur

Бетховен Л. Сонатина G-dur, ч.1.2.

Гедике А. Соч. 36, Сонатина С-dur

Жилинский А. Сонатина G - dur

Кабалевский Д. Соч. 51.Вариации F-dur

Клементи М. Соч. 36. №1 Сонатина С-dur

Любарский Н. Вариации G-moll

Моцарт В. Вариации на тему из оперы

«Волшебная флейта»


Пьесы


Бетховен Л. Экосезы: Es –dur , G – dur, «К Элизе»

Бойко И. «Качели» из цикла «джазовые акварели»

Глиэр Р. «соч.43,№6 –«Рондо»

Гречанинов А. Соч.123 «Бусинки» (по выбору)

Майкапар С. Соч.28 Бирюльки»: «Маленький

командир», «Мотылёк», «Мимолётное

видение»

Чайковский П. Сщч.39 «Детский альбом» : Болезнь

куклы, Старинная французская

песенка

Шостакович Д. Вальс, Грустная сказка

Шуман Р. Соч.68 «альбом для юношества»:

Мелодия, Марш, Первая утрата

Этюды


Бюргмюллер Ф. Соч.100 «25 маленьких этюдов»

Гедике А. Соч. 32 №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24

Лемуан А. Соч. 37 № 1, 2, 6, 7, 10, 17, 27

Лешгорн А. Соч.65 №№ 3,5,7,9.27,29

Черни-Гермер «Избранные фортепианные этюды»

№№ 10,11,13-18,20,21, 23-29,4

Шитте А. Соч.160 «25 маленьких этюдов»

№№ 16, 21

IV год обучения


Полифонические произведения


Бах И.С. «Нотная тетрадь А.М.Бах»

Менуэт №3, Менуэт №12, Марш,

Полонез, Маленькая прелюдия

Глинка М. Двухголосная фуга a-moll

Гедике А. Соч.60 №9 Инвенция

Пахельбель И. Сарабанда, Жига

Циполи Д. Фугетта e moll


Произведения крупной формы


Беркович И. Сонатина C-dur

Барток Б. Вариации

Бетховен Л. Сонатина F-dur

Глиэр Р. Соч.43.Рондо

Вебер К.М. Сонатина

Кабалевский Д. Соч.27 Сонатина е-moll

Кулау Ф. Вариации G-dur.

Мелартин Э. Сонатина g-moll

Раков Н. Сонатина C-dur

Чимароза Д. Сонатина d-moll

Пьесы


Аллерм Ж.М. Мелодия

Вольфарт Г. Allegretto

Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие

Градески Э. Мороженое

Гречанинов А. Соч.123 «Бусинки» Грустная песенка

Григ Э. Народная мелодия

Жилинскис Латышская народная песня

Кабалевский Д. Соч.27. Токкатина, Сказка

Моцарт Вальс

Петерсон О. Джазовые упражнения(с №1-по № 13)

Рыбицкий Ф. Прогулка

Хачатурян А. Андантино

Чайковский П. Соч. 39 «Детский альбом»

Новая кукла, Мазурка, Итальянская

песенка, Немецкая песенка, Танец

маленьких лебедей.

Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот,

Танец

Шуман Первая утрата



Этюды


Гедике А. Соч 27 №№10,16,18,21,26

Лак Т. Соч.172 №№ 5,6,8

Лемуан А. Соч.37 №№4,5,9,11,12,15,16

Лешгорн А. Соч.65 Избранные этюды для

начинающих

Черни-Гермер Ч.1 №№17,18,21-23,25,26, 28,30-32


V год обучения


Полифонические произведения


Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги

Тетрадь №1 №№ 1, 3.5-8, 11,12

Гендель Г. Алеманда g-moll, Сарабанда с

Вариациями

Глинка М. Двухголосная фуга a-moll

Мясковский Н. Соч.43 Элегическое настроение

Моцарт В. Жига



Произведения крупной формы



Бетховен Л. Сонатина F-dur ч.2

Диабелли А. Соч.151 Сонатина G-dur

Дюссек И. Сонатина G-dur

Клементи М. Соч.36 Сонатины №3,4,5

Кулау Ф. Соч.5 №1 Сонатина C-dur

Моцарт В. Шесть сонатин: №1,4

Чимароза Д. Сонаты: G-moll, Es-dur

Шуман Р. Соч.118 Детская соната ч.1


Пьесы


Амиров Ф. 12 миниатюр:Ноктюрн

Аракишвили Д. Грузинская лезгинка

Бойко И. «джазовые акварели»:Серебряное озеро

Блантер М. Джон Грэй

Глинка М. Мазурки c-moll, a-moll

Гедике А. Соч. 8.10 миниатюр в форме этюдов:

№№ 2,4,7,10

Григ Э. Соч. 12 «Лирические пьесы»: Вальс,

Песня сторожа, Танец эльфов

Дебюсси К. Маленький негритёнок

Жиро Ю. Мадемуазель Париж (венский вальс)

Таривердиев Картина старого мастера, Забытый мотив,

Нежность, Музыка из телевизора,

Отражения, Дуэт, Утешение.

Якушенко И. Первое знакомство

Этюды


Бертини А. Соч.29,32 №№4,5,9

Гедике А. Соч. 8,10 миниатюр в форме этюдов

Лак Т. Соч. 172 №№4,5

Лемуан А. Соч.37 №№28-30, 32,33,36,37,41,44,

48, 50

Лешгорн А. Соч. 66 №№ 1-4

Черни-Гермер Ч.2 №№ 6,






VI год обучения


Полифонические произведения



Бах.И.С. Двухголосные инвенции C-dur,

В-dur, е-moll, a-moll

Французская сюита №2 – Сарабанда,

Ария, Менуэт

Майкапар Д. Соч. 61 Прелюдия и фуга «летним

утром на лужайке»

Мясковский Н. Соч. 43 В старинном духе (фуга)

Павлюченко С. Фугетта Es-dur

Пахельбель И. Чакона



Произведения крупной формы



Бортнянский Д. Соната C-dur

Вагнер Г. Сонатина a-moll

Вебер К. Соч. 3 Анданте с вариациями

Гайдн И. Соната-партита C-dur,Соната G-dur

Гендель Г. Cоната C-dur(Фантазия)

Кулау Ф. Соч 59 Сонатина A-dur

Моцарт В. Сонатины A-dur, C-dur

Чичков Ю. Вариации C-dur

Пьесы


Амиров Ф. 12 миниатюр: На охоте, Марш

Глазунов А. Маленький гавот

Глинка М. Прощальный вальс, Мазурка

Глиэр Р. Соч. 31: Романс, Этюд

Грибоедов А. Вальсы: E-dur, As-dur

Григ Э. Соч.12: Ариэтта, Народный напев,

Листок из альбома

Кабалевский Д. Соч. 27: Новелла, Драматический

фрагмент; Соч.61: Песня, Токката

Калинников В. Грустная песенка g-moll

Лядов А. Соч. 14 Прелюдия №3

Прокофьев С. Соч.65 «Детская музыка»:

Утро, Вечер, Вальс

Таривердиев Картина старого мастера, Забытый мотив,

Нежность, Музыка из телевизора,

Отражения, Дуэт, Утешение.

Чайковский П. Соч.39 «Детский альбом»:

Сладкая грёза, Баба-Яга

Шостакович Д. Сюита «Танцы кукол»: Полька,

Вальс-шутка, Романс

Шуман Р. Соч.68 «Альбом для юношества»:

Северная песня, Песня матросов,

Отзвуки театра

Якушенко И. Первое знакомство


Этюды


Беренс Г. 32 избранных этюда из срч.61 и 88

Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29

Гедике А. 12 мелодических этюдов №№4,14

Лак Т. 20 избранных этюдов из соч .75,95

Черни К. Соч 299 Школа беглости

№№1-4, 6,7,11

Ч.2 №№ 9-12, 15-21


VII год обучения


Полифонические произведения


Бах И.С. Двухголосные инвенции: №№3,5,

7, 10-12,15

Трёхголосные :№ 1,2, 6,7,10.11,15

Французская сюита №3 h-moll:

Аллеманда, Сарабанда, Менуэт,

XTK, ч.I – прелюдия и фуга c-moll


Кабалевский Прелюдии и фуги (по выбору)

Лядов A. Соч. 34 №2 Канон c-moll

Пахульский Г. Канон a-moll



Произведения крупной формы


Беркович И. Вариации на тему Паганини

Бетховен Л. Соч. 49 Соната g-moll ч.1,

Лёгкая соната №2 f—moll ч.1

Гайдн Й. Сонаты №2 e-moll, №5 C-dur,

№7 D-dur, №12 G-dur, №21 F-dur

Глинка М. Вариации «Средь долины ровныя»

Кабалевский Д. Соч. 13 Сонатина C-dur

Клементи М. Соч.26 Cоната D-dur

Моцарт В. Сонаты:№2 F-dur чч.2-3,

№ 4 Es-dur чч. 2-3, № 15C-dur,

№ 19 F-dur ч.1


Пьесы


«Воспоминание» из к/ф «17 мгновений

Алябьев А. Мазурка Es-dur

Амиров Ф. 12 миниатюр: Токката

Бетховен Л. Соч. 33 Багатели №№ 3, 6

весны»

Глинка М. Мазурки c-moll, a-moll

Григ Э. Воспоминания

Детский альбом: Музыкальная

Жиро Ю. Мадемуазель Париж

Караев К. Соч.19 Полька

картина, Подражание народному

Керн Дж. Дым

Мендельсон Ф. Песни без слов №№ 4,6,9,48

Мусоргский М. Слеза

Нежность, Музыка из телевизора,

Отражения, Дуэт, Утешение.

Песня жаворонка, Подснежник,

Прокофьев С. Соч. 65 «Детская музыка»:

Соч. 119 Багатели №№ 3,5

Тарантелла, Игра в пятнашки,

Таривердиев Картина старого мастера, Забытый мотив,

Утешение, Размышление

Фоменко В. Сборник пьес для фортепиано (на выбор)

Чайковский П. Соч.37 «Времена года»:

Чекушкина Л. Колыбельная

Шопен Ноктюрн (Посмертное сочинение)


Этюды


Беренс Г. 32 избранных этюда из соч. 61и 88:

№№ 13-15, 26-29

Бертини А. 28 избранных этюдов из соч. 29,32:

№№ 15-18, 20,22 – 25

Лак Т. 20 избранных этюдов из соч. 75,95

Мошковский М. Соч. 18: №№ 3,8, 10,11

Черни К. Соч. 299 Школа беглости

№№ 5,8,9, 12,13,15,17-20, 28-30

Шитте Л. Соч.68 : №№ 21, 23, 25

Щедрин Р. Этюд

VIII год обучения

Полифонические произведения

.

Бах. Маленькие прелюдии и фуги:

Трёхголосная фуга №4 До мажор

Трёхголосная фуга №5 До мажор

Двухголосные инвенции (по выбору)

Трёхголосные инвенции (по выбору)

Французские сюиты (отдельные части)

Бах - Кабалевский. Органные прелюдии и фуги (по выбору)

Гендель. Сюита Соль мажор Сюита ре минор

Шесть маленьких фуг: №4 Ре мажор, №5 Фа

мажор, №6 До мажор

Каприччио Фа мажор

Глинка Фуга ля минор

Кабалевский. Соч. 61 Прелюдии и фуги (по выбору)

Галуппи. Жига Ре мажор

Ипполитов - Иванов. Соч. 7 Прелюдия и канон

Хачатурян. «Детский альбом»: Инвенция

Фрид. Инвенции (по выбору)

Форе. Фуга ля минор

«Полифонические пьесы старшие классы ДМШ» сост. Бакулов вып. I


Произведения крупной формы


Ф.Э.Бах. Сонаты: фа минор, ля

минор, до минор.

Бортнянский. Соната Фа мажор часть1

Гендель Соната-фантазия До мажор части I и III

Пассакалия

Клементи. Сонаты: соч. №1 Ми-бемоль мажор, соч. 26

фа-диез минор,Соч.28 Ре мажор

Мартини. Сонатина Ми мажор

Сейсс. Сонатина Ре мажор

Бетховен. Сонаты: соч.2 №1 фа минор, часть

I, соч. 10, №1 до минор, часть1, соч. 14

№1 Ми мажор, ч. III

Рондо: До мажор, Соль мажор.

Чимароза. Сонаты: до минор, Си-бемоль мажор

Гайдн. Сонаты: №2 ми минор,ч.1, №3 Ми-бемоль

мажор, чЛ, №4 соль минор ч.1,№6 до-диез

минор, ч.I, №7 Ре мажор, ч.I, №13

Ми-бемоль мажор ч.I,

№41 Ля мажор ч.I,

Гуммель. Соната Ми-бемоль мажор

Киркор. Сонатина ля минор

Моцарт. Сонаты: №5 Соль мажор ч.I, №7 До мажор ч.

I, №9 Ре мажор ч.I,

№12ч Фа мажор ч.I, №13

№16 Си-бемоль мажор ч.1


Скарлатти. 60 сонат (наиболее легкие)

Пьесы

Николаев. «Сказка»

Нурыев. «Порыв»

Раков. «Акварели» (по выбору)

Хаджиев. 5 пьес (по выбору)

Глазунов. «Юношеские пьесы» (по выбору)

Дварионас. «Лес в снегу»

Мендельсон. 6 детских пьес (по выбору)

«Песни без слов»: N01 М и мажор, № 2

ля минор, №12 фа диез минор,

№35 си минор, №37 Фа мажор

Николаева. «Элегия»

Бетховен. «Экосезы»

Бородин. «Маленькая сюита»: «Ноктюрн»

«Г рёзы»

«Интермеццо»

Глазунов. Вальс, Прелюдия №1 Глинка. Ноктюрн «Разлука»

Глиэр. Прелюдии: до минор, Ре-

Бемоль мажор

Голубев. «Сон», «Гроза»

Григ. «Поэтические картинки» (по выбору)

Соч. 43 «Бабочка», «Птичка», «Весной»,

Соч. 57 «Тоска по родине»,

Соч. 68 «К твоим ногам», соч.71 «Кобольд»

Дакен. «Кукушка»

Даргомыжский. «Пылкость и хладнокровие»

«Юмореска»

Караев. Две прелюдии

Евлахов. Десять прелюдий (по выбору)

Кюи. «Кантабиле»

Лист. «Утешение» Ре бемоль мажор Лысенко. «Песня без слов»

«Элегия»

Лядов. Прелюдии: Ре-бемоль мажор,

си минор

Назирова. 5 прелюдий

Пахулъский. «Гармонии вечера» (по выбору)

«Фантастические сказки» (по выбору)

Прокофьев. «Мимолётности»: со%22, №№ 1, 5,10,11,12,17,24

«Сказки старой бабушки»: соч.31 фа-диез минор,

ми минор, «Танец с лилиями» из балета

«Ромео и Джульетта»

Фильд. Ноктюрны (по выбору)

Хренников. «Портрет»

Чайковский . «Времена года»: «Белые ночи», «Осенняя песня»

Соч.40: «Вальс», «Русская пляска»

Черепнин. Багатель до минор

Шопен. Ноктюрн до диез минор (посмертное сочинение)

Шуман. соч.99 «Пёстрые страницы», №№ 1.3,4,6,

Соч. 124 «Листки из альбома» №№ 4-8


Этюды


Беренс. Соч. 61, соч. 88 «32 избранных этюда» (по выбору)

Бертини. Соч. 29, соч. 32 «28 избранных этюдов» (по выбору)

Крамер. Соч. 60 Этюды (по выбору)

Лешгорн. Соч. 66 Этюды

Соч. 136 «Школа беглости»

Лак. Соч. 75, соч. 95 Избранные этюды

Геллер. Соч. 45, соч. 46, соч. 47.Избранные этюды

Герц. Соч. 179 Этюды (по выбору)

Черни. Избранные этюды ред. Гермера ч. II (по

выбору) №№ 29,31,32

Соч. 299 «Школа беглости» (по выбору)

Шитте. Соч. 68 «25 этюдов» (по выбору)

Мошковский. Соч. 18 Этюды №№ 3, 8, 10, 11 Соч. 91 №№2,3

Раввина. Соч. 50 Этюды №№ 5,22 Соч. 60 Этюд №5

Шмит. Соч. 3 Этюды (по выбору)







Примерные репертуарные списки


  • «Музыкальная гимнастика для пальчиков», С-Петербург, -«Союз художников»,2006

  • «Музыкальная мозаика» для ДМШ -интернет

  • Альбом ученика-пианиста 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, «Феникс»,2006

  • Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

  • Барсукова С. «Весёлая музыкальная гимнастика»-Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008

  • Иванов А. «Каникулы» /детская сюита для фортепиано/ - Чебоксары, Чувашиздат,2002

  • Королькова И. «Крохе-музыканту», ч.I, II – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

  • Пьесы, сонатины и ансамбли.5-7 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

  • Торопова Н. «Музыкальные зарисовки» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

  • Флярковский А. «Русские народные песни» /в полифонической обработке для фортепиано/ - Москва, «Кифара», 2002

  • Хачатурян К. «Музыка из балета «Чипполино»для ф-но в 4 руки – «Советский композитор», 1983

  • Юдовина-Гальперина Т.»Большая музыка –маленькому музыканту»альбом №1, под ред.Ольги Геталовой

  • Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
















Список литературы


  • Алексеев А.Д. методика обучения игре на фортепиано. Изд.3- Москва, «Музыка», 1978

  • Айзенштадт С.А. «Детский альбом» Чайковского.-

Москва, «Классика –XXI», 2003

  • Богино Г.К. Игры–задачи для начинающих музыкантов

- Москва, «Музыка», 1974

  • Браудо И.А. Артикуляция – Ленинград,1973

  • Вицинский А.В. Беседы с пианистами.- Москва, «Классика XXI», 2002

  • Коган Г. Работа пианиста.- Москва, «Классика XXI», 2004

  • Коган Г. У врат мастерства.- Москва, «Классика XXI», 2004

  • Как научить играть на рояле. Первые шаги.- Москва, «Классика XXI», 2005

  • Как исполнять Бетховена.- Москва, «Классика XXI»,2004

  • Как исполнять Гайдна.- Москва, «Классика XXI», 2004

  • Как исполнять Моцарта.- Москва, «КлассикаXXI»,2003

  • Как исполнять Шопена.- Москва, «Классика XXI», 2005

  • Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- Москва, «Таланты – XXI век», 2004

  • Корто А.О. О фортепианном искусстве.- Москва, «Классика XXI», 2005

  • Корыхалова Н. Играем гаммы.-Москва, «Музыка», 1995

  • Милич Б. Воспитание ученика-пианиста.- Москва, «Кифара», 2002

  • Носина В. Символика музыки И.С.Баха.-Тамбов,1993

  • Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением.-Москва, «Классика XXI»,2004

  • Смирнова Т.И. Фортепиано- интенсивный курс.-«Музыка»,1992

  • Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я- детский педагог.-СПб., «Союз художников», 2002












Рецензия

на рабочую программу по специальному инструменту «Фортепиано» для ДМШ и ДШИ


Составитель: преподаватель фортепианного отделения ДШИ № 2 им. П.И Чайковского Сафронова Т.В.

Рабочая программа по классу фортепиано преподавателя Сафроновой Т.В. составлена с учетом опыта и методических наработок педагогов –пианистов.

Она составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей и имеет следующие структурные элементы:


  • Пояснительная записка;

  • Учебно-тематический план;

  • Содержание программы;

  • Ожидаемые результаты;

  • Требования по терминологии;

  • Формы и методы контроля;

  • Примерные программы выступлений на переводных академических концертах;

  • Возрастные особенности детей младшего классов;

  • Самостоятельная работа учащихся;

  • Примерные репертуарные списки;

  • Список литературы;

В пояснительной записке автор отмечает главные цели и задачи обучения учащихся-пианистов, отличительные особенности данной программы от уже существующих, срок ее реализации, формы занятий.


Разделы: « учебно- тематический план» , « содержание предмета» и его практическая часть, « «технические требования» и « примерные репертуарные списки» по классам и уровням построены дидактически последовательно и продуманно.


Следует отметить, что в репертуарные списки внесены произведения старинных и современных композиторов из нотных сборников, вышедших в последние годы, что заметно расширяет возможности ознакомления учеников с новой фортепианной музыкой.


В программе просматривается позитивная направленность на активизацию концертных открытых выступлений большинства учащихся-пианистов, как в сольной, так и в ансамблевой игре, что отражено в пояснительной записке и в разделе « формы и методы контроля».


Важную роль в процессе обучения играет начальный период, в котором у ребенка закладываются заинтересованности к обучению игре на фортепиано, и желание заниматься. Поэтому преподаватель должен учитывать возрастные особенности детей младших классов, которым уделяется достаточное внимание в данной программе. Раздел самостоятельная работа ученика является инновационным в этой программе.


Данная программа может быть рекомендована преподавателям фортепиано ДШИ и заслуживает положительной оценки.



Зав. фортепианным отделом ( Дорогова Л.П.)


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа по специальному предмету " Фортепиано"

Автор: Максимцева Татьяна Владиславовна

Дата: 09.04.2016

Номер свидетельства: 317008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов""
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-na-tiemu-rabota-nad-mietroritmom-s-uchashchimisia-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "341944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472743507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства