Рабочая программа кружка
«Планета детства»
«Вокально-хоровое пение»
На 2018-2019 уч. год
Учитель: Огородова Е.А.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №63 г.Брянска
Пояснительная записка.
В концепции современного российского образования акцент падает на личностную составляющую обучения и воспитания. Личностно-ориентированный подход позволяет создать условия для обеспечения равного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями на уровне возможностей.
Программа «Вокально-хоровое пение» направлена на духовное развитие детей, одаренных голосом, интересующихся вокальным пением и имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы заключается в том, что пение является важнейшей дисциплиной музыкально-эстетического образования детей. Оно играет большую роль в формировании их духовной культуры, расширяет художественно-эстетический кругозор. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. Развивает его эмоциональную сферу, интеллект, зарождает и развивает эстетические чувства, происходит становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Только музыка, благодаря её уникальному во всех отношениях слоговому языку, обладает свойством запускать одновременно весь интеллектуальный и нервный аппарат ребёнка, его душу. А голос – инструмент общедоступный и петь может практически каждый ребёнок. И именно голос позволяет привлечь ребёнка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Задача педагога – показать красоту звучания певческого голоса и научить детей правильному и красивому пению.
Цель программы – создать условия для формирования у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через приобщение их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
Расширить знания детей о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
Воспитать уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству.
Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческое воображение.
Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
Помочь овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Новизна и педагогическая целесообразность данной программы в том, что она обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Содержание занятий и практический материал подбиран с учётом возрастных особенностей детей и уровнем их певческой подготовки. Занятие предполагает постепенное освоение вокально-хоровых навыков и сопровождается объяснением, показом, самостоятельной работой и анализом. Формы проведения занятий: групповые занятия.
Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Основное место отводится практической репетиционной работе. Занятие строится по следующему плану:
1.Органиэационный момент.
2.Распевка.
3.Хоровое сольфеджио и интонационно-слуховые упражнения.
4. Разучивание вокально-хоровых произведений.
5.Доработка и повторение выученных произведений; проверка усвоенного материала, специальная подготовка к концертным выступлениям.
Программа «Вокально-хоровое пение» рассчитана на 2 года обучения, для 9-13 летнего возраста. Курс обучения рассчитан на 76 часов, занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в группе 12 человек.
Осуществление контроля знаний, умений и навыков проводится в форме концертов, конкурсов, открытых занятий для родителей.
К концу курса обучения дети будут знать:
музыкальную грамоту;
жанры и стилевое многообразие вокального искусства;
выразительные средства, особенности музыкального языка;
основные умения и навыка вокальной деятельности.
уметь:
1.петь в высокой певческой позиции, правильно открывая рот;
2. владеть однородностью звучания регистров;
3. петь крепким звуком в средней тесситуре;
4. свободно владеть певческим диафрагмальным дыханием;
5. грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
6. петь в хоровом ансамбле;
7.уверенно интонировать большие, малые и чистые интервалы, трезвучия и их обращения;
8.выразительно исполнять произведения исходя из их содержания и характера;
9. владеть правилами поведения на сцене.
Календарно-тематический план на 2018-2019 учебный год
Вокальной группы «Планета детства»
Огородовой Елены Анатольевны
2 год обучения.
№ | Дата | Тема занятий | Количество часов | Примечание |
Всего | Теоретических | Практика |
| План | Факт |
1 | | | Комплектование группы. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
2 | | | Знакомство со строением артикуляционного аппарата. Упражнения. | 2,5 | 0,5 | 2 | |
3 | | | Работа с артикуляционным аппаратом. Пение скороговорок. Песня «Звонки» . Сказка В. Кирюшина об интервалах | 2,5 | 0,5 | 2 | |
4 | | | Выстраивание унисона. Знакомство с певческим дыханием Сольфеджио: знакомство со звукорядом.. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
5 | | | Знакомство со звукорядом, пентахордом нисходящим от разных звуков гаммы. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
6 | | | Разучивание песни из репертуара группы «Корни» «Вера». Знакомство с интервалом квинтой и соединение его с нисходящим пентахордом | 2.5 | 0,5 | 2 | |
7 | | | Работа над четкой дикцией в произведении «Вера». Работа над дикцией в произведениях. Закрепление квинт и пение от разных звуков гаммы. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
8 | | | Работа над дикцией в произведениях. Знакомство с твердой и мягкой атакой звука. Знакомство со звукорядом тетрахордом. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
9 | | | Знакомство с нотами по сказке В. Кирюшина Работа с нотными таблицами | 2.5 | 0,5 | 2 | |
10 | | | Знакомство с нотной партитурой по песне «Посею лебеду на берегу». Пение по нотным таблицам тетрахордов. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
11 | | | Пение песни «Вейся, вейся, капустка» по хоровой партитуре. Знакомство с интервалом квартой и пение его от разных звуков. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
12 | | | Разучивание песен «Для чего» из репертуара хора «Великаны». Пение малой и большой секунды. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
13 | | | Работа над текстом песни и над интонированием. Интервал терция. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
14 | | | Тематическое занятие. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
15 | | | Работа над дыханием в произведениях. Закрепление интервалов секунды и терции. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
16 | | | Работа над четкой дикцией в произведениях. Короткий и длинный вдох. Знакомство со звукорядами трихордами. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
17 | | | Разучивание песни «Последняя поэма». Знакомство с интервалами секста и септима. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
18 | | | Работа над текстом и дикцией в песнях « Зима». Пение скороговорок Пение сексты и септимы от разных звуков. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
19 | | | Работа над строем и ансамблем. Пение скороговорок. Пение мажорной гаммы | 2.5 | 0,5 | 2 | |
20 | | | Впевание произведения под фонограмму. Пение мажорных гамм от разных звуков. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
21 | | | Работа над фразировкой и над дикцией. Знакомства с мажорными трезвучиями. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
22 | | | Разучивание песни «Раз, два, три». Работа над экономным выходом. Пение мажорных трезвучий от разных звуков. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
23 | | | Разучивание песен под фонограмму. Сольфеджио: пение мажорной гаммы. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
24 | | | Работа над фразировкой и над дикцией. Знакомство с мажорными трезвучиями. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
25 | | | Разучивание песни «Слушай, страна». Работа над экономным выдохом пение мажорных трезвучий от разных звуков. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
26 | | | Разучивание песни «Слушай, страна». Работа над ансамблем и строем. Минорное трезвучие. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
27 | | | Работа над дикцией, текстом. Закрепление минорного трезвучия. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
28 | | | Работа над сценическим образом произведения. Образование трезвучий. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
29 | | | Работа над динамическими оттенками и ритмическим рисунком. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
30 | | | Знакомство с длительностями. Разучивание песни « Наш город». Ритмические фигуры и ритмический рисунок. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
31 | | | Закрепление мелодии и текста песни «Наш город». Работа с ритмическим рисунком. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
32 | | | Работа над концертной программой. Пение секстаккордов. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
33 | | | Разучивание мелодии и текста песни « На обратной стороне луны». Работа с микрофонами. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
34 | | | Повторение песенного материала. Работа на сцене с движениями. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
35 | | | Работа над концертной программой. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
36 | | | Разучивание мелодии и текста песни «Мир». Работа над дикцией. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
37 | | | Подготовка к концерту. | 2.5 | 0,5 | 2 | |
38 | | | Концерт | 2.5 | | | |