Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке, 5 класс»
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО _____________________
протокол №_______
«__» __________2015__г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
__________ В. Ю. Маскин
«____» __________2015г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 63»
г. Чебоксары
___________В.В. Шашкова
приказ №___________
от «___»__________2015г.
Рабочая программа
По учебному предмету
«Музыка»
на 2015 – 2016 учебный год
5 класс
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерной основной общеобразовательной программой «Музыка» 5-8 классы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Составитель:________________Н.В.Димитриева
подпись
Чебоксары 2015
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.), рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2012). Рабочая программа имеет цели:
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (2 часа), где учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей, а также с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои первые творческие работы с применением ИК технологий. Помимо этого тема «Подводим итоги» объединена с темой «Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».
2.Общая характеристика учебного предмета.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Особенность построения курса состоит в том, что основная школа обусловлена спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары всего на изучение музыки в 5 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
5. Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке
В области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации, ИК технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города; общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- знание имён композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
6. Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке для 5 класса
Учащийся научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Контроль осуществляется в следующих видах::
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- творческая работа;
- музыкальная викторина;
- тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста по темам:
- «Древний союз», «Слово и музыка»;
- «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»;
- «Опера», «Балет»;
- «Музыка и изобразительное искусство».
7. Содержание учебного предмета
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим.Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).
И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).
Творческое задание: «Письмо Богине Музыке». Государственный гимн Чувашской Республики, муз Г. Лебедева сл. И. Тукташа;
2. Древний союз (3 часа)
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. Истоки. Искусство открывает мир.Соотнесение понятий реальностьжизнииреальность духа. Искусства различны – тема едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.
Художественный материал:
Музыка
К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).
Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина, «Крылатые качели»; Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).
Литература
А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; X. К. Андерсен, «Соловей»; А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...» Живопись
А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; Н. Ге, «Портрет Л.Н. Толстого»; И. Репин, «Портрет А.Г. Рубинштейна»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».
Творческое задание: иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве».
Часть первая. Музыка и литература
3. Слово и музыка (3 часа)
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Слово и музыка – два великих начала искусства. Стань музыкою, слово.Музыка «дружит» не только с поэзией.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, стихи А. Пушкина, «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, «В путь»; В. Моцарт симфония №40 I часть, фрагмент; П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, фрагмент; М. Мусоргский,«Кот Матрос» (слушание).
«Весёлый мельник», американская народная песня; «Веснянка», украинская народная песня (пение).
Живопись
Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».
Творческое задание: сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор).
4. Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» (1 час)
Музыкальная викторина по пройденным произведениям за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.
5. Песня (3 часа)
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).
Художественный материал:
Музыка
В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?»; русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон»; польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).
Литература
Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент.Живопись
И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».
чувашская народная «Ака –суха юрри» , «Шура хуран».
6. Романс (1 час)
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно - инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе. Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинки, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).
Живопись
И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».
7. Хоровая музыка (2 часа)
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно - инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.
Художественный материал:
Музыка
Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание). Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).
Живопись
К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».
.
9. Опера (1час)
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно - инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов .Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника. Из чего состоит. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).
М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).
Живопись
А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора»; А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка».
Ф. Васильева «Утса –чупса» хор девушек из оперы « Шывармань»,
10. Балет (2 часа)
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно - инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор; И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).
Живопись
С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане»; Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».
слушание Ф Васильева фрагменты из балета « Сарпике»;
11. Музыка звучит в литературе (2 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Музыка – главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы». Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».
Художественный материал:
Музыка
К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).
Литература
А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент; И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».
12. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (2часа)
Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство
13. Образы живописи в музыке (2 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Живописность искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Музыка – сестра живописи. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.
Художественный материал:
Музыка
С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо»; П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).
Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).
Живопись
И.Грабарь, «Иней», «Восход солнца»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах»; К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».
Поэзия
А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».
Г. Хирбю Сцена свадьбы из оперы «Нарспи» - Ария Нарспи.
14. Музыкальный портрет (1 час)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Может ли музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный материал:
Музыка
М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).
Живопись
Н. Репин, «Протодьякон».
15. Пейзаж в музыке (2 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная»; М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).
В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей»; р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).
Живопись
В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».
Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведениям.
16. Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои в музыке. Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).
С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт»; А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник»; Былина о Добрыне Никитиче (пение).
Живопись
Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко»; А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы; В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.
17. Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Что такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.
Художественный материал:
Музыка
Ф. Торрес, «DanzaAlta»; П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).
Живопись
Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы», «Придворный бал»; Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».
18. Обобщающий урок по теме года
«Музыка и другие виды искусства» (3 часа)
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Дневник музыкальных наблюдений стр. 22-23.
Музыкальный материал
Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
В рабочей программе учитывается национально-региональный компонент.
В содержание разделов «Музыка рассказывает обо всём», «Песня», «Образы живописи музыке», «Опера» «Балет» включены следующие темы: Государственный гимн Чувашской Республики, муз Г. Лебедева сл. И. Тукташа; Ф. Васильева «Утса –чупса» хор девушек из оперы « Шывармань», слушание Ф Васильева фрагменты из балета « Сарпике»; - чувашская народная «Ака –суха юрри» , «Шура хуран». Г. Хирбю Сцена свадьбы из оперы «Нарспи» - Ария Нарспи.
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Тема
урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля, измерители
ТСО,
ЦОР, наглядность
Виды
деятельности
При-
меча-
ние
дата
предметные
личностные
метапредметные
1
Музыка рассказывает обо всем (1ч)
«Музыка рассказывает обо всем»
Гимн Чувашской Республики.
1
Изуче-
ние нового матери-ала
Знать о роли музыки в жизни человека
понятие искусства. Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатываяпевческий выдох.
Развитие музыкаль-но- эстетического чувства, проявля-ющегося в эмоцио-нально ценност-ном, заинтере-сованном отноше-нии к музыке.
Регулятивные: форми-рование умения формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные: знать о роли музыки в жизни человека.
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке.
Устный опрос, исполнение песен.
Музыкальный материал:
С.Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).
С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).
Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».
Размышление о воздействии музыки на человека. Слушание музыки.
2
«Древний союз». (3 ч)
Истоки.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия).
Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения
формирование духовно-нравственных основа-ний.стремления находить продуктивные сотрудни-чество со сверстни-ками при решении музыкаль-но-творчес-ких задач.
Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Коммуникативные:
наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач.
Устный опрос, исполнение песен.
Музыкальный материал:
К.Дебюсси, «Снег танцует»;П. И П. И.Чайковский. «Июнь. Баркарола» (слушание).
Г. Струве, стихи И.Исаковой, «Музыка» (пение).
Творческое задание: нарисуй картину на тему «Звучащая природа».
Понимать единство истоков различных видов искусства.
3
Искусство открывает мир
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знать виды искусства; роль музыки в семье искусств.
Уметь выразительно исполнять произведение, используя приобретенные вокально-хоровые навыки.
Личност-ные:развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоцио-нально-ценност-ном, заинтере-
сованном отноше
нии к музыке
Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности, исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом.
Коммуникативные:
применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.
Взаимоопрос, слушание музыки, исполнение песен
Понимать единство истоков различных видов искусства.
4
Искусства различны, тема едина.
1
Урок комплексного применения ЗУН
Знать основные темы в искусстве.
Уметь приводить примеры тем природы, Родины, любви к музыке, литературе, живописи
Личностные: со-вершен-ство-
вание художественного вкуса.
Регулятивные:
проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
Познавательные: самостоятельно ставить задачи, используя ИКТ решать их.
Коммуникативные: проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями
Правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера
Личностные: раз-витие эстетического чувства, проявляющегося в эмоцио-нально-ценност-ном, заинтере-сованном отноше-нии к музыке, литературе, живопи-си.
Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
.
Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
М. Мусоргский, «Кот Матрос», из вокального цикла «Детская» (слушание). «Веселый мельник», «Веснянка» (пение).
Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов
8
Заключительный урок по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Знать изученные понятия.
Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал.
Личностные: -формирование целостно-го, социаль
но- ориенти-
рован-
ного взгляда на мир в процессе позна-
ния песен разных стилей.
.
Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки.
Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения.
Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.
Устный опрос, исполнение песен
Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.
Игра.
Слушание музыки. Пение по парам.
9
Песня 3 ч.
Песня – верный спутник человека. Обобщающий урок
чувашская народная «Ака –суха юрри» , «Шура хуран».
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады.
Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера
Личностные: раз-витие музы-кально- эстетиче-ского чувства, проявля-ющегося в эмоцио-нально-ценност-ном, заинтересованном отноше-нии к музыке.
Регулятивные: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру.
Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
«С чего начинается Родина?» (слушание).
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня» (пение)
Сотрудничать со сверстниками
в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей)
10
Мир русской песни.
1
Комбинированный урок
Знать основные признаки народной песни, виды песен.
Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера.
Личностные: усо-вершен-
ствован-
ный художественный вкус, устойчи-
вый в области эстети-
чески ценных произве-
дений музы
кально-го искус-
ства.
.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебные цели и задачи.
Познавательные:
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах.
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении, принимать разные точки зрения
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
Русская народная песня «Среди долины ровные», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон» (слушание). А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).
Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.)
11
Песни народов мира.
1
Комбинированный урок
Знать характеристику и отличия народных песен мира.
Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию.
Личностные: раз-витие музы-
кально- эстети-
ческого чувства, проявляющего-
ся в эмоционально-ценност-ном, заинтересован
ном отноше-
нии к музыке.
.
Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру.
Познавательные:
анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.
Коммуникативные:
сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении песни
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
Польская песня «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).
Анали-зировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.
12
Романс (1ч).
Мир человеческих чувств.
1
Урок закрепления знаний
Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.
Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей.
Личност-ные
Усовер-
шенство-
ванный художественный вкус, устойчи-
вый в области эстетиче-ски ценных произве-
дений музыкального искусства.
Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов.
Познавательные: ана-лизировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении романса.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).
М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (пение).
Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.
13-14
Хоровая музыка (2ч) Народная хоровая музыка.
Хоровая музыка в храме.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знать виды хоров, хоровых произведений, авторы хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка.
Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле, используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной.
Личностные: ува-жение к творчес-ким достижениям народной музыки.
.
Регулятивные: корректировать результаты своей исполнительской деятельности.
Познавательные: ис-пользовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Коммуникативные:
взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности.
Устный опрос слушание музыки, исполнение
Русская народная песня «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» (слушание).
Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).
Изучать специфические черты русской народной музыки.
15
Опера.
Самый значительный жанр вокальной музыки
Ф. Васильева «Утса –чупса» хор девушек из оперы « Шывармань»,
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий.
Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры.
Личност-ные:бу-дет иметь опреде-ленный уровень развития общих музыкальных способ-ностей, включая образное и ассоциа-тивное мышле-ние, творчес-кое воображение.
Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.
Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими.
Коммуникативные: принимать различные точки зрения.
научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач.
Устный опрос слушание музыки
М.Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка (слушание).
М.Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение).
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека
16
Балет.(2ч)
Единство музыки и танца.
слушание Ф Васильева фрагменты из балета « Сарпике»;
Обобщающий урок.
2
Урок изученя
и первичного закрепления новых знаний
Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства.
Уметь определять образное содержание балета.
Личност-ные:
Целост
ное предста
вление о поликуль
турной картине современного музыкального мира.
Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен.
М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор (слушание).
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение
Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
17
«Русские сезоны» в Париже.
1
Комбинирован
ный урок
Знать что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета имена известных авторов балетов, постановщиков, балетместеров, выдающихся артистов балета.
Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержания созданные средствами балетного искусства.
Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение пе-сен
И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).
Творчески интерпретиро
вать
содержание музыкальных произве-
дений в изобразитель
ной деятель-
ности
18
Музыка звучит в литературе (2ч) Музыкаль-ные слова.
1
Урок изуче
ния и первичного закрепления новых знаний
Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет.
Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка.
Личност-
ные: прио-ритет устойчивые навыки самостоя-
тельной, целена-
правлен-ной, содержа-тельной музыкаль
но-учебной деятель-ности
Познавательные:
анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
Музыка
М.Яковлев, стихи А.Пушкина, «Зимний вечер» (пение).
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы
19
Музыкальные сюжеты в литературе
1
Урок закрепления знаний
Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета.
Уметь определять произведения в сочетании музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ.
Личност-
ные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкаль-
ных способно
стей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображе-ние
Познавательные:
анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.
. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры
Регулятивные:
проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
М.Яковлев, стихи А.Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).
Литература
И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».
Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека
20-21
Искусство исполнительской интерпретации в музыке(2ч)
Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
2
Урок изучения и первич-
ного закрепле-ния новых знаний
Уметь определять произведения в сочетании музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополня-ют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ.
Личност-
ные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкаль-
ных способно-
стей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображе-ние
Познавательные:
анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры
Регулятивные:
проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина и др Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.
Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности
22
Образы живописи в музыке (2 часа) Живописность искусства.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле.
Личност-
ные:
будет иметь определенный уровень развития общих музыкаль-
ных способно-стей, включая образное и ассоциа-тивное мышлениетворческое воображе-ние.
самообра-зованию.
Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо» (слушание).
Г. Струве, «Весёлое эхо» (пение)
Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художест-венной выразительно-сти музыки и живописи (с учетом критериев, представлен-ных в учебнике и дневнике музыкальных наблюдений)
23
«Музыка – сестра живописи
Хирбю Сцена свадьбы из оперы «Нарспи» - Ария Нарспи.
1
Урок закрепления знаний
Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основа которых составляет изображение музыки.
Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
24
Музыкальный портрет (1 час) Может ли музыка выразить характер человека?
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка».
Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню.
Личност-ные: раз-витие музыкаль-но- эстетичес-кого чувства, проявляю-щегося в эмоцио-нально-ценност-ном, заинтере-сованном отноше-нии к музыке.
.Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).
Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки
25
Пейзаж в музыке (2 часа)
Образы природы в творчестве музыкантов.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве импрессионистов, композиторов изображающих природу.
Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни.
Личност-ные:
развитие музыкаль-но-эстетичес-кого чувства, проявляю-щегося в эмоцио-нально-ценност-ном, заинтере-сованном отноше-нии к музыке.
Ализиро-вать собствен-ную учебную деятельность и вносить необходимые корректи-вы для достиже-ния запланированных резуль-татов.
.
Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.
Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная» (слушание).
В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей» (пение).
Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
26
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
Обобщающий урок.
1
Комбинированный урок
Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски».
Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа.
Познавательные: -использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).
Русская народная песня «Ты река ли моя» (пение)
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства
27
Музыкальная живопись сказок и былин (3)
Волшебная красочность музыкальных сказок.
1
Урок изучения и перви-чного закрепле-ния новых знаний
Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках.
Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки.
Личност-ные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкаль-ных способно-стей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение
Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик (слушание).
С. Никитин, «Сказка по лесу идёт» (пение).
Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения
28
Сказочные герои в музыке
1
Урок закрепления знаний
Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки.
Закрепить вокально- хоровые навыки.
Личност-
ные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкаль-ных способно-стей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображе-ние
Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.
Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
И. Стравинский, «Заколдованный сад кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках» (слушание).
А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник» (пение)
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки
29
Тема богатырей в музыке.
1
Комбинированный урок
Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки.
Закрепить вокально- хоровые навыки.
Личност-ные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкаль-ных способно-стей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображе-
ние.
Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
М. Мусоргский, «Богатырские ворота»из цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (слушание).
Былина о Добрыне Никитиче (пение).
Понимать значение народного
творчества в сохранении
и развитии общей культуры народа
30
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)
Что такое
музыкальность
в живописи?
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знать музыкальные и живописные средства выразительности.
Личност-
ные:
совершен-ствование художест-венного вкуса.
Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
Ф. Торрес, «DanzaAlta» (слушание).
В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).
Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме.
31
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»
1
Комбинированный урок
Знать музыкальные и живописные средства выразительности.
Личност-ные: формирование целостной картины мира.
.Познавательные:
использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен
П. Чайковский, Концерт для фортопиано с оркестром №1, I ч., (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).
Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса
32-34
Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»
3
Урок обобще-ния и систе-матиза-ции знаний
Знать определение музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов.
Уметь определять на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать музыкальное произведение и его авторов.
Личност
ные: форми
рование целостной картины мира.
Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.
применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач
Регулятивные: про-являть творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
Устный опрос, исполнение песен
(Б. Окуджава пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
Приводить примеры преобразующего влияния музыки
Материально-техническое обеспечение
Обучение музыке обеспечивается учебниками и пособиями:
1. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013.
2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
4. Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия (2 аудиокассеты) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2002.
5. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
8. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
9. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
10. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Обучение музыке обеспечивается:
Цифровые и информационные инструменты и источники (по темам программы): электронные справочные и учебные пособия, презентации к урокам
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Набор плакатов.
Портреты композиторов.
Аккордеон Тула 37х80-111-7/2
баян"Этюд-205М2" ,
гармонь " Тульская -301М"
комплект народных музыкальных инструментов "Русский праздник"
комплект шумовых музыкальных инструментов FLIGHT OSC-2021-набор перкуссии