Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке, 2 класс»
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО _____________________
протокол №_______
«__» __________20__г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
__________В. Ю. Маскин «____» __________20___г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 63»
г. Чебоксары
___________В.В. Шашкова
приказ №___________
от «___»__________20__г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
на 2014 – 2015 учебный год
2 класс
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программой начального общего образования, с учетом авторской учебной программы «Музыка» («Начальная школа XXI века») В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.
Составитель:________________Н.В.Димитриева
Чебоксары 2015
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального образования МБОУ «СОШ №63» города Чебоксары Чувашской Республики и авторской программой В. О. Усачева, Л. В. Школяр, «Музыка» («Начальная школа XXI века») с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная рабочая программа по музыке разработана для обучения в 1 - 4 классах и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования и науки РФ, программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2014) серии «Стандарты второго поколения».
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.
Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.
В рабочей программе учитывается национально-региональный компонент. В содержание тем включены следующие:
Сердце поэта - «Таван шкул» Ф. Лукина, Слушание: Ф. Васильева «Марш»
Музыка живая! «Качака» А. Токарева, слушание- А. Токарев « Авалхи юра» « Таша»
Житие Ивана « Анне» муз А. Токарева, сл. П. Ялгира. А. Орлов-Шузьм «Вальс»,
Развитие музыки- «Серем ватса вир акрам»- чувашская народная песня, слушание –М. Алексеев «Сапка юрри».
Образ простого народа на оперной сцене.-
Г. Хирбю «Херсен туй юрри» из 2 действия оперы «Нарспи, - слушание, «Печек сес путене» - чувашская народная песня.
2.Общая характеристика учебного предмета
Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 134 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 32 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Основные виды учебной деятельности школьников.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.
3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1. Сфомированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями).
Основные требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:
- проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления,
- воспринимать музыкальные произведения;
- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
- знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
решать практические и учебные задачи:
- выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;
- различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.
К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:
- проявлять устойчивый интерес к музыке,
- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального апроизведения;;
- приобретать навыки слушательской культуры.
решать практические и учебные задачи:
- определять жанровые признаки;
- характеризовать интонации по эмоционально – образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и т.д.;
- называть запомнившиеся формы музыки;
- называть автора и название музыкального произведения.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:
- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;
- понимать синкретику народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
- выделять интонационно – стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть, завести игру, начать танец;
- узнавать произведения;
- называть русских композиторов, называть их имена ( в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;
- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:
- проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
- проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2–3 примера), мотивировать выбор той или иной музыки ( что он ищет в ней, чего ждёт от неё);
- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и собственной музыкальной деятельности;
- выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
Содержание учебного предмета
Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живёт музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.
Первая включает содержание, раскрывающее идею – музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живёт только в развитии и определённых формах.
Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне – рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
«Как живет музыка» 1 час
А теперь – вопросительные знаки -1 час
Сердце поэта -1 час «Таван шкул» Ф. Лукина , слушание: Ф. Васильева «Марш»
Два полонеза – 1час
Давайте ждать и слушать – 1 час
Э. Григ «Пер Гюнт» -2 часа
Волшебная книга -1 час
Обобщающий урок по теме: как живет музыка? 1 час
Все растет, все изменяется – 1 час
Это Агния Барто и Сергей Прокофьев выдумали. – 1 час
Музыка живая!
«Качака» А. Токарева, слушание- А. Токарев « Авалхи юра» « Таша» -1 час
«Звуки человеческой речи делаются музыкой – 1 час
Где родился, там и сгодился -1 час
Интонация – 1 час
Люд честной – 1 час
Свадьба в деревне – 2 часа
Житие Ивана
Анне» муз А. Токарева, сл. П. Ялгира. А. Орлов-Шузьм «Вальс»,
Увертюра и хор «Славься!». – 1 час
Развитие музыки- 1 час «Серем ватса вир акрам»- чувашская народная песня, слушание –М. Алексеев «Сапка юрри».
Образ простого народа на оперной сцене.- 1 час
Г. Хирбю «Херсен туй юрри» из 2 действия оперы «Нарспи», «Печек сес путене» - чувашская народная песня.
Драматургия оперы – 1 час
Обобщение темы: опера 2 часа
Думать музыкой – 1 час
В гостях у П. И. Чайковского -2 часа
В гостях М. И Глинки – 2 часа
Художественность песни
- 1 час
Обобщающий урок по темам года -2 часа
Календарно-тематическое планирование
рассчитано на 1 раз неделю 34 часа
№ урока
Тема
урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля, измерители
ТСО,
ЦОР, наглядность
Виды деятельности учащихся
Примечания
дата
1
Как живёт музыка?
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Знать что такое увертюра.
Понимать, для чего нужна увертюра.
импровизация, пластическое интонирование
Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе-слушание.
. Учащиеся рассказывают о своих летних впечатлениях, приобретая навыки наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять.
Исполняют песню, подстраивая интонацию по образцу учителя.
2
А теперь-вопро-сительные знаки.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Уметь определить жанр и характер звучания музыки, передавать в движении звучащие фрагменты.
пластическое интонирование. Игра: "Узнай и покажи гнома".
Ночь», «Золотые рыбки»,
«Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок»
Скворушка прощается»
Т. Попатенко – разучивание
Наблюдение за музыкой в жизни человека.
Слушание музыки и размышление о ней.
Хоровое пение. .
3
Сердце поэта.
«Таван шкул» Ф. Лукина
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Знать биографию Ф. Шопена.
Уметь определять особенности ноктюрна.
Устный опрос, пластическое интонирование. Игра: "Узнай и покажи гнома". Викторина.
Знакомство с творчеством Ф. Шопена, «Ноктюрн»
слушание: Ф. Васильева «Марш»
Наблюдение за музыкой в жизни человека.
Слушание музыки и размышление о ней.
4
Два полонеза
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Знакомство с танцем «Полонез». Сравнение полонеза Ф. Шопена с полонезом из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».
беседа, диалог, сравнение музыкальных произведений. Импровизация, Игра, Викторина.
П. Чайковский «Полька», «Камаринская» из «Детского альбома», С. Рахманинов "Итальянская полька" Разучивание: А. Филиппенко "Весёлый музыкант"
Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях.
5
Давайте ждать и слушать!
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний..
. Знать биографию Э. Грига.
Понимать, что музыка живая, она дышит, размышляет, чувствует, рассказывает и показывает.
пластическая импровизация, вокальное исполнение по группам и хором. Игры: "Кто дольше слышит звук", "Узнай и покажи гнома"
Знакомство с творчеством Э. Грига..
Учащиеся учатся петь мелодии из произведений Грига
6-7
Э. Григ «Пер Гюнт»
2
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Знать содержание драмы, основных героев.
Уметь напевать основные мелодии музыкального произведения.
Понимать, что в музыке происходит слияние выразительного и изобразительного
викторина, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Слушание и исполнение музыки, размышление о ней.
8
Волшебная книга.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Уметь определять колыбельность в музыке. Знать о выразительных и изобразительных возможностях музыки.
Викторина, импровизация, вокальное исполнение
Знакомство с музыкой П .Чайковского и М. Мусоргского
Слушание музыки, размышление о ней. Импровизация. Хоровое пение
9
Обобщающий урок по теме: как живет музыка?
1
Обобщение и систематизация знаний.
Уметь петь в ансамбле, прохлопывать ритмический рисунок. Учиться импровизировать, двигаться в соответствии с характером песни.
Викторина, игры, беседа, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
Повторение песен.
Слушание музыки, размышление о ней. Импровизация. Хоровое пение
10
Все растет, все изменяется
1
. Урок изучения и первичного закрепления
Уметь различать песенные, танцевальные и маршевые интонации.
викторина, конкурс, игры, вокальное исполнение по группам и индивидуально
Скворушка прощается» – исполнение.
«–Болтунья» С. Прокофьева слушание.
«Барабан» Д. Кабалевского – разучивание.
«Кто дежурные?»
Д. Кабалевского – разучивание.
Учатся интонационно осмысленно читать текст.
11
Это Агния Барто и Сергей Прокофьев выдумали.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок - путешествие.
Знать основных героев оперы.
Уметь определять связь речевой и музыкальной интонации.
Конкурс: " Кто самый музыкальный". Игра: "Узнай и покажи гнома." Устный опрос, импровизация.
«Болтунья» С. Прокофьева Кто дежурные?»
Д. Кабалевского–исполнение.
Учащиеся учатся точно выполнять паузы, сознательно выделять сильные слова и слоги во фразах. Исполнять инструментальные импровизации. Выражать точку зрения за и против.
12
Музыка живая!
«Качака» А. Токарева
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Знать что музыка дышит, танцует, поет , марширует. Уметь определять высоту звука.
устный опрос, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») – слушание.
«Перепёлочка» – исполнение в ансамбле с учителем.
Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – исполнение.
«Кузнец» – исполнение. слушание-
А. Токарев « Авалхи юра» « Таша» -1 час
.Учащиеся учатся находить
связь характера интонаций
в той или иной песне с характером её исполнения. Исполнять пластические импровизации.
Находить, сравнивать полученную информацию
13
«Звуки человеческой речи делаются музыкой»
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Уметь определять связь речевой и музыкальной интонации.
устный опрос, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.
. Фрагменты оперы «Борис Годунов» М .Мусоргского
Учащиеся учатся точно выполнять паузы, сознательно выделять сильные слова и слоги во фразах. Исполнять инструментальные импровизации. Выражать точку зрения за и против.
14
Где родился, там и сгодился
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Уметь отличать интонацию народной песни и композиторской.
Понимать значение слова фольклор.
Музыкальные загадки. Конкурс: "Самый музыкальный" Устный опрос
«Как за речкою, да за Дарьею» -русская народная песня.
Учащиеся учатся прослушивать музыкальные произведения и устанавливать связь характера интонаций с характером её исполнения. Исполнять ритмические импровизации с использованием
15
Интонация
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Уметь «читать» звучащую музыку
Диалог, конкурс, импровизация, вокальное исполнение по группам и сольное.
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»
Слушание музыки, размышление о ней.
16
Обобщение темы «Интонация»
1
Обобщение и систематизация знаний. Урок - путешествие.
Знать, что интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.
Уметь на слух определять музыкальные произведения.
диалог, конкурс, импровизация, вокальное исполнение по группам и сольное.
Исполнение песен.
Пластическое интонирование.
Слушание музыки, размышление о ней.
17
Люд честной
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Уметь передавать шуточную интонацию в песне
сравнение, импровизация "рисуем картины природы звуками", исполнение песен
Пение шуточных детских песен
Учащиеся исполняют шуточные песни.
18-19
Свадьба в деревне
2
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Уметь воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития
устный опрос, конкурс, вокализация мелодий индивидуально по группам.
Плач невесты. Песня подружек. « Как сказали, Иван-то грозен…» - русская народная песня.
Учащиеся знакомятся с новым произведением.
20
Житие Ивана
« Анне» муз А. Токарева, сл. П. Ялгира.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Знакомство с оперой М .Глинки «Иван Сусанин». Историческая основа оперы.
устный опрос, конкурс, вокализация мелодий индивидуально по группам
« Ты взойдешь , моя заря!
А. Орлов-Шузьм «Вальс»,
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
21
Увертюра и хор «Славься!».
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Знать значение роли увертюры в опере.
Уметь находить ощущение духовной близости с героем оперы.
Движение под музыку, игры: "Узнай и покажи гнома", "Высокие и низкие звуки", устный опрос
«Славься!». - исполнение
Учащиеся
исполняют песню
22
Развитие музыки
«Серем ватса вир акрам»- чувашская народная песня,
1
Обобщение и систематизация знаний.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;
наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии
.
Движение под музыку, игры: "Узнай и покажи гнома", устный опрос
«Почему медведь зимой спит» Л. Книппера – разучивание.
Слушание: Книга Голубиная (духовный стих)
слушание –
М. Алексеев «Сапка юрри».
Учащиеся учатся понимать разви-тие, движение, изменение характера в исполнение песен. Учатся разбираться в сказке и следить за развитием му-зыки
23
Образ простого народа на оперной сцене.
«Печек сес путене» - чувашская народная песня.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Знать героев оперы, либретто.
Уметь определять песни – притчи, анализировать фрагменты оперы.
Устный опрос, импровизация, игра, исполнение песен н оценку
Фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже деве Февронии»
Г. Хирбю «Херсен туй юрри» из 2 действия оперы «Нарспи»,
Исполнение, инсценирование песен, танцев, фрагментов из произведений музыкально-театральных жанров (опера)
24
Драматургия оперы
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Наблюдать за драматургией оперной сцены, анализировать музыкальный фрагмент..
Устный опрос, импровизация, игра, исполнение песен на оценку
«Сеча при Керженце
Хоровое пение Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений
25-26
Обобщение темы: опера
2
Обобщение и систематизация знаний.
Знать , что такое опера и как она проявляется в музыке.
Устный опрос, импровизация, игра, исполнение песен н оценку
Исполнение музыки по желанию учащихся и по выбору учителя
Учащиеся проводят контроль и самоконтроль
знаний по терминам и определениям. Исполняют песни по выбору.
27
Думать музыкой.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Уметь музыкально мыслить. Знать , что происходит с музыкой
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»