Применение различных методов на начальном этапе обучения на уроках фортепиано
Применение различных методов на начальном этапе обучения на уроках фортепиано
К детям необходим особый подход, чтобы не оттолкнуть интерес ребенка к занятиям, к музыке в целом. Нужно объяснять им все на простом, понятном детям языке, чаще сравнивая, приводя примеры из их детской жизни. А применение разнообразных методов и приемов необходимо на начальном этапе обучения и становления маленького музыканта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение различных методов на начальном этапе обучения на уроках фортепиано »
Тема: Применение различных методов на уроках фортепиано на начальном этапе обучения.
Образовательная цель: Научить ребенка творчески подходить к разбору и изучению пьес, применяя различные приемы обучения.
Развивающая цель: Развитие общего кругозора; совершенствование приемов использования различных видов фортепианной техники; развитие музыкального слуха, памяти, внимания, мышления.
Воспитательная цель: Воспитание чувства прекрасного. Воспитывать у ученицы культуру исполнения изучаемых произведений, терпение и настойчивость для преодоления трудностей.
Задача урока: Формирование и развитие пианистических навыков на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
2. Упражнения для развития и расслабления игрового аппарата.
3. Упражнение «Рыбак» - работа над координацией рук в непрерывном движении и освобождением кисти.
4. Работа над пьесой С. Майкапара «Маленький командир».
5. Л.Моцарт «Менуэт» - работа над художественным исполнением.
5. Домашнее задание.
6. Оценка.
Ход урока:
Свободная от зажатостей рука является залогом извлечения на фортепиано хорошего звука. В своем труде «Искусство пения в применении на фортепиано
Сегодня я провожу урок с ученицей 1 класса Сарбасовой Камилой.
Начинаю урок с проверки домашнего задания.
Упражнение «Радуга». Камила, представь, что ты находишься в лесу после дождя. И вдруг ты видишь радугу – она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ну ничего страшного – нарисуем ее в воздухе (Рисует радугу) А теперь перенесем руку на инструмент и будем рисовать над клавиатурой, приговаривая стишок. В конце каждой строчки нажимаем клавишу третьим пальцем. Сначала правой рукой, затем левой.
- Ой, ты, радуга, дуга, под тобой лежат луга,
В небе ты повисла, словно коромысло…
Я красивую такую в полминуты нарисую.
Всей кистью руки в воздухе рисуем «радуги» по всей клавиатуре от нот «до», «соль», «ля». Упражнение делаем на legato. Рука должна быть свободной, пальчики не прогибаем и глубоко погружаемся в клавиши. Никакими словами, никаким показом нельзя передать ребенку необходимое состояние рук. Я беру кисть руки ученицы, прошу, чтоб она расслабила ее, «отдала мне на время» и затем кручу руку у запястья. И эту руку в свободном расслабленном состоянии мы доносим до клавиатуры и играем упражнение «радуга» во всех октавах. Локоть при этом нужно слегка отвести в сторону, чтобы он ни в коем случае не соприкасался с туловищем, иначе неизбежно зажатие руки. Мы с ученицей следим, чтобы запястье не поднималось, а было на уровне белых клавиш, а затем вспоминаем стишок, придуманный нами, чтобы не забывать про положение запястья: «Здравствуй, здравствуй, ровный мост, ты так важен, хоть и прост!». Моя рука поддерживает кисть играющей руки ученицы, затем поддержка снимается.
Известный пианист XIX столетия С. Тальберг писал так: «Освобождение от всякого напряжения – одно из важнейших условий для достижения полноты звучания, красивого и разнообразного звука. Необходимо, следовательно, чтобы в предплечье, запястье и пальцах было столько же гибкости и подвижности, как в голосе искусного певца».
Мы с ученицей делаем расслабляющие упражнения для всего игрового аппарата:
«Красим стенку» (при этом кисть очень гибкая, свободная и плавная).
«Шалтай-болтай» (руки опущены вниз и покачиваются).
«Кошкины лапки».
«Командир и солдаты» Голова-командир. Пальцы солдаты. Солдаты (пальцы) спят. Командир их будит. Например: Проснись первый солдат – ребенок шевелит первым пальцем и т. д. Сначала делаем правой рукой, затем левой. «Пальчики здороваются» Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
Надуваем шарик. Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем большой шарик. Когда воздух выходит, принять исходное положение.
Далее я прошу Камилу сыграть гамму До мажор сначала правой, потом левой рукой, затем двумя руками в прямом, в противоположном движении. Ученица играет гамму в две октавы. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Камила играет гамму нечетким поверхностным звуком. Прошу ее проследить за работой пальцев, после чего звук существенно улучшается. Гамма пока получается коряво, при переходах на первый палец заметно движение запястьем вверх, чего нельзя допускать. Мы исправляем это с ученицей. .
Очень важно на первых этапах обучения укрепить знание аппликатуры, при проигрывании гаммы двумя руками, ученица все еще путает пальцы.
-Какие ты заметила ошибки? - спрашиваю я.
-Прогибала пальцы и путала аппликатуру, - говорит ученица.
Важно, чтобы дети знали свои ошибки, видели их; чтобы занимаясь дома, могли исправлять их сами.
Ученица играет трезвучия каждой рукой. У Камилы недостаточно гибкая кисть, а в трезвучиях требуется движение от 1-го звука снизу вверх и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз» прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть трезвучия отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти. Нужно следить, чтобы пальчики оставались свободными, округлыми, и глубоко опускались в клавишу, с хорошей опорой в инструмент.
Перед игрой аккордовя кратко объясняю ученице понятие «аккорд». Когда одновременно звучит больше чем два звука, музыканты говорят, что «звучит аккорд». Итальянское слово «Accordo» означает – «согласие», поэтому звуки в аккорде должны звучать, слитно, созвучно друг с другом. Чаще всего встречаются аккорды из трёх звуков, которые называются трезвучиями. Нужно добиваться взятия аккорда пальцами, как всё что мы берём в руку, без предварительного ощупывания клавиш, без лишних движений руки в воздухе. Сначала ученица называет места средних пальцев. При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук.
Хроматическая гамма звучит с остановками из-за аппликатуры. Я предлагаю другую аппликатуру, она более удобна и в будущем позволяет достичь очень быстрого темпа. В гамме мы очень внимательно следим за локтем, он как бы управляет кистью и направляет ее. Но пока еще у девочки локоть непослушный, он совершает много ненужных движений, в итоге приводя к зажатию. Я объясняю, что рука должна быть свободна « от плеча», вся сила уходит в кончики пальцев, а локоть не прижимается к туловищу, а остается свободным. Хроматическую гамму я предлагаю поиграть на разные штрихи - legato, staccato, non legato, а также чередуя все три вида в одной гамме.
Фредерик Шопен советовал « начинать упражнения с приёма лёгкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего запястье, от зажатости. Затем ученики Шопена переходили к игре портаменто, неполного легато и, наконец, к легатиссимо…»
Следующий этап нашего урока - работа над координацией рук в непрерывном движении и освобождением кисти в упражнении «Рыбак» по Ш.Ганону.
Итак, разыгравшись, как следует, а именно до состояния рук, когда они мягкие, горячие и свободные, мы приступаем к работе над пьесой.
Самуил Моисеевич Майкапар (1867-1938) — советский пианист, композитор, педагог. Ученик Т. Лешетицкого. В 1910-1930 годах преподавал в Ленинградской консерватории. Автор множества фортепианных пьес ( в том числе циклов «Бирюльки» и «Маленькие новеллы»), внесших значительный вклад в развитие детского и юношеского музыкального образования.
Пьеса «Маленький командир» имеет размер 3/4 . Тональность До мажор. Характер пьесы: энергичный, форма - одночастная. В определении темпа аллегро-скоро, дается еще дополнительное указание marcato and energico – что означает (подчеркнуто с энергией). Ученица работает над пьесой с особым удовольствием, т. к. ей близок ее характер. Военная тематика особенно близка в предверии 70 лет Великой Победы. Девочка рассказывает о своем прадеде, который воевал в ВОВ и погиб под Сталинградом. Мы с ученицей разбираем произведение. Она задает вопрос: «Почему маленький командир?». И мы вместе придумываем образ маленького командира. Волевые аккорды, акценты, вся динамика в пределах mf, f, ff.- все это характеризует бесстрашие и героизм маленького мальчика. Первоначальной задачей является выравнивание ритма, потому что текст для ученицы не представляет трудности. Мы много внимания уделяем ш т р и х ам , так как от них зависит правильное исполнение пьесы, передача характера. Наша задача- соблюдение правильной постановки рук при работе над штрихами в каждой руке. А при соединении добиться самостоятельности рук. Главное, на мой взгляд, не делать никаких размашистых движений, это только спровоцирует зажатие и ненужный расход сил итак еще не натренированных детских рук. Я рассказываю ученице, что пьеса требует яркого, уверенного звука и энергичного staccato. Особенность движения руки при игре Staccato – заключается в умении извлекать короткий, отрывистый звук. Дети легко воспринимают, если привести сравнение со знакомым всем движением руки при игре в мяч. Предложим ученику непрерывно ударять об пол мяч, соприкасаясь к нему не ладонью, а одним пальцем, и он повторит как раз то движение, которое ему нужно для игры Staccato. Отрывистый звук при игре на фортепиано получится не оттого, что ученица будет отдергивать палец и руку от клавиши, а оттого, что рука вместе с пальцем, легко столкнувшись с поверхностью клавиши, непроизвольно отталкивается от неё, чтобы «взять» следующую. При игре: кисть и предплечье составляют единое целое, извлекают «звук» активные кончики пальцев. Далее работаем над штрихом -portamento▲ (исполняется отрывисто, точно, упруго (но не так остро, как staccato). На третьей строчке в левой руке появляется черточка над нотой - tenuto (протяжно, длинный певучий звук, глубокое погружение пальца в клавишу).
В пьесе много интересных динамических оттенков, ученице нравится над ними работать, она уже слышит, насколько это изменяет характер пьесы. На крещендо и форте зажимается рука, мы возвращаемся к упражнениям на расслабление рук и плечевого аппарата. Кладу руку ученицы на колено и затем мы стараемся донести тяжелую и свободную руку до клавиатуры.
Соединения лигой по 2 звука в левой на 4-ой строчке, заслуживает особого внимания (а именно: на первую ноту – сесть, на 2-ю встать, и так играется всегда). То есть, первая нота – ярче, 2-тише, и чуть короче. На 5 строчке – параллельное движение обеих рук, вниз – поработать отдельно над этим местом. Проверяем точность аппликатуры, используем метод игры разными вариантами (левую на f – правую на p, затем наоборот). На последних 4-х тактах играем molto resolute – очень решительно.
В занятиях с ученицей очень полезны следующие приемы:
Метод игры с предварительным названием каждого пальца и метод беззвучного контактирования пальцев с клавиатурой
Предлагаю ученице «покататься» на руке учителя. Рука ученицы должна почувствовать себя пассажиром самолета, задремавшим в удобном кресле. При этом ученица хорошо ощущает движение, сущность штрихов. Чуткость обостряется еще больше, если глаза будут закрыты.
Способ «поделим трудности на двоих» (при котором играют учитель и ученик, меняясь на цезурах)
Разучивание с конца. Сыграть последнее построение, потом начать «на шаг» раньше, и так приближаться к началу трудного места.
Игра «замри-отомри». Учитель исполняет произведение, а ученик в любой момент говорит: «Замри!». Как только будет сказано «Отомри!» - играет дальше. Потом учитель и ученик меняются ролями.
Методы многократных повторений и постепенного удлинения полезны в работе над двигательно-трудными участками произведения. Метод «постепенного удлинения» имеет две разновидности: постепенное удлинение «влево», например, присоединение к последнему звену пассажа последовательного одного, двух, трех и т.д. предыдущих звеньев; постепенное удлинение «вправо», например, присоединение к начальному звену пассажа последовательно одного, двух, трех и т.д. дальнейших звеньев.
Л.Моцарт «Менуэт». Менуэт —(фр.menuet, от menu — маленький, незначительный) старинный французский народный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах.. Произошёл от медленного народного танца провинции Пуату. При Людовике XIV стал придворным танцем. Пишется в трёхдольном размере (3/4). С XVII века широко распространился по всей Европе. Леопольд Моцарт отец Вольфганга Амадея Моцарта был скрипачом и композитором в придворной капелле князя зальцбургского. Он писал много произведений для своего сына, когда тот был маленьким.
Наша цель в этой пьесе – освобождение руки за счет штриха legato . Я объясняю ученице, что здесь мы будем играть на legato, что означает «связно, плавно». Я проигрываю ей пьесу.
И мы вместе пропеваем мелодию пьесы. Это способствует быстрому запоминанию, а значит наизусть ей будет учить легче. Разбираем пьесу по - порядку:
Со счетом вслух играем правую руку.
Со счетом вслух играем левую руку.
Внимательно разбираем штрихи (легато – в правой руке, и маркато – в левой руке).
Отдельно проучиваем фразочки. Обращаем внимание на динамику.
Пробуем соединить две руки маленькими кусочками, в медленном темпе.
Начинаем постепенно учить наизусть.
Пробуем считать про себя и держать ровный и правильный ритм.
Стараемся передать смысл менуэта, грациозный и спокойный.
И главное правило. Залог успешного разучивания пьесы - это ежеминутное внимание за детскими руками, за их правильным положением и свободой.
Дети легко учат эту пьесу, с интересом, пропевая слова, которые даны в «Хрестоматии маленького пианиста» А. Д. Артоболевской.
К детям необходим особый подход, чтобы не оттолкнуть интерес ребенка к занятиям, к музыке в целом. Нужно объяснять им все на простом, понятном детям языке, чаще сравнивая, приводя примеры из их детской жизни. А применение разнообразных методов и приемов необходимо на начальном этапе обучения и становления маленького музыканта.