Цель: Воспитание любви и уважения к Ярославским народным песням, как способу домашнего музицирования, знакомство с Ярославскими традициями и их пропаганде. Узнать искусство и историю Ярославского края.
Предметные результаты:
научатся: исполнять Ярославские народные песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями.
получат возможность научиться: Определять на слух жанры народной музыки – частушки, обрядовые песни, сказочные.
Метапредметные результаты:
научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; сформировать знания детей, которые они получают в процессе игры на музыкальных инструментах и связать эти знания с другими видами искусства (литературой, декоративно-прикладным искусством и историей);
получат возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока, владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.
Личностные результаты:
научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Ход урока:
Вход: А. Пахмутова «Песня о Ярославле»(1 куплет).
На экране достопримечательности Ярославля.
У: Ребята, мы вошли сегодня под какую музыку? О чем эта песня?
Ответы учеников.
У: А какая будет тема сегодня на уроке? О чем мы будем говорить? Ответы…
У: Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.
На завалинках, в светелке, Иль на бревнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых. При лучине ли сидели, Иль под светлый небосвод - Говорили, песни пели И водили хоровод. А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши! Словом, эти посиделки - Были праздником души.
У: Чем же занималась молодежь на посиделках?
Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры. (фото с посиделок)
У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).
Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. Все в сборе. Можно начинать наши посиделки. (фото старинной свадьбы)
На таких посиделках парни могли выбирать себе невест, а затем засылали сватов в дом девушки. Сейчас мы покажем, как это происходило. Ребята, какие инструменты подойдут для исполнения?
/Распевка-разминка: на дыхание, на дикцию, на динамику/
(разыгрывание обряда под песню «Бояре, а мы к вам пришли»)
Д: ответы
У: молодцы! А сейчас для вас, ребятки, Загадаю я загадки. Знаю, знаю наперед - Вы смекалистый народ.
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Мочили, колотили, рвали, крутили, пряли и на стол клали (скатерть).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
- Теперь вы загадайте друг другу загадки. (дети загадывают свои загадки, подготовленные заранее)
(ученик)Эта нечистая сила На вид совсем некрасива. На болоте обитает, Всех вокруг она пугает. (кикимора)
В лесу стоит избушка, В избушке живет злющая старушка, В ступе эта бабка летает, Помелом дорогу заметает. (Баба-Яга)
У: Как вы думаете, ребята, а сказки любили рассказывать на посиделках? (да) А сами любите сказки? (да) Сейчас попробуем спеть и сыграть об этом…(поем)
Мальчики: Ой – ой-ой-ой; девочки: ой да-да ой да, ой-да-да ой.
1. В некотором царстве, в Тридесятом государстве-е, Там Кикимора трещит! (кто сейчас должен играть? Трещетка) -И посудою гремит. (тамбурин)
Припев: ой…
2. В некотором царстве, в Тридесятом государстве-е Бабка-Ёжка всё свистит…(свистулька) Костяной ногой стучит (стаканчик, ложки)
Припев: ой…
3. В некотором царстве В тридесятом государстве- Конь копытами стучит…. (коробочка) Колокольчиком звенит (колокольчик, треугольник)
У: -Как мы назовём нашу песню? (-Музыкальной сказкой можно назвать)
Что мы делали?( –пели), как пение по-другому называется?( –вокал). А в руках у нас что? (инструменты)-Итак, я объявляю, тишина: -Выступает вокально-инструментальный ансамбль 5 Б класса Ярославской средней школы №28. (поем все сначала)
Оставляйте инструменты у себя…
У: хорошо! В нашем городе в начале 20 века было очень много ярославских песен в разных жанрах. Это солдатские песни, лирические, баллады, песни литературного происхождения, популярны были…. Что? (вдео-частушки)
А что такое частушки? (работа по карточкам) {Частушки звучат на гуляньях, в домашних застольях, в клубах. На кого рассчитаны частушки? На окружающих людей приплясывающих и хлопающих в ладоши. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой. Иногда такой обмен частушками превращается в соревнование- один утверждает, другой возражает}
У: Вы подготовили свои частушки теперь, задание по группам: вам нужно спеть заготовленную частушку, соревнуясь по рядам (на темы: 1 группа – про школу, 2 группа - про друзей, 3 группа – про отдых) и придумать свой ритмический рисунок –сопровождение…(Время для совещания и репетиции, затем, дети играют и поют свои частушки)
У: Молодцы! Ярославские частушки, ребята, были записаны в «Сборнике деревенских частушек» изданном в Ярославле в 1913 году Василием Ивановичем Симаковым и в сборнике «Песни и сказки Ярославской области» в 1958 под редакцией Помиранцевой
Ярославские песни очень нравятся людям, поэтому стали создаваться хоровые фестивали (фото) и появляться различные коллективы, которые исполняют песни, дома вы можете рассказать о них.
Домашнее задание: (по карточкам на выбор)Задание 1: Найдите информацию о коллективах, выпишите в карточки. Задание 2: Создайте презентацию по 1 из коллективов.
Теперь мы сами споем песню о нашем городе: поем «Ода Ярославлю» А.А. Савельев
У: А сейчас возьмите карточки и прикрепите их на доску на 3 большие картинки.
Теперь продолжите мою фразу:
- На уроке я смог(ла)…
- На уроке я узнал(а)..
- На уроке я сумел (а).. – Мне было тяжело…- У меня получилось….