Разработка и анализ урока по теме "Песня и кюй в мире сказаок и легенд" соотвествует программным требованиям предмета "Музыка" общеобразовательной школы Республики Казахстан. Урок разработан с учетом современных педагогических тенденций, предполагает широкое использование технических средств обучения, личный показ преподавателя и совместное музицирование класса. Тип урока определен как комбинированный, поскольку предполагает не только усвоение обучающимися новых знаний,умений и навыков, но и закрепление ранее усвоенных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Песня и кюй в мире сказок и легенд"»
Разработка и анализ урока музыки в школе : 2 класс, третья четверть
Тема. Песня и кюй в мире сказок и легенд.
Подтема. Спор домашних животных (продолжение).
Тип урока: комбинированный
Программные требования: показать взаимосвязь одного из жанров казахского народного творчества - сказки с музыкой, дать детям знания о музыкальной сказке, через музыкальные образы животных показать положительные и отрицательные черты характера человека; способствовать выработке умений полноценного восприятия художественных образов и содержания сказки, выразительного и красивого исполнения фрагментов, выполнения творческих заданий.
Техническое обеспечение: аудиозапись музыкальной сказки, кюя Коркыта «Желмая», рисунки учащихся.
План урока
1. Музыкальная сказка «Жыл басы им болады?» (Кто будет первым?) - фрагменты:
Исполнение первого хора животных.
Исполнение песен Лошади и Коровы.
Слушание и разучивание песни Верблюда.
Слушание кюя «Желмая» Коркыта.
Музыкальная грамота: высота звука, фермата, музыкальный образ.
Краткое содержание урока:
I. Организационная часть. Вход в класс под вступление к музыкальной сказке. Проверка готовности учащихся к занятиям.
И. Содержание основной части урока: беседа-опрос изученного на предыдущем уроке материала (персонажи сказки «Кто будет первым?» - Корова и Лошадь, значение ферматы, ритма мелодий).
Новый материал. Слушание и разучивание песни Верблюда. Беседа с учащимися о повадках и пользе для людей этого животного. Анализ мелодии песни Верблюда (звуковысотный, ритмический, динамический).
Повторное исполнение.
Слушание кюя Крркыта «Желмая» (Быстроногий) проходит по следующей схеме: пересказ учителем легенды, прослушивание кюя в аудиозаписи, беседа о прослушанной музыке, повторное прослушивание фрагментов кюя, проблемная ситуация - сравнение образов верблюда из музыкальной сказки и кюя Коркыта Коркыта.
III. Заключительная часть. Закрепление пройденного материала, уточнение сходства образов Лошади, Коровы, Верблюда путем сравнения темпа, ритма, звуковысотности мелодий и содержания песен. В конце урока учитель дает задание: выучить песню Верблюда, нарисовать рисунок о своем представлении содержания сказки.
Выход из класса под музыку первого хора музыкальной сказки.
Анализ урока. Структура данного урока проистекает из взаимосвязи музыкального материала, который имеет целостный характер. Музыкальный материал реализуется в видах музыкальной деятельности: пении, слушании музыки, изучении музыкальной грамоты и творческих заданиях, которые также взаимосвязаны друг с другом. В соответствии с программой учащиеся углубляют знания о песне и ее месте в музыкальной сказке, о художественных образах и средствах музыкальной выразительности. Урок организован таким образом, чтобы максимально способствовать реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач. Методика проведения урока содействует гармоничному сочетанию нового и пройденного материалов, что способствует созданию условий для его последовательного усвоения.
Ведущими методами данного комбинированного типа урока являются: беседа, демонстрация (показ), слуховая иллюстрация, художественное исполнительство, рассказ и самостоятельный поиск учащихся. Беседа с учащимися второго класса носит более усложненный характер и предусматривает включение проблемных вопросов. Школьники сравнивают, сопоставляют образы животных, жизненные явления, дают им свою оценку. Очень важен для совершенствования качества знаний детей показ учителем фрагментов из музыкальной сказки и кюя «Желмая» в собственном исполнении или в аудиозаписи. Иллюстрирование учителем пройденного и нового материала (образы- Коровы, Лошади, Верблюда), а также художественное исполнение песен учащимися способствуют углублению знаний, формированию необходимых в практике музыкальных занятий умений и навыков. Метод рассказа предусматривает изложение учителем легенды о кюе «Желмая» и содержания музыкальной сказки.
Содержание урока, методика его проведения убеждают в том, что в учебно-воспитательном процессе реализуется целый ряд функций.
Коммуникативная функция лежит в основе общения учителя с учениками, учащихся друг с другом во время урока, в процессе сообщения учителем нового материала (продолжение музыкальной сказки, легенда «Желмая») и его восприятия учащимися, слушания аудиозаписи кюя Крркыта «Желмая», исполнения учителем и учащимися фрагментов музыкальной сказки.
Информационная функция реализуется в течение всего урока. Из рассказа учителя школьники получают новую информацию о дальнейшем развитии событий в музыкальной сказке, музыкальных образах Лошади и Верблюда, слушают легенду и кюй Коркыта «Желмая». В процессе беседы учителя с учащимися закрепляется новый материал, выясняется уровень усвоения материала предыдущих уроков (знание и умение выразительно исполнить песню Коровы, первый хор зверей).
Обе функции, коммуникативная и информационная, способствуют реализации следующих функций:
Эстетической. Учащиеся испытывают эстетическое наслаждение и нравственное удовлетворение от выразительного и эмоционального исполнения песен Лошади и Верблюда, уже изученных песни Коровы и первого хора
животных. Детей привлекают яркие музыкальные образы животных, приятная мелодия, поучительный и доступный для учащихся второго класса текст песен. Желание красиво и выразительно передать образы животных, особенно Лошади, проявляется у детей в процессе ролевого исполнения фрагментов музыкальной сказки.
Воспитательной. В процессе ознакомления с содержанием музыкальной сказки и ее персонажами - Коровой, Лошадью, Верблюдом - учащиеся определяют их пользу для человека, сравнивают, сопоставляют музыкальные образы с поведением и характером людей, находят и положительные и отрицательные черты, дают нравственную и эстетическую оценку происходящим в сказке событиям, действиям животных.
Познавательной (образовательной). Школьники получают знания о характере музыкальной сказки, ее структуре. На примере песни Коровы они знакомятся с ферматой, при изучении песни Лошади закрепляют знания о ритме и темпе, а песни Верблюда - о звуковысотности. Сравнивая песню Верблюда и кюй Коркыта «Желмая», учащиеся углубляют знания о средствах музыкальной выразительности.
Развивающей. В процессе исполнения фрагментов музыкальней сказки и слушания кюя Коркыта «Желмая» у детей развивается музыкальная память, ритм, слух. В процессе пения они стараются чисто интонировать мелодию, ясно произносить слова песен, выразительно и с чувством исподнять их, творчески проявлять себя, передавая характеры музыкальных образов.
В процессе урока реализуется также игровая функция (ролевое исполнение учащимися персонажей музыкальной сказки) и социализирующая (музыкальные характеристики животных, их взаимоотношения, поведение, мысли представляют собой модель общественных отношений, характерных для людей и знакомых детям).
III. Урок обобщения и систематизации знаний
Главный признак данного типа урока определяется наличием в его содержании целостной и обогащенной характеристики ключевых знаний, сообщаемых в течение одной темы или четверти. В отличие от предыдущих типов уроков формы и виды музыкальной деятельности учащихся на данном типе урока не имеют четкой градации. В зависимости от срока давности изучения темы (в течение одной четверти), учитель определяет содержание музыкального материала, а также соответствующие средства и методы обучения.
Структура урока обобщения и систематизации знаний следующая:
организационная часть;
собственно повторение (возможно изучение нового материала для закрепления имеющихся знаний);