Мотивация темы и типа урока: тема занятий выбрана с учётом специфики обучения учащихся по Образовательной программеДООП «Музыкальное исполнительство». Урок комплексного применения знаний выбран в качестве удобной формы закрепления знаний
Продолжительность занятия: 40 минут
Место проведения занятия: ДШИ г. Бакала
Цель: Изучение стилистических особенностей музыки Ф. Шопена посредством целостного представления о его жизни и творчестве.
Задачи:
Изучить учебный материал;
Уметь самостоятельно работать с пройденным материалом;
Выполнять учебные действия в качестве слушателя;
Использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;
Развивать умение определять музыкальные произведения на слух;
Развивать музыкально-учебную деятельность и реализацию творческого потенциала в процессе коллективного исполнения;
Воспитывать творческое отношения при работе с пройденным материалом.
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
Учебная доска
Компьютер
Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански (2002г), песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);
Аудиозапись: Ноктюрн №20 Ф. Шопена
Портрет Ф. Шопена
Методы и приемы обучения:
Словесный
Наглядный
Практический
Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный
Методическое обеспечение:
Алексеева Л., Григорьев В. Страницы зарубежной музыки XIX века. М., Знание, 1983
Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3. М., Музыка, 1974;
Друскин М. История зарубежной музыки. М., Музыка, 1976;
Замятина Т. Современный урок музыки. М., Глобус, 2007;
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1982;
Роллан Р. Музыкально - историческое наследие. М. Музыка. 1986;
Способин И. В. Музыкальная форма. М., Музыка, 1984;
Шорникова М. Музыкальная литература, 2 год обучения. Ростов - на - Дону, Феникс, 2012;
Хронокарта занятия:
Организационный момент - 2 минуты
Актуализация темы – 3 минуты.
Сообщение темы - 10 минут.
Постановка задач - 5 минут
Работа по теме - 15 минут.
Итог урока - 3 минуты.
Домашнее задание - 2минуты
Ход урока:
Организационный момент
(Нацелить внимание обучающихся на урок.)
Преподаватель:
- Здравствуйте.
- Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения
( фрагмент Вальса №7 Ф Шопена ).
Преподаватель:
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк…
Лев Озеров
II. Актуализация темы.
Преподаватель:
Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.
О каком композиторе идёт речь?
Учащиеся:
- Фредерике Шопене (прикрепить портрет на доску)
Преподаватель:
- Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.
В этом году 22 февраля исполнилось бы 205 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:
Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы, Петербурга,
Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.
И где б я ни был, как не волновался,
Какой бы жребий не избрал земной –
Царит ли полонез, скользит ли вальс
Ликует ли мазурка – ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка, светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.
IV. Постановка задач
Преподаватель:
Шопен жил и творил в 19 веке. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепианных произведений, которые живут в наших сердцах по сей день. Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока.
А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого шопеновского Траурного марша из сонаты №2 (IIIч.)
Преподаватель:
- Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?
Учащиеся:
- Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.
V. Работа по теме.
(Звучит Ноктюрн №1)
Преподаватель:
Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазурок, и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой предместье Варшавы.
Но в 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.
Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.
Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
(музыка прекращает звучать)
Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам. Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.
Польский пианист Владислав Шпильман родился в Польше в 1911 году, в семье евреев. Окончил Университет имени Фредерика Шопена. После прихода нацистов к власти работал в Польше на варшавском радио, занимался сочинением симфонической музыки и музыки к фильмам. После того, как в 1939 году Германия оккупировала Польшу (23 сентября Шпильман сыграл свой последний концерт в живую на радио, после чего польское радио перестало работать) семья Шпильманов оказалась в варшавском гетто. Во время погрузки в поезд один из еврейских полицейских (он был знаком со Шпильманами) вытолкнул Владислава из толпы, отделив от семьи. Родителей, сестёр и брата он больше не увидел. Не выдержав, он скоро сбежал из гетто и скитался по знакомым по польскому Радио. Чудом несколько раз избегал смерти, чуть не умер от недоедания.
После окончания войны опять работал на радио. Написал мемуары, основанные на воспоминаниях о пережитом им во время войны. Они были изданы под названием «Гибель города». По этой книги был поставлен фильм в 2002 году режиссёра Романа Полански (еврея по происхождении, родившегося в Париже, выросшего в Польше) «Пианист» сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль. В сего у фильма 3 «Оскара». В 1998 г. вышло переиздание мемуаров – «Пианист: необычайная история о выживании одного человека в Варшаве в 1939-1945 гг.». Издание переведено на 38 языков.
Внимание на экран. Музыка Фредерика Шопена Ноктюрн № 20 Отрывок из фильма «Пианист».
(просмотр отрыва из к/ф «Пианист»)
Преподаватель:
Что объединяет Ф. Шопена и В. Шпильмана?
Учащиеся:
Любовь к Родине.
Преподаватель:
Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.
VI. Итог урока.
Преподаватель:
- Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке.
- Внимание на экран (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г)
Выводы
1. Шопен обогатил мелодию, как одно из основных средств музыкальной выразительности, наполнив её максимальной утонченностью и предав ей чисто национальный польский колорит.
2. Создал свой собственный тип гармонии и фортепианной фактуры.
3. Поставил на новый уровень такие жанры, как: скерцо, прелюдия, сделав их самостоятельными и придав им четкую форму.
4. Необычайно расширил красочный и смысловой диапазон таких жанров, как: этюд, ноктюрн, экспромт, фантазия, соната, прелюдия, баллада, баркарола.
5. Наполнил ярко национальным колоритом мазурки и полонезы, краковяк, заложив в их образность нежную лирику, драматизм и торжественную пафосность.
6. Творчество Шопена повлияло на взгляды и творчество многих великих композиторов: Ф. Листа, С. Рахманинова, А. Скрябина и других композиторов творчество которых вы будете изучать на уроках истории музыки и музыкальной литературы.
Домашнее задание:
Посмотреть фильм про Шопена "Жажда любви" в онлайн в интернете или скачайте на флешку.