kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по музыкальной литературе "Могучее царство Ф. Шопена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучение стилистических особенностей музыки Ф. Шопена посредством целостного представления о его жизни и творчестве.

Задачи:

  • Изучить учебный материал;
  • Уметь самостоятельно работать с пройденным материалом;
  • Выполнять учебные действия в качестве слушателя;
  • Использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;
  • Развивать умение определять музыкальные произведения на слух;
  • Развивать музыкально-учебную деятельность и реализацию творческого потенциала в процессе коллективного исполнения;
  • Воспитывать творческое отношения при работе с пройденным материалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыкальной литературе "Могучее царство Ф. Шопена"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Бакала












Методическая разработка открытого урока

по предмету «Музыкальная литература»


Тема: «Могучее царство Ф. Шопена»








Преподаватель:

Кателик С. Б.

















19 марта 2020


Преподаватель: Кателик С.Б.

Дата проведения: «19» марта 2020 г.

Учебная дисциплина: Музыкальная литература

Образовательная программа: ДООП «Музыкальное исполнительство»

Класс: 5 год обучения

Тема занятия: «Могучее царство Ф. Шопена»

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Мотивация темы и типа урока: тема занятий выбрана с учётом специфики обучения учащихся по Образовательной программе ДООП «Музыкальное исполнительство». Урок комплексного применения знаний выбран в качестве удобной формы закрепления знаний

Продолжительность занятия: 40 минут

Место проведения занятия: ДШИ г. Бакала

Цель: Изучение стилистических особенностей музыки Ф. Шопена посредством целостного представления о его жизни и творчестве.

Задачи:

  • Изучить учебный материал;

  • Уметь самостоятельно работать с пройденным материалом;

  • Выполнять учебные действия в качестве слушателя;

  • Использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;

  • Развивать умение определять музыкальные произведения на слух;

  • Развивать музыкально-учебную деятельность и реализацию творческого потенциала в процессе коллективного исполнения;

  • Воспитывать творческое отношения при работе с пройденным материалом.

Учебное оборудование (оснащение) занятия:

  • Учебная доска

  • Компьютер

  • Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански (2002г), песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);

  • Аудиозапись: Ноктюрн №20 Ф. Шопена

  • Портрет Ф. Шопена


Методы и приемы обучения:

  1. Словесный

  2. Наглядный

  3. Практический

Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный

Методическое обеспечение:

      1. Алексеева Л., Григорьев В. Страницы зарубежной музыки XIX века. М., Знание, 1983

      2. Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3. М., Музыка, 1974;

      3. Друскин М. История зарубежной музыки. М., Музыка, 1976;

      4. Замятина Т. Современный урок музыки. М., Глобус, 2007;

      5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1982;

      6. Роллан Р. Музыкально - историческое наследие. М. Музыка. 1986;

      7. Способин И. В. Музыкальная форма. М., Музыка, 1984;

      8. Шорникова М. Музыкальная литература, 2 год обучения. Ростов - на - Дону, Феникс, 2012;


Хронокарта занятия:


  1. Организационный момент - 2 минуты

  2. Актуализация темы – 3 минуты.

  3. Сообщение темы - 10 минут.

  4. Постановка задач - 5 минут

  5. Работа по теме - 15 минут.

  6. Итог урока - 3 минуты.

  7. Домашнее задание - 2минуты




Ход урока:

    1. Организационный момент

(Нацелить внимание обучающихся на урок.)

Преподаватель:

- Здравствуйте.

- Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения

( фрагмент Вальса №7 Ф Шопена ).

Преподаватель:

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк…

Лев Озеров

II. Актуализация темы.

Преподаватель:

Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.

О каком композиторе идёт речь?

Учащиеся:

- Фредерике Шопене (прикрепить портрет на доску)

Преподаватель:

- Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?

Учащиеся:

- Царство.

Преподаватель:

- Синоним слов: мощный, значительный, величественный?

Учащиеся:

- Могучий

Преподаватель:

- А теперь сформулируем тему:

Учащиеся:

- «Могучее царство Ф. Шопена»


III. Сообщение темы.

Преподаватель:

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.

В этом году 22 февраля исполнилось бы 205 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,

Царит ли полонез, я тут как тут.

Гостиные Варшавы, Петербурга,

Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.

И где б я ни был, как не волновался,

Какой бы жребий не избрал земной –

Царит ли полонез, скользит ли вальс

Ликует ли мазурка – ты со мной.

Со мною ты в движении степенном.

Мерцает музыка, светло, темно.

И это так задумано Шопеном,

Не всё ль равно вчера или давно.


IV. Постановка задач

Преподаватель:

Шопен жил и творил в 19 веке. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепианных произведений, которые живут в наших сердцах по сей день. Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока.

А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого шопеновского Траурного марша из сонаты №2 (IIIч.)

Преподаватель:

- Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Учащиеся:

- Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.


V. Работа по теме.


(Звучит Ноктюрн №1)


Преподаватель:

Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазурок, и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой предместье Варшавы.

Но в 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.

Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.

Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».


(музыка прекращает звучать)


Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам. Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.


Польский пианист Владислав Шпильман родился в Польше в 1911 году, в семье евреев. Окончил Университет имени Фредерика Шопена. После прихода нацистов к власти работал в Польше на варшавском радио, занимался сочинением симфонической музыки и музыки к фильмам. После того, как в 1939 году Германия оккупировала Польшу (23 сентября Шпильман сыграл свой последний концерт в живую на радио, после чего польское радио перестало работать) семья Шпильманов оказалась в варшавском гетто. Во время погрузки в поезд один из еврейских полицейских (он был знаком со Шпильманами) вытолкнул Владислава из толпы, отделив от семьи. Родителей, сестёр и брата он больше не увидел. Не выдержав, он скоро сбежал из гетто и скитался по знакомым по польскому Радио. Чудом несколько раз избегал смерти, чуть не умер от недоедания.

После окончания войны опять работал на радио. Написал мемуары, основанные на воспоминаниях о пережитом им во время войны. Они были изданы под названием «Гибель города». По этой книги был поставлен фильм в 2002 году режиссёра Романа Полански (еврея по происхождении, родившегося в Париже, выросшего в Польше) «Пианист» сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль. В сего у фильма 3 «Оскара». В 1998 г. вышло переиздание мемуаров – «Пианист: необычайная история о выживании одного человека в Варшаве в 1939-1945 гг.». Издание переведено на 38 языков.


Внимание на экран. Музыка Фредерика Шопена Ноктюрн № 20 Отрывок из фильма «Пианист».


(просмотр отрыва из к/ф «Пианист»)


Преподаватель:

Что объединяет Ф. Шопена и В. Шпильмана?


Учащиеся:

Любовь к Родине.


Преподаватель:

Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.


VI. Итог урока.

Преподаватель:

- Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке.

- Внимание на экран (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г)

Выводы

1. Шопен обогатил мелодию, как одно из основных средств музыкальной выразительности, наполнив её максимальной утонченностью и предав ей чисто национальный польский колорит.

2. Создал свой собственный тип гармонии и фортепианной фактуры.

3. Поставил на новый уровень такие жанры, как: скерцо, прелюдия, сделав их самостоятельными и придав им четкую форму.

4. Необычайно расширил красочный и смысловой диапазон таких жанров, как: этюд, ноктюрн, экспромт, фантазия, соната, прелюдия, баллада, баркарола.

5. Наполнил ярко национальным колоритом мазурки и полонезы, краковяк, заложив в их образность нежную лирику, драматизм и торжественную пафосность.

6. Творчество Шопена повлияло на взгляды и творчество многих великих композиторов: Ф. Листа, С. Рахманинова, А. Скрябина и других композиторов творчество которых вы будете изучать на уроках истории музыки и музыкальной литературы.

Домашнее задание:

 Посмотреть фильм про Шопена "Жажда любви" в онлайн в интернете или скачайте на флешку.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок по музыкальной литературе "Могучее царство Ф. Шопена"

Автор: Кателик Светлана Борисовна

Дата: 25.03.2020

Номер свидетельства: 544191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе "Ночной пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uchiebnogho-zaniatiia-po-muzykie-v-6-klassie-nochnoi-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "115682"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412082779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства