kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по музыкальной литературе: «Сонатная форма»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее часто сонатная форма встречается в первых частях симфоний, сонат, квартетов, концертов, хотя возможна и в других частях, а также в отдельных симфонических пьесах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыкальной литературе: «Сонатная форма»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №8

г. Ульяновск















Открытый урок по музыкальной литературе:

«Сонатная форма».



















Подготовила преподаватель

Пономарева И.Ю.



Первый раздел сонатной формы - экспозиция (в переводе с латинского – изложение) представляет нам основные темы, и здесь прямая аналогия с драмой, начало которой содержит завязку и знакомит с главными героями. Далее в драме обычно происходят определенные события, и изменившаяся ситуация заставляет героев действовать, совершать поступки и таким образом раскрывает свою сущность. Здесь также возможна параллель с сонатной формой, второй раздел которой, разработка, переносит темы в новые условия, смещает первоначальные отношения и обнажает скрытые между ними связи, изменяет их характер, трансформируя темы целиком или отдельными частями. Третий раздел, реприза (смысл термина нам уже знаком), возвращает основные темы экспозиции, однако повторяются они не буквально, а с обязательными изменениями, о которых речь пойдет дальше. Не редко сонатная форма заканчивается кодой, рельефно демонстрирующей итог развития, его конечный результат.

Наиболее часто сонатная форма встречается в первых частях симфоний, сонат, квартетов, концертов, хотя возможна и в других частях, а также в отдельных симфонических пьесах.

Познакомимся поближе с сонатной формой на примере первой части Симфонии Моцарта соль минор, одного из последних инструментальных произведений гениального композитора. Общий взволнованно-устремленный тонус, проникновенный лиризм, картина неповторимого, богатого духовного мира личности, раскрывающаяся перед нами, выделяет эту симфонию среди огромного множества созданных в XIVIII веке симфоний, гораздо более объективно праздничных. Не случайно в ней видят иногда далекий предвестник романтической эпохи.

Открывающая первую часть главная тема, нежная и трепетная, поручена струнным. Она звучит подобно песне или романсу – так плавна и певуча ее мелодия, так «вокально» скромно ее сопровождение.Но не менее важна и другая сторона темы – ее внутренний нерв, постоянно бьющийся активный пульс, создаваемый ритмом который словно пронизывает всю музыку первой части.

Первый раздел экспозиции, где в основной тональности излагается начальная тема, дающая важнейший импульс развитию, называется главной партией. За главной следует связующая, побочная и заключительная партии; все вместе и составляют сонатную экспозицию.

Основная роль побочной партии – в ее образном противопоставлении главной.

В разбираемой симфонии контрастирующая с главной побочная партия – более спокойна, светла, безмятежна. В отличие от минорной главной, побочная тема звучит в мажоре и включает новые тембровые краски – мелодия гибко переходит от струнных к деревянным духовым и вновь к струнным.

Завершает экспозицию заключительная партия. В ней вновь возвращаются лирические интонации главной темы, но теперь они вовлекаются в общую мажорно-светлую атмосферу и создают образ прощания – то более спокойного, то стремительного и бурного.

Мы намеренно обошли еще одного героя драмы, еще одну тему – она расположена между главной и побочной, и контрастирует с той и другой. Властное, волевое начало, характер решительного утверждения выражается с помощью размашистой, энергично-трезвучной мелодии, мобилизации всех инструментов оркестра, громкой звучности, а ведь и главная и побочная тема звучали преимущественно тихо.

Таковы основные герои, такова экспозиция сонатной формы. Заметим себе, что контраст основных образов подчеркивается не только различием ладовой окраски (минор – мажор), но и различием тональностей главной и побочной тем (соль минор – си бемоль мажор). И это – непременное требование сонатной формы, смысл которого нам разъяснится несколько позднее.

Следующий этап – разработка – открывает новые, еще неизвестные грани знакомых образов. В главной теме нарастает беспокойство – она теряет гармоническую устойчивость, ее мелодические изгибы становятся более острыми. Затем к ней добавляется как будто новая мелодия и они сочетаются в напряженном одновременном звучании; переходы из тональности в тональность способствуют нагнетанию, музыка приобретает экспрессию, драматичность, которых не было в экспозиции.

Из главной темы вычленяется начальная трепетная интонация с характерным ритмом
и одиноко, жалобно повторяется.

В разработке, таким образом, участвуют не все темы – побочная, например, отсутствует. Зато главная тема развивается очень полно и разносторонне, прием Моцарт использует некоторые общие, типичные для классиков приемы разработки вроде вычленения мотива и полифонического сочетания мелодий.

Точному повторению главной партии отвечает значительно измененная побочная, и это преображает облик репризы в целом. Сущность изменений заключается в том, что побочная тема (как и заключительная) теперь проходит в основной тональности, в тональности главной темы, и мажорный лад ее превращается в минорный (вместо си-бемоль мажора – соль минор). А это непосредственно сказывается на характере: музыка звучит более омраченно и в то же время трепетно, утонченно. Такая побочная тема образно во многом приближена к главной.

Таким образом, сонатная форма не ограничивается только контрастным сопоставлением – она предполагает обязательное движение, эволюцию, развитие контраста.

Сонатная форма на протяжении двухвековой истории своего существования гибко менялась в зависимости от эпохи, авторского стиля и конкретного художественного замысла.

Так сонатная форма, раскрывая заложенные в ней возможности, служит в руках замечательных художников одним из важных средств отображения самой жизни, ее сложных и многогранных явлений и процессов.

Соната «Патетическая» относится к раннему венскому периоду. Наряду с «Лунной сонатой» наиболее зрелое, яркое произведение этого периода. Она раскрывает драматические образы, при этом они театрально-выпуклые.

Отсюда особенности:

Первая часть, вступительная. По характеру напоминает французские увертюры. Во вступлении раскрывается столкновение двух образов: грозного, повелительного – тема судьбы, рока, и образа скорбного, молящего, трепетного. Это образы судьбы и человека.

Отсюда драматичность всего вступления.
Средства выразительности: аккордовая фактура, пунктирный ритм, обилие уменьшенных гармоний. Вступление построено на контрастах: грозном, повелительном и скорбном. Вступление подводится к главной партии через доминанту.

Главная партия c-moll- стремительная, возбужденная, быстро достигает кульминации. Для нее характерен большой диапазон в две октавы, необычный прием – тремоло в сопровождении, сопоставление минора и мажора.

Связующая партия основана на интонации главной партии, тоже бурная, порывистая. Она приводит к побочной партии es-moll (терцовое сопоставление тональностей).

Побочная партия взволнованная, но этот образ более хрупкий, нежный, напоминает диалог двух людей – отсюда сопоставление двух регистров. Украшение придают трепетность, взволнованность. Тема развивается секвенционно. Приводит ко второй побочной партии es-dur. Она основана на секвенционном развитии, на пульсации во всех голосах, она драматична.

Заключительная партия близка к первой побочной и звучит es-dur – более просветленная, построена на гаммообразном движении.

Заключает экспозицию главной партии с её драматическим устремлением и энергией.

Разработка небольшая, но динамичная. Раскрывает протест, порыв, устремленность. Построена на главной партии как самой драматичной. А главная партия переплетается с темой из вступления. Это своеобразное переплетение воли и скорби.

В тональном отношении разработка неустойчивая e-moll, D-dur, F-dur, c-moll и ни одна тональность не закрепляется, придает возбужденный характер.

Очень динамизирует разработку тремоло. Развернутый пассаж приводит к репризе в c-moll.

Но успокоение не наступает и в репризе. Заключение сменяется интонациями главной партии, а в конце как бы издалека звучат аккорды вступления.

Судьба как бы отступает перед напором силы и воли и заканчивается первая часть главной партии.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Открытый урок по музыкальной литературе: «Сонатная форма»

Автор: Пономарёва Ирина Юрьевна

Дата: 19.05.2017

Номер свидетельства: 416917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока на тему: «Основные музыкальные формы народной музыки.  Работа над созданием единой формы в произведении». "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osnovnyie-muzykal-nyie-formy-narodnoi-muzyki-rabota-nad-sozdaniiem-iedinoi-formy-v-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "122543"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414265624"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства