kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по классу фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  1. Формирование исполнительских навыков
  2. Работа над звуковым образом
  3. Работа над техническим совершенствованием ученика
  4. Работа над слуховым восприятием
  5. Работа над ощущением чувства клавиатуры

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по классу фортепиано»

М АУ ДО «Детская музыкальная школа»








Открытый урок

Класс преподавателя Захаровой Т.С.

Урок с учащейся Маркиной Василисой, 4-й год обучения.

















Дивеево









Цель урока:

  1. Формирование исполнительских навыков

  2. Работа над звуковым образом

  3. Работа над техническим совершенствованием ученика

  4. Работа над слуховым восприятием

  5. Работа над ощущением чувства клавиатуры

План урока:

  1. A-Dur в прямом и в расходящемся направлении в 4 октавы, аккорды, арпеджио

  2. Чтение с листа Л. Моцарт «Менуэт»

  3. И.С. Бах «Менуэт»

  4. Ф. Кулау Сонатина C-Dur. II часть.

  5. П. Цильхер. «У гномов»

Ход урока:

Разыгрывание на гамме A-Dur в прямом и расходящемся направлении с различной нюансировкой:

а) добиваться от ученицы ровного постепенного cresc и dim в пределе от pp до f (не допуская чрезмерной силы удара).

б) стремиться в исполнении к плавному legato мелодической линии

в) четкости артикуляции пальцев

г) к свободе всего аппарата

д) играть с акцентом через 4 звука

е) в процессе работы над гаммой темпы увеличивать постепенно

ж) требования выполнения точной аппликатуры в гамме

Аккорды на 4 октавы:

а) погружать пальцы, хорошо чувствуя опору

б) пластичное движение всей руки от плеча при подъеме и погружении в клавиатуру

в) обратить внимание учащегося на то, что звучание аккорда должно быть стройным и протяжным, с ярким верхним звуком в аккордах

г) продолжать работу над тактильным ощущением клавиш каждым пальцем

Арпеджио:

а) играть, «забирая в руку» все звуки, предварительно открыв ладонь и пальцы.

б) следить, чтобы при игре кисть руки слегка повышалась при движении от 1-го к 5-му пальцу.

в) отрабатывать плавное движение руки вдоль клавиатуры, следить, чтобы 1-ый палец (и обратно 5-ый палец) всегда вовремя оказывался над нужной клавишей при переходе с позиции на позицию

г) собрать в аккорд, если необходимо

С листа:

а) проанализировать текст: определить тональность, размер, случайные знаки, какова фактура, отметить повторяющиеся такты.

б) «продирижировать» партитуру вместе руками со счетом вслух на крышке фортепиано.

в) напомнить учащейся о том, что текст полезно читать, «забегая» глазами вперед.

И.С. Бах «Менуэт» из «Французской сюиты» до минор:

а) О И. С. Бахе. Что о нем знает ученица? Где родился? В какую эпоху жил композитор? Какую писал музыку?

б) О менуэте рассказать ученице, что это танец, что в XVII-XVIII вв. он был настолько популярен во всей Европе, что его называли «королем » танца.

Менуэт произошел от хороводного танца в французской провинции. Из живой, народной пляски он превратился в галантный бальный танец. Движения его состоят из плавного, скользящего шага, глубоких реверансов и поклонов. Музыка менуэта изящная, в трехдольном размере, темп умеренный. Часто менуэт написан в сложной трехчастной форме, с серединой типа «трио».

«Трио» в старинных танцах – раздел, который исполнялся тремя солирующими инструментами. В сложной трехчастной форме крайние разделы больше, чем период. (Из чего состоит период? Вспомнить вместе с ученицей).

«Французские сюиты» - означает с французского последовательность, ряд, вереница. Сюита – последовательность, чередование танцев, объединенных общей тональностью. В сюиту входят такие танцы, как аллеманда, куранта, сарабанда, жига. В работе над менуэтом:

1. Поправить текст, если это необходимо, после того, как ученица исполнит менуэт.

2. Задать вопрос, что такое полифония, поговорить о полифоническом стиле – имитации, где голоса самостоятельны и часто равноправны по музыкально-смысловому значению. Вспомнить значение слов поли(много)- фон(голос) и гомо(один) – фон(голос).

3. Поручить партию правой руки флейте (представить, что исполняют два инструмента), а в левой руке звучит партия фортепиано. Такое сравнение поможет ученице услышать тембральную окраску голосов. Партия флейты звучит в верхнем регистре, а партия фортепиано в нижнем и среднем.

4. Работа по фразам, над звуком, над «диалогом» голосов.

5. Обратить внимание ученицы на ритмический рисунок каждого голоса, какова фактура, гармония, мелодическое движение голосов отмечается непрерывной текучестью, музыкальные построения менее четко расчленены.

Ф. Кулау. Сонатина. II часть. C Dur.

1. После прослушивания сонатины, побеседовать с учащейся о сонатной форме. Слово «сонатина» в переводе с итальянского означает «звучать» для одного или двух инструментов в форме сонатно-симфонического цикла.

«Цикл» с греческого означает «круг». В жизни мы часто встречаемся с этим словом. Цикл – смена времен года и чередование месяцев в году. В музыке –музыкальный цикл – это большое многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей. Циклы бывают вокальные (песни, романсы), инструментальные (пьесы).

Соната – большинство сонат состоит из трех частей. Первая часть активная, энергичная, в сонатной форме или сонатном аллегро. Вторая часть - медленная, спокойная, лирическая, пишется в разных формах. Третья часть – финал. Быстрый, яркий, живой финал, часто в форме «рондо».

Сонатная форма:

Экспозиция: главная тема, связующая тема, побочная тема.

Разработка: обе темы (главная и побочная) сталкиваются между собой, разрабатываются в тональности мажора или // минора.

Реприза: главная партия, связующая партия, побочная партия, заключительная партия.

Кода (хвост) – заключение.

Рондо – с французского означает «круг». В старину по кругу водили песни-хороводы. Музыка строилась на чередовании неизменного припева с изменяющимся запевом.

Повторяющаяся тема называлась «рефрен». Он должен прозвучать не менее трех раз и может иметь простую форму. Между рефренами звучат «эпизоды».

  1. После проигрывания учащейся обратить внимание на тембральную окраску (сравнить с звучанием инструментов в оркестре)

  2. Работа над сквозным развитием музыкальной мысли, работа по фразам.

  3. Работа над нюансировкой, над контрастностью внутри партий.

  4. Работа над голосоведением, артикуляцией пальцев, уметь быстро переключаться на новые звуковые и технические задачи.



П. Цильхер. У гномов.

Яркая, эмоциональная по характеру пьеса в темпе Vivo написана в простой трехчастной форме с кодой в конце. По характеру части контрастны между собой. В первой части ниспадающей мелодии на стаккато исполняется мелко пальцевым стаккато (следить за мелкой работой пальцев при легком на p, цепком звукоизвлечении). При этом точно выполнять аппликатуру.

Закрепить последовательность звуков в пассаже и отрабатывать овладением моторикой в данном пассаже.

Проучить пассаж на закрытой крышке фортепиано, контролируя ровность и идентичность простукивания всех пальцев.

Проигрывание произведения в среднем темпе, чтобы можно было все тщательно прослушать, не теряя и не искажая музыкальной мысли методом «замедленной киносъемки» (по Нейгаузу).

Проанализировать характер технических трудностей, разбить пассаж на составные элементы, проанализировать каждый в отдельности и последовательно, поэтапно освоить.

Задание на дом.

Упражнение «Звоночки» в разных октавах на клавишах до # - ре (3-1 пальцы) правой рукой, ми-фа # (1 – 3 пальцы) левой рукой; соль # - ля (4-1 пальцы) правой рукой, ля – си (1-4 пальцы) левой рукой.

Проучить точные пальцы в арпеджио.

Менуэт играть выразительно.

Сонатина – держать ровный темп.

«У гномов» – исполнять в характере.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по классу фортепиано

Автор: Захарова Татьяна Сергеевна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "«Работа над музыкальным образом в миниатюре «Легенда» с применением традиционных и инновационных технологий» (открытый урок по фортепиано)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_muzykal_nym_obrazom_v_miniatiurie_lieghienda_s_primienieniiem_tradits"
    ["file_id"] => string(6) "412224"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493378551"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Сценарий открытого урока для учащихся 1 класса фортепиано"
    ["seo_title"] => string(68) "stsienarii_otkrytogho_uroka_dlia_uchashchikhsia_1_klassa_fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "446328"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514130789"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "«Работа над музыкальным образом в миниатюре «Козiмнiн карасы» в классе фортепиано, с применением традиционной и инновационной технологий»."
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_muzykalnym_obrazom_v_miniatiure_kozimnin_karasy_v_klasse_fortepiano_s"
    ["file_id"] => string(6) "491043"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544970280"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок по музыке по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко. Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика." "
    ["seo_title"] => string(110) "otkrytyi-urok-po-muzykie-po-proghrammie-v-v-alieieva-t-i-naumienko-tiema-gromkost-i-tishina-v-muzykie-dinamika"
    ["file_id"] => string(6) "148607"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419785323"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Открытый урок  по музыке в 4 классе на тему «Путешествие в Германию»"
    ["seo_title"] => string(74) "otkrytyi-urok-po-muzykie-v-4-klassie-na-tiemu-putieshiestviie-v-giermaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "275058"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452512559"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства