Просмотр содержимого документа
«От компетентности учителя к компетенциям учащихся»
Тема:От компетентности учителя к компетенциям учащихся
Цель: Формирование профессиональных компетенций учащегося- музыканта по классу домбры в рамках компетентностного подхода к образовательному процессу.
Задачи:
1.Изучение общекультурных и учебно-познавательных компетенций учащихся в рамках компетентностного подхода к образовательному процессу.
2.Воспитание ценностно-личных качеств учащихся через пропаганду собственного исполнительского опыта учителя.
3.Развитие музыкальных творческих способностей учащихся в рамках компетентностного подхода.
Ход урока:
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Компетентность – от лат. competens – способный. Компетентность - это, по сути, умение делать хорошо, то, что делаешь. Критерием истинной компетентности является конечный результат. Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации. Компетентность учителя музыки — это личное качество, которое проявляется только в профессиональной деятельности. Учитель тоже (и даже в первую очередь) должен знать не только «что» делать, но и «как» это сделать.
II. Изучение кюяДаулеткерей «Акжелен».
ДаулеткерейШигаев
Даулеткерей родился в 1820 году на прибрежье Каспия. Отец его султан Шигай Нуралиев умер, когда Даулеткерею исполнилось пять лет, и дальнейшие заботы о его воспитании взял на себя двоюродный брат, султан МендигирейБукейханов, самый-самый состоятельный и влиятельный дядя в Букеевской орде следом хана Джангира.
Большое воздействие на него оказал кюйшиМусрали - превосходный мастер, научивший Даулеткерея техническим приемам игры на домбре, познакомивший его с богатым народным инструментальным творчеством и подтолкнувший юношу к самостоятельномумузицированию.
Даулеткерей знал европейскую и русскую народную музыку, русские народные инструменты. Современники заявляют, что к двадцати годам Даулеткерей был отличным домбристом, популярным во всей Букеевской орде, помимо того, он славно играл на русской балалайке и имел у себя целую их коллекцию.
В начале 40-х годов были созданы первые кюиДаулеткерея "КызАкжелен" и "Кос-алка". Толчком к сочинению этих пьес послужили жизненные впечатления. В одном случае - встреча с искусной домбристкой и сильно красивой девушкой по имени Акбала-кыз. Ей и посвященкюи "Кыз-Акжелен". Это первая попытка Даулеткерея сотворить в музыке портретную зарисовку.
А.В.Затаевич, записавший тот самый кюй, отметил: "Очень красива и свежа его средняя доля, где на высоком регистре домбры звучит красивая мелодия, как бы интонируемая девичьими голосами".
Даулеткерей умер между 21 апреля и 4 мая 1887 года. Он оставил значительное музыкальное наследие, повлиявшее на дальнейшее формирование народной инструментальной музыки в Казахстане.
Работа над музыкальным произведением
Звучит кюй «Акжелен» (аудио запись). Сейчас я тебе продемонстрирую как играть это произведение. Давай мы разберем этот кюй.
Учитель: Какая тональность?
Ученица: приключе знак си бемоль, размер 6.8,
Учитель: а какиеже тут динамические оттенки?
Ученица: mf- не очень громко,f-громко,p- тихо.
Учитель: Давай разберем раздел -бас буын.
Учитель: Теперь большой раздел – орта буын.
Учитель: Теперь мы должны сыграть эти два предложение с динамическими оттенками.
III. Проверка домашнего задания. Опрос и игра с концертмейстером. Ж.Муса «Ак сиса».
Учитель: Айкен давай спомним кто такой Жаяу Муса.
Ученица: Ж. Муса известный казахский певец и композитор,прожил большую жизнь- он родился в 1835 году, а умер глубоким стариком. Ж.Муса был образованным человеком, знал арабский и русский языки, много путешествовал. Популярность его в народе была огромна.
Учитель: почему его назвали Жаяу, о чем поется в песне?
Ученица: Местные баи, видя такую популярность Мусы, позвали его нищим. Отобрали его коня и он путешествовал по аулам пешком.
Учитель: Да и до этого времени он нам известен как Жаяу Муса.
Обрати внимание на удары вниз, вверх.
Вниз – П
Вверх-V
И в окончании произведения 3 такта длится тремоло. Давай посчитаем.
IV. Итог урока
Ты применила знание, умение при разборе сегоднешнего произведения. Я считаю что мы добились своей цели.
Самоанализ урока.
Я Аушахманова Нургуль Дюсембаевна, учитель по классу домбры, провела урок на тему: «От компетентности учителя к компетенциям учащихся».Урок проведен учащейся 3 «б» класса АлдашевойАйкен. Я считаю, что цель урока достигнута. Для достижение цели были определённый задачи. В ходе урока были использованные различные наглядности: портрет композитора, аудио запись кюя. При знакомстве с материалом я использовала различные методы обучения: методы сравнивания, метод обобщения, методы размышление о музыке. В заключение урока ученица исполнила отрывок кюя «Акжелен». Ученица показала в полном объеме свой знание, умение творческих способности. Я считаю, что на уроке мне удалось добиться поставленной цели, создать эмоционально-положительную обстановку.