kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ моря в произведениях искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Образ моря в произведениях искусства"

Урок музыки в 4 класе. Урок построен по программе Г.П.Сергеевой,Е.Д. Критской,Т.С. Шмагиной.

Цель урока: развитие творческих способностей,ассоциативного и образного мышления учащихся в процессе их знакомства с произведениями искусства посвященному миру природы - морю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ моря в произведениях искусства. »









Конспект урока музыки

в 4 классе


Тема урока: «Образ моря в произведениях искусства».









Разработка учителя музыки

МБОУ СОШ№115

Шариевой Р.Ф.














г. Челябинск,2014г.



Форма урока

Урок-путешествие

Тип урока

беседа

Программа

Музыка», 1-4 классы, авторы Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д., М., «Просвещение», 2011г.

Тема урока

Образ моря в произведениях искусства

Цель урока

Развитие творческих способностей, ассоциативного и образного мышления учащихся в процессе их знакомства с произведениями искусства посвященному миру природы – морю.

Задачи урока:


Обучающие:

- введение в тему урока;

- развитие активного, осознанного восприятия музыки уч-ся на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.

- познакомить учащихся с творчеством музыкантов, поэтов, художников посвятивших свои произведения морю.

Развивающие:

- развитие навыков анализа, формирование самостоятельности мышления;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие музыкальных знаний и навыков учащихся;

- расширение художественного и жизненного кругозора.

- выявление роли творчества композитора, поэта и художника в русской музыке


Воспитательные:

- воспитание слушательской культуры;

- формирование художественного вкуса.



Предмет изучения

- Море в музыке, поэзии, в произведениях живописи, фотографиях.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, DVD плеер, музыкальный центр, стенд для оформления репродукций, муз. инструменты: фортепиано, шумовые инструменты (маракас).

(предметы, связанные темой моря)

Для учителя:

Портреты: Н.А. Римского – Корсакова; А. С. Пушкина,

И. К. Айвазовского.

Репродукции с видами моря; иллюстрации «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Шехеразада»; «Садко».

Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»;

Звуки природы: шум моря (прибой, шторм и т.д.)

СD, DVD диски

Литература: Произведения А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о рыбаке и рыбке».

Для детей:

Творческая тетрадь по музыке 4 класс, учебник 4 класс

ав.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Готовые д/з: стихи, загадки, рассказы о море.

Материал к уроку

(музыкальный)

Вход и выход из класса под песню: «Веселый ветер»

И. Дунаевский


Слушание:

Н. А. Римский-Корсаков: Симфоническая сюита «Шехеразада»;

Звуки природы: шум моря (прибой, шторм и т.д.).


Вокальная работа:

Распевка:

«Осьминожки».

Песни:

муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина «Синяя вода»;

муз. М. Иорданского, сл. З. Александровой

«Бескозырка белая».



Литература

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Стихи о море.

А.С.Кленов «Я познаю мир. Музыка». М.: «Вече» 2006г.

Н.А. Ионина «Сто великих картин». М.: «Вече» 2006г.


Видеоряд

Фрагменты м./ф.: «Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о царе Салтане».

Интернет -ресурсы




























План-конспект

1-й этап. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Музыкальное приветствие.

Вход в класс под песню «Веселый ветер».

Музыкальное приветствие.

2-й этап Введение в тему урока


- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на оформление класса, на экран, подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

(на экране пейзаж моря, корабль и т.д. )


- совершенно верно у нас сегодня пойдет разговор о море. Тема урока: «Образ моря в произведениях искусства»


Цель нашего урока познакомиться с произведениями искусства посвященному миру природы – морю.


- Какие виды искусства вы знаете?


Музыка - это песни, романсы, симфонии, оперы и т.д.

Музыка- это ЗВУК!


Литература – это стихи, сказки, легенды, былины и т.д.

Литература – это СЛОВО!


Изобразительное искусство – (искусство запечатления образов) - вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры, это картины разного жанра: портрет, натюрморт, пейзаж и т.д.

Живопись – это рисунок, цвет.


- Бывали ли вы на море?



- Отличается ли настоящее море оттого, что вы можете видеть на картине, фотографиях?

- Что привлекает человека в море?

Это простор - свободный, ничем, кажется не ограниченный (ведь с одного берега не видно другого). Этот простор, однако, не несет покоя: как отличается морская стихия от твердой земли под ногами!

- Каким бывает море?


- Море всегда изменчиво: в штиль и в бурю, утром и вечером, под солнцем и в облачный день оно меняет свой цвет, форму волн, меняет свой голос. Море никогда не молчит: мы слышим то ровные удары прибоя, подобные биению сердца; то грозный рев; то тихий усыпляющий шепот…

Иллюстрации моря.

Слушание: «Звуки природы. Море: прибой, шторм ».

-Давайте попробуем все вместе озвучить шум моря, как звучит море?

(артикуляционная гимнастика)



- Что можно найти на берегу моря?







Физминутка -распевка «Осминожки»



- Рядом с морем всегда живет ветер, который, кажется, так и стремится наполнить паруса и увлечь в странствия.

- Я приглашаю, вас в путешествие к морю на этом сказочном корабле.

Фоном звучит песня «Веселый ветер».

(Иллюстрация сказочного корабля) –фотография №1

Слайд№

- Отдать швартовые!

- Свистать всех наверх!







Ответы детей.










Ответы детей: (дети перечисляют те виды искусства, с которыми они знакомились на уроках музыки, литературе, изо ).



Ответы детей.

















Ответы детей.























-ШШШШШ….СССССССС…..ФФФФ


Ответы детей: много интересного можно найти (ракушки и т.д.)

- А на дне моря в раковинах можно найти жемчуг.




- В море живут осминоги, медузы…

Исполняют песенку-распевку с пластическими движениями «Осминожки»







Дети встают у парт.



3-й этап. Вокальная работа

- Когда люди путешествуют, чаще всего они в пути поют. Предлагаю подготовиться к пению и нам.

- И что бы в пути было весело. Исполним песню.

Слайд№


Звучит фонограмма песни «Веселый ветер».

(можно раздать детям воротнички и бескозырки, сделанные ими на уроках труда).

Исполнение ранее разученной песни:

«Веселый ветер»








Исполняют песню

Исполняют 1-й куплет песни

«Веселый ветер»


4-й этап Изучение нового материала. Слушание.

- Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у музыки и моря много общего. Не верите? Тогда давайте вместе попробуем в этом разобраться. Попробуем отыскать эти общие черты.

- Первая наша пристань.

- Кто это нас встречает?

(Демонстрация портрета Н. А. Римского – Корсакова).

- Ребята, а что мы знаем об этом композиторе?





- Молодцы, замечательно, что вы узнали этого композитора. Как и Садко, (показ портрета Садко) Н. А.Римский-Корсаков в юности был мореплавателем. Он окончил в Петербурге Морской корпус и почти три года на клипере “Алмаз” находился в кругосветном плавании. Когда встал выбор: море или музыка, – он отдал предпочтение музыке, хотя любовь к морю сохранил в сердце, и мы слышим это, и чувствуем в его музыкальных сочинениях.

Незабываемые картины моря рисует композитор и в симфонической поэме «Шехерезада».


Показ иллюстраций к симфонической сюите «Шехеразада».


Слушание фрагмента из симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» «Море и корабль Синдбада».


- Попытайтесь словами нарисовать море, каким вы видите его, слушая музыку?

- Какое это море: таинственное, приветливое, грозное, влекущее, пугающее? Меняются ли картины от начала фрагмента к его завершению?


Не только композиторы обращались к теме моря, но и художников и поэтов тоже увлекала и притягивала тема моря.


- Мы отправляемся дальше.










- композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.


Ответы детей:

- русский композитор;

- он был морским офицером;

- автор оперы- былины «Садко»;

- его называют «музыкальным сказочником» и т.д.

















Слушают фрагмент из симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» «Море и корабль Синдбада».


Ответы детей.












.



5-й этап Пластические движения. Игра(физкульт минутка)

И что бы нам было весело в пути, предлагаю немного поиграть.

Песня «Медузёнок»



Исполняют песню с пластическими движениями.



Изучение нового материала. Картинная галерея.

6-й этап




-Море – это целый мир, похожий на мир человека. Оно может быть ласковым и спокойным, задумчивым и шаловливым, а может быть грозным…

- Следующая пристань, нас встречает русский художник-маринист, так называли тех, кто писал пейзажи моря, Иван Константинович Айвазовский.

И. К. называли «певец моря», он очень любил писать пейзажи моря.

Давайте, познакомимся с еще одним морским пейзажем

«Девятый вал» (демонстрация картины)

Содержание картины драматично. Перед нами люди, потерпевшие кораблекрушение и из последних сил борющиеся со стихией. Большую часть картины занимает море, и мы чувствуем, как бесконечно простирается оно за ее пределами, как затеряны и слабы в нем люди.

фоном А. Вивальди «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй. (фрагмент)


- Что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж?




















Ответы детей



6-й этап. Проверка домашнего задания

- Мы отправляемся дальше.

На прошлом уроке вам было дано задание. Подготовить стихи, загадки о море.

Выучить песню «Бескозырка белая»

Кто готов?





7-й этап. Работа в творческих тетрадях.


- Последняя наша пристань.

«Что за прелесть эти сказки».

- Кто нас встречает?

- А. С. Пушкин тоже писал о море. Какие сказки вы знаете?

(иллюстрации к сказкам).

У. читает фрагменты:


- В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет…


-жил старик со своей старухою

У самого синего моря…


Вот пошел он к синему морю,

Видит - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку…

(показ фрагментов мультфильмов)

- Эти сказки, вам уже давно знакомы, сначала вам их читали мамы, бабушки, а теперь вы их перечитываете сами.


- Откройте, пожалуйста, свои творческие тетради, на стр. 8.

Учитель объясняет задание, данное в творческой тетради. Перед работой в тетрадях, дети выполняют пластические движения по фрагментам работы в тетради.

(работа в тетрадях).











- А.С. Пушкин.






- «Сказка о царе Салтане».








- «Сказка о рыбаке и рыбке».








Самостоятельная работа в творческих тетрадях:


- пластические движения;

- работа в тетрадях.














8-й этап рефлексия

- Ребята, чему был посвящен сегодня наш урок?





- Что объединяет море и музыку?




Ответы детей:

- теме моря, красоте природы.

- мы познакомились с творчеством поэтов, композиторов, художников.

и т д.

- тайна, задумчивость, спокойствие и непредсказуемость и т.д.

- Если все люди на нашей планете научаться ценить красоту, а значит и жизнь во всех её проявлениях, то мир станет гораздо добрее!




9-й этап заключительный

- в завершение нашего урока-путешествия, предлагаю исполнить песню

«Бескозырка белая».


Домашнее задание:

Почитать сказки А. Пушкина;

Нарисовать пейзаж моря..


Выход из класса под музыку И. Дунаевского «Веселый ветер».

Исполнение песни: «Бескозырка белая».








Выход из класса под музыку.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Образ моря в произведениях искусства.

Автор: Шариева Румия Фанильевна

Дата: 15.09.2014

Номер свидетельства: 113640

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Доклад на тему "Значение искусства в развитии и воспитании ребёнка". "
    ["seo_title"] => string(71) "doklad-na-tiemu-znachieniie-iskusstva-v-razvitii-i-vospitanii-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "192260"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427440587"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок интеграции изобразительного искусства, литературы и музыки Слышишь море говорит стихами..."
    ["seo_title"] => string(101) "urok-intieghratsii-izobrazitiel-nogho-iskusstva-litieratury-i-muzyki-slyshish-morie-ghovorit-stikhami"
    ["file_id"] => string(6) "264202"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449670870"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок интеграции изобразительного искусства, литературы и музыки Слышишь море говорит стихами..."
    ["seo_title"] => string(103) "urok-intieghratsii-izobrazitiel-nogho-iskusstva-litieratury-i-muzyki-slyshish-morie-ghovorit-stikhami-1"
    ["file_id"] => string(6) "264203"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449670878"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Слышишь море говорит стихами..."
    ["seo_title"] => string(32) "slyshish-morie-ghovorit-stikhami"
    ["file_id"] => string(6) "264198"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449670776"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Слышишь море говорит стихами..."
    ["seo_title"] => string(34) "slyshish-morie-ghovorit-stikhami-1"
    ["file_id"] => string(6) "264199"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449670784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства