- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на оформление класса, на экран, подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (на экране пейзаж моря, корабль и т.д. ) - совершенно верно у нас сегодня пойдет разговор о море. Тема урока: «Образ моря в произведениях искусства» Цель нашего урока познакомиться с произведениями искусства посвященному миру природы – морю. - Какие виды искусства вы знаете? Музыка - это песни, романсы, симфонии, оперы и т.д. Музыка- это ЗВУК! Литература – это стихи, сказки, легенды, былины и т.д. Литература – это СЛОВО! Изобразительное искусство – (искусство запечатления образов) - вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры, это картины разного жанра: портрет, натюрморт, пейзаж и т.д. Живопись – это рисунок, цвет. - Бывали ли вы на море? - Отличается ли настоящее море оттого, что вы можете видеть на картине, фотографиях? - Что привлекает человека в море? Это простор - свободный, ничем, кажется не ограниченный (ведь с одного берега не видно другого). Этот простор, однако, не несет покоя: как отличается морская стихия от твердой земли под ногами! - Каким бывает море? - Море всегда изменчиво: в штиль и в бурю, утром и вечером, под солнцем и в облачный день оно меняет свой цвет, форму волн, меняет свой голос. Море никогда не молчит: мы слышим то ровные удары прибоя, подобные биению сердца; то грозный рев; то тихий усыпляющий шепот… Иллюстрации моря. Слушание: «Звуки природы. Море: прибой, шторм ». -Давайте попробуем все вместе озвучить шум моря, как звучит море? (артикуляционная гимнастика) - Что можно найти на берегу моря? Физминутка -распевка «Осминожки» - Рядом с морем всегда живет ветер, который, кажется, так и стремится наполнить паруса и увлечь в странствия. - Я приглашаю, вас в путешествие к морю на этом сказочном корабле. Фоном звучит песня «Веселый ветер». (Иллюстрация сказочного корабля) –фотография №1 Слайд№ - Отдать швартовые! - Свистать всех наверх! | Ответы детей. Ответы детей: (дети перечисляют те виды искусства, с которыми они знакомились на уроках музыки, литературе, изо ). Ответы детей. Ответы детей. -ШШШШШ….СССССССС…..ФФФФ Ответы детей: много интересного можно найти (ракушки и т.д.) - А на дне моря в раковинах можно найти жемчуг. - В море живут осминоги, медузы… Исполняют песенку-распевку с пластическими движениями «Осминожки» Дети встают у парт. |
- Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у музыки и моря много общего. Не верите? Тогда давайте вместе попробуем в этом разобраться. Попробуем отыскать эти общие черты. - Первая наша пристань. - Кто это нас встречает? (Демонстрация портрета Н. А. Римского – Корсакова). - Ребята, а что мы знаем об этом композиторе? - Молодцы, замечательно, что вы узнали этого композитора. Как и Садко, (показ портрета Садко) Н. А.Римский-Корсаков в юности был мореплавателем. Он окончил в Петербурге Морской корпус и почти три года на клипере “Алмаз” находился в кругосветном плавании. Когда встал выбор: море или музыка, – он отдал предпочтение музыке, хотя любовь к морю сохранил в сердце, и мы слышим это, и чувствуем в его музыкальных сочинениях. Незабываемые картины моря рисует композитор и в симфонической поэме «Шехерезада». Показ иллюстраций к симфонической сюите «Шехеразада». Слушание фрагмента из симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» «Море и корабль Синдбада». - Попытайтесь словами нарисовать море, каким вы видите его, слушая музыку? - Какое это море: таинственное, приветливое, грозное, влекущее, пугающее? Меняются ли картины от начала фрагмента к его завершению? Не только композиторы обращались к теме моря, но и художников и поэтов тоже увлекала и притягивала тема моря. - Мы отправляемся дальше. | - композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Ответы детей: - русский композитор; - он был морским офицером; - автор оперы- былины «Садко»; - его называют «музыкальным сказочником» и т.д. Слушают фрагмент из симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» «Море и корабль Синдбада». Ответы детей. . |
-Море – это целый мир, похожий на мир человека. Оно может быть ласковым и спокойным, задумчивым и шаловливым, а может быть грозным… - Следующая пристань, нас встречает русский художник-маринист, так называли тех, кто писал пейзажи моря, Иван Константинович Айвазовский. И. К. называли «певец моря», он очень любил писать пейзажи моря. Давайте, познакомимся с еще одним морским пейзажем «Девятый вал» (демонстрация картины) Содержание картины драматично. Перед нами люди, потерпевшие кораблекрушение и из последних сил борющиеся со стихией. Большую часть картины занимает море, и мы чувствуем, как бесконечно простирается оно за ее пределами, как затеряны и слабы в нем люди. фоном А. Вивальди «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй. (фрагмент) - Что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? | Ответы детей |
- Последняя наша пристань. «Что за прелесть эти сказки». - Кто нас встречает? - А. С. Пушкин тоже писал о море. Какие сказки вы знаете? (иллюстрации к сказкам). У. читает фрагменты: - В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет… -жил старик со своей старухою У самого синего моря… Вот пошел он к синему морю, Видит - море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку… (показ фрагментов мультфильмов) - Эти сказки, вам уже давно знакомы, сначала вам их читали мамы, бабушки, а теперь вы их перечитываете сами. - Откройте, пожалуйста, свои творческие тетради, на стр. 8. Учитель объясняет задание, данное в творческой тетради. Перед работой в тетрадях, дети выполняют пластические движения по фрагментам работы в тетради. (работа в тетрадях). | - А.С. Пушкин. - «Сказка о царе Салтане». - «Сказка о рыбаке и рыбке». Самостоятельная работа в творческих тетрадях: - пластические движения; - работа в тетрадях. |
- Ребята, чему был посвящен сегодня наш урок? - Что объединяет море и музыку? | Ответы детей: - теме моря, красоте природы. - мы познакомились с творчеством поэтов, композиторов, художников. и т д. - тайна, задумчивость, спокойствие и непредсказуемость и т.д. - Если все люди на нашей планете научаться ценить красоту, а значит и жизнь во всех её проявлениях, то мир станет гораздо добрее! |