Интегрированный урок живописи, литературы, музыки в 5-м классе. Тема: "Слышишь, море говорит."
Цель: Стимулировать раскрытие творческого потенциала личности, углубить представления учащихся о внутренних взаимосвязях различных видов искусств: живописи, музыки, литературы; их взаимопроникновении и синтезе.
Стратегическая цель: развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения
Задачи:
Воспитывающие: воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость и интерес к явлениям мира природы и мира искусства.
Обучающие: Показать внутреннюю связь поэзии, живописи и музыки; исследовать цветовое богатство русского языка, живописи и музыки; обогащать словарный запас учащихся; способствовать формированию умений учащихся выделять основные средства художественной выразительности литературы, музыки, живописи для раскрытия исследуемого образа, формированию зрительской компетентности, умения высказать свое суждение о замысле художника. Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно. Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины. Упражнять, в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.
Развивающие: Способствовать развитию абстрактно-образного и ассоциативного мышления, развивать эмоционально-образное восприятие явлений окружающего мира, произведений искусства, способность видеть мир искусства во всем многообразии его связей; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
Зрительный ряд: слайды презентации урока с репродукциями произведений И. Айвазовского.
Музыкальный ряд: Н.А. Римский- Корсаков. Симфонические картины “Шехеразада. Море и корабль Синдбада”; “Звуки природы. Море и дельфины”.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, включая звуковые колонки; интерактивная приставка Mimio studio (необязательно), презентация урока; для учащихся: рабочая тетрадь, альбомные листы, краски, готовые рисунки с кораблями, репродукции “марин”; текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», стихотворений; Словарь эстетических эмоций; План работы с репродукцией.
План урока
I.Организационный момент введение в тему
II.Изучение нового. Образ моря в литературе, живописи и музыке
III.Практическая работа
IV. Выставка.
V. Итог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слышишь море говорит стихами...»
Урок-путешествие
5 класс
Ф. Васильев
К.Моне
Слышишь, море говорит стихами,
Их читают волны нараспев:
То гремя басами, то стихая,
Рассказать о чем-то не успев…
А. Самусевич
Слышишь, море говорит …
Образ моря в живописи, музыке и литературе
Цели и задачи
Цель: Стимулировать раскрытие творческого потенциала личности, углубить представления учащихся о внутренних взаимосвязях различных видов искусств: живописи, музыки, литературы; их взаимопроникновении и синтезе.
Задачи:
Воспитывающие: воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость и интерес к явлениям мира природы и мира искусства.
Обучающие: Показать внутреннюю связь поэзии, живописи и музыки; исследовать цветовое богатство русского языка, живописи и музыки; обогащать словарный запас учащихся; способствовать формированию умений учащихся выделять основные средства художественной выразительности литературы, музыки, живописи для раскрытия исследуемого образа, формированию зрительской компетентности, умения высказать свое суждение о замысле художника.
Развивающие: Способствовать развитию абстрактно-образного и ассоциативного мышления, развивать эмоционально-образное восприятие явлений окружающего мира, произведений искусства, способность видеть мир искусства во всем многообразии его связей; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
СЛОВАРЬ
МАРИНА (МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ)- ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ОБЪЕКТОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ МОРЕ.
ИванКонстантиновичАйвазовский (1817-1900)
А. Тыранов «И.Айвазовский»
Николай АндреевичРимский – Корсаков(1844 - 1908 )
И.Е. Репин «Н.А. Римский-Корсаков»
Александр Сергеевич Пушкин
Прощай, свободная стихия,
Последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой.
Прощание
А.С.Пушкина
с морем
А. С. Пушкин
Лунная ночь в Крыму
Что темнее вода или небо?
Солнечный день
Встреча брига Меркурий с русской эскадрой
УПРАЖНЕНИЕ палитра спокойного моря
Что темнее небо или вода?
Какой характер заполнения цветом палитры?
Линия горизонта плавная, ровная (высветляется или небо, или вода).
Прослушайте фрагмент из вступления к опере Николая Андреевича « Садко » « Океан – море синее » и выберите из иллюстраций ту, которая отражает характер этого произведения.
Слушание « Океан – море синее » .
2
1
3
4
Какая музыка по характеру?
(используйте ключ эмоций)
Как композитор передает образ моря, какое здесь развитие?
С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор сумел передать настроение?
Море. Коктебель
Рыбаки на берегу моря
Чёрное море
Характер морской волны:
грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная,
хмурая, беспокойная, печальная, тоскливая,
спокойная, засыпающая, таинственная,
нежная, ласковая, шаловливая, задиристая,
радостная, ликующая, игривая и др.
ЗАКАТ НА МОРЕ
УПРАЖНЕНИЕ
КАКОЙ ХАРАКТЕР ЛИНИИ ВОЛН ?
ПОДБЕРИТЕ ПАЛИТРУ ЦВЕТОВ ДЛЯ НЕСПОКОЙНОГО МОРЯ С УЧЁТОМ ЛИНИИ ВОЛН.
Из какой сказки эти строки? Назовите автора этой сказки.
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Что требовала старуха от золотой рыбки? (Установите последовательность )
Избу
«Хочу быть вольною царицей.»
Корыто
«Хочу быть столбовою дворянкой»
«Хочу быть владычицей морскою…»
Проверка!!!
Корыто
Избу
«Хочу быть столбовою дворянкой»
«Хочу быть вольною царицей»
«Хочу быть владычицей морскою …»
Меняется ли море на протяжении всей сказки?
Задание по группам :
Найти описание моря при первом обращении старика к рыбке.
При втором обращении.
При третьем.
При четвёртом.
При последней просьбе старика.
Состояние моря в сказке.
СРАВНИТЕ !!
«Видит – море слегка разыгралось.»
« Помутилося синее море.»
« Неспокойно синее мор е»
Состояние моря в сказке.
СРАВНИТЕ!!
4. « Почернело синее море»
5. «Видит, на море чёрная буря :
Так и вздулись сердитые волны ,
Так и ходят, так воем и воют »
Порассуждайте !
Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
Почему автор показывает состояние моря в динамике?
Что символизирует собой море в сказке?
Можно ли назвать море в сказке живым действующим лицом? Почему?
Чему учит эта сказка?
Шторм в ночи
Парусник
Свободный человек, всегда ты к морю
льнешь,
Оно – подобие твоей
души бескрайней,
И разум твой влеком его
безмерной тайной –
Затем, что он и сам с морскою бездной
схож…
Ш. Бодлер
И. Айвазовский
И. Айвазовский «Девятый вал»
Люди, выжившие после штормовой ночи, отчаянно борются со стихией
Вода
Волнующаяся вода блестит, отражал солнечные лучи. Автор, стремительно нанося мазки (Айвазовский написал «Девятый вал» за одиннадцать дней, не изменив своему правилу импровизационной «скорописи»), словно любуется своим созданием — зритель, ощущал это, еще меньше верит в «трагизм» представленного сюжета.
Луч надежды
РАДУГА
Шторм
УПРАЖНЕНИЕ
КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПАЛИТРА МОРЯ С УСИЛЕНИЕМ СТИХИИ?
КАКОЙ ХАРАКТЕР ЛИНИИ ВОЛН?
Фрагмент из сюиты «Шехеразада Римский-Корсаков Н.
НАЗОВИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И.АЙВАЗОВСКОГО ПОСТАВЬТЕ КАРТИНЫ ПО ПОРЯДКУ, КАК МЕНЯЛОСЬ МОРЕ В СКАЗКЕ А.С.ПУШКИНА? К КАКОМУ ЭПИЗОДУ ИЗ СКАЗКИ СООТВЕТСТВУЕТ И КАРТИНА, И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ?
2
1
3
Домашнее задание по уровню сложности
Мини – сочинение:
Что бы я попросил (а) у золотой рыбки ?
От лица рыбки : О чём печалится рыбка?
От лица моря : О чём грустит оно? К чему призывает?
Задание
ИЗОБРАЖЕНИЕ МОРЯ В ПОНРАВИВШЕМСЯ ЕГО СОСТОЯНИИ монтаж кораблей на фон моря
БОГАТСТВО ЦВЕТОВОЙ ПАЛИТРЫ
ГОРИЗОНТ, ХАРАКТЕР ЛИНИИ ВОЛН
ГАРМОНИЯ С КОРАБЛЁМ
ТЫ СЛЫШИШЬ, МОРЕ Слова М. Пляцковского Музыка А. Зацепина Цепи якорей гремят в порту, Верят корабли в мою мечту. Всем ветрам назло я спешу на зов Дальних неизвестных островов. Снятся часто Мне по ночам дельфины. Снятся чайки И мачты бригантины. Припев: След мой волною смоет, А я на берег с утра приду опять… Море! Ты слышишь, море? Твоим матросом хочу я стать!
Море, подари свои шторма, Пусть до самых звезд летит корма! Палубу качай, с ног сбивай меня, Брызгами холодными звеня! Знаю, можешь Ты черным быть и синим. Море! Море! Стать помоги мне сильным! Припев: След мой волною смоет, А я на берег с утра приду опять… Море! Ты слышишь, море? Твоим матросом хочу я стать!