kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"О подвигах, о доблести, о славе..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

Цель урока: познакомить обучающихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.

Тип урока: формирование новых знаний.

Задачи урока:

- актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;

- сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

- воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.

- развить интонационный слух и творческие способности; совершенствовать вокально-хоровые навыки; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения: индивидуальна, групповая, фронтальная.

Музыкальный материал:

- «От героев былых времен» муз. Хозак Р. (фонограмма минус);

- фрагменты известных ребятам произведений: кантата «Александр Невский» С.Прокофьева, опера «Иван Сусанин» М.Глинки, Симфония № 2 («Богатырская») А.Бородина, песни о героях;

- «Реквием» Д.Кабалевского («Наши дети», «Помните!»);

- Песни, посвященные защитникам Отечества по желанию обучающихся;

- «От героев былых времен» муз. Хозак Р., сл.  Агранович Е. (фонограмма плюс).

Дополнительный материал: учебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс»; стихотворение «Реквием» Р.Рождественского; слайд-шоу «Герои России».

Иллюстративный ряд: гравюры из цикла «Вечно живые» и «Реквием»  С.Красаускаса.

Оборудование: доска школьная, фортепиано.

ИКТ: ПК, МП, ИД, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вход в класс (слайд-шоу «Герои России»). (Слайд № 2)

Музыкальное приветствие.

II. Актуализация знаний.

На школьной доске написаны эпиграфы:

«О том, кто уже не придет никогда, - помните!»

(А.Блок)

 «Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

Учитель: - Ребята, как вы думает, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О героях России разных времен.)

Учитель:- О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре. Приведите тому примеры (Ответы ребят.) (Учитель исполняет названные ребятами музыкальные фрагменты на фортепиано или звучит музыка в записи.)

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы ребят.)

На доске появляется тема урока, которую обучающиеся записывают в тетрадях. (Слайд № 3)

Учитель: - Поставьте перед собой задачи, которые вам предстоит решить сегодня. (Ответы ребят.)  Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

IV. Работа по теме урока.

1. «Реквием» Р.Рождественского. Слайд № 4. На слайде фотография Р.Рождественского, определение реквиема и эпиграф, предпосланный автором  к его поэме «Реквием».

  • Выразительное чтение и сравнительный анализ двух фрагментов из «Реквиема» Р.Рождественского.
  • Работа над интонацией.

Учитель: - Прочитайте на с. 145 учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)

Учитель: - Как стоит прочитать первый отрывок, что бы подчеркнуть его драматизм? (Чеканный, упругий ритм, ярко, динамично, отрывисто, громко, маршево.)

Учитель: - Как стоит прочитать второй отрывок, что бы подчеркнуть его лиризм? (Плавно, мягко, светло, тепло, приподнято.)

2. «Реквием» Д.Кабалевского. Слайд № 5. На слайде фотография композитора Д.Кабалевского, краткая информация о его произведениии «Реквием».

«Наши дети»

  • Слушание (со свободным дирижированием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)

Учитель: - Вам будет предложено задание – послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа –опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

  • Звучит «Наши дети».
  • Ответы ребят (Уже во вступлении к хору звучит светлая, песенная музыка, перебиваемая грозными, интонауиями, ритмами ударгых. В звучании хора чередуются эпизоды лирические мажорные с драматическими минорными. В звучании симфонического оркестра между куплетами слышны контрастные интонации.  Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.)

«Помните!»

  • Слушание (со свободным дирижиолванием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)

Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа – опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

  • Звучит «Помните!».
  • Ответы ребят (В начале поют солисты (баритон, сопрано). Патетический характер высказывания солистов строится на сочетании песенности и речитативности.)

Учитель: - В чем проявился принцип контраста в развитии музыки этой части? (голоса солистов чередуются со звучанием темы хора «Наши дети». По мере развития музыка приобретает все более драматический характер, и заключительный раздел звучит уверенно и победно.)

Вокально-хоровая работа. Разучивание главной темы хора «Наши дети». (Фронтальная работа.)

3. Обобщение.

Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского – «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит? (Тема, характер частей, интонации, жизненное содержание.)

4. Репродукции гравюр литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Слайд № 6. На слайде слова художника о его гравюрах из цикла «Вечно живые».

  • Сравнительный анализ гравюр и фрагментов из «Реквиема» Д.Кабалевского. (Работа в группах.)

Учитель: - Прежде, чем вы посмотрите работы литовского художника С. Красаускаса, предлагаю прочитать его слова о том, какое влияние оказала поэма «Реквием» Р.Рождественского на создание его гравюр.

Слайд № 7.

Учитель: - А теперь рассмотрите гравюры литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Каждая группа попробует самостоятельно сформулировать  идею этих произведений (Вечная память погибшим.)

Учитель: - Проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть их главную мысль (на них выделяются два горизотальных плана: на нижнем-погибший солдат, на верхнем-эпизоды из мирной жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете).

Учитель: - Какая идея воплощена в гравюрах через эти два цвета? (Жизнь и смерть.)

V. Обобщение. (Индивидуальная работа.)

Учитель: - Подумайте, как выразительность музыки «Реквиема» и гравюры из цикла «Вечно живые» перекликается с плакатностью стихов Р.Рождественского. (Каждое произведение содержит в себе яркие контрасты и …)

Учитель: - Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием? (Авторы оплакивают погибших воинов.)

Учитель: - Считаете ли вы, что образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства? (Ответы обучающихся.)

На доске эпиграф:

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

Учитель: - Как вы понимаете эпиграф урока? Согласны ли вы с поэтом? (Размышления обучающихся.)

VI. Завершающий этап урока.

Исполнение песен, воспевающих защитников Отечества, по желанию обучающихся. (Фронтальная работа.)

VII. Рефлексия.

Учитель: - Вам понравился урок? Все ли задачи, поставленные вами в начале урока, были решены? Что нового для себя вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания в вашей жизни? (Ответы обучающихся.)

Учитель: - Оцените свою работу на уроке. (Ребята дают оценку своей работе.)

VIII. Итог.

Слайд № 8. Звучит песня «От героев былых времен» (плюс).

Домашнее задание (групповая работа):

1).Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;

2).Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».

Объявление оценок за работу на уроке.

Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«5 кл. IV ч. Урок № 6 Пчелинцевой Л.П.»

5 класс. IV четверть

Урок № 6


Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»


Цель урока: познакомить обучающихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.


Тип урока: формирование новых знаний.


Задачи урока:

- актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;

- сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

- воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.

- развить интонационный слух и творческие способности; совершенствовать вокально-хоровые навыки; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.


Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.


Формы организации обучения: индивидуальна, групповая, фронтальная.


Музыкальный материал:

- «От героев былых времен» муз. Хозак Р. (фонограмма минус);

- фрагменты известных ребятам произведений: кантата «Александр Невский» С.Прокофьева, опера «Иван Сусанин» М.Глинки, Симфония № 2 («Богатырская») А.Бородина, песни о героях;

- «Реквием» Д.Кабалевского («Наши дети», «Помните!»);

- Песни, посвященные защитникам Отечества по желанию обучающихся;

- «От героев былых времен» муз. Хозак Р., сл. Агранович Е. (фонограмма плюс).


Дополнительный материал: учебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс»; стихотворение «Реквием» Р.Рождественского; слайд-шоу «Герои России».


Иллюстративный ряд: гравюры из цикла «Вечно живые» и «Реквием» С.Красаускаса.


Оборудование: доска школьная, фортепиано.


ИКТ: ПК, МП, ИД, презентация.









Ход урока


I. Организационный момент.

Вход в класс (слайд-шоу «Герои России»). (Слайд № 2)

Музыкальное приветствие.


II. Актуализация знаний.

На школьной доске написаны эпиграфы:

«О том, кто уже не придет никогда, - помните!»

(А.Блок)


«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)


Учитель: - Ребята, как вы думает, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О героях России разных времен.)

Учитель:- О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре. Приведите тому примеры (Ответы ребят.) (Учитель исполняет названные ребятами музыкальные фрагменты на фортепиано или звучит музыка в записи.)


III. Постановка учебной задачи.

Учитель: - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы ребят.)

На доске появляется тема урока, которую обучающиеся записывают в тетрадях. (Слайд № 3)

Учитель: - Поставьте перед собой задачи, которые вам предстоит решить сегодня. (Ответы ребят.) Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.


IV. Работа по теме урока.

1. «Реквием» Р.Рождественского. Слайд № 4. На слайде фотография Р.Рождественского, определение реквиема и эпиграф, предпосланный автором к его поэме «Реквием».


  • Выразительное чтение и сравнительный анализ двух фрагментов из «Реквиема» Р.Рождественского.

  • Работа над интонацией.


Учитель: - Прочитайте на с. 145 учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)

Учитель: - Как стоит прочитать первый отрывок, что бы подчеркнуть его драматизм? (Чеканный, упругий ритм, ярко, динамично, отрывисто, громко, маршево.)

Учитель: - Как стоит прочитать второй отрывок, что бы подчеркнуть его лиризм? (Плавно, мягко, светло, тепло, приподнято.)


2. «Реквием» Д.Кабалевского. Слайд № 5. На слайде фотография композитора Д.Кабалевского, краткая информация о его произведениии «Реквием».

«Наши дети»

  • Слушание (со свободным дирижированием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)


Учитель: - Вам будет предложено задание – послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа –опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

  • Звучит «Наши дети».

  • Ответы ребят (Уже во вступлении к хору звучит светлая, песенная музыка, перебиваемая грозными, интонауиями, ритмами ударгых. В звучании хора чередуются эпизоды лирические мажорные с драматическими минорными. В звучании симфонического оркестра между куплетами слышны контрастные интонации. Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.)


«Помните!»

  • Слушание (со свободным дирижиолванием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)


Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа – опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

  • Звучит «Помните!».

  • Ответы ребят (В начале поют солисты (баритон, сопрано). Патетический характер высказывания солистов строится на сочетании песенности и речитативности.)


Учитель: - В чем проявился принцип контраста в развитии музыки этой части? (голоса солистов чередуются со звучанием темы хора «Наши дети». По мере развития музыка приобретает все более драматический характер, и заключительный раздел звучит уверенно и победно.)


Вокально-хоровая работа. Разучивание главной темы хора «Наши дети». (Фронтальная работа.)


3. Обобщение.

Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского – «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит? (Тема, характер частей, интонации, жизненное содержание.)


4. Репродукции гравюр литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Слайд № 6. На слайде слова художника о его гравюрах из цикла «Вечно живые».

  • Сравнительный анализ гравюр и фрагментов из «Реквиема» Д.Кабалевского. (Работа в группах.)


Учитель: - Прежде, чем вы посмотрите работы литовского художника С. Красаускаса, предлагаю прочитать его слова о том, какое влияние оказала поэма «Реквием» Р.Рождественского на создание его гравюр.


Слайд № 7.

Учитель: - А теперь рассмотрите гравюры литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Каждая группа попробует самостоятельно сформулировать идею этих произведений (Вечная память погибшим.)

Учитель: - Проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть их главную мысль (на них выделяются два горизотальных плана: на нижнем-погибший солдат, на верхнем-эпизоды из мирной жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете).

Учитель: - Какая идея воплощена в гравюрах через эти два цвета? (Жизнь и смерть.)


V. Обобщение. (Индивидуальная работа.)

Учитель: - Подумайте, как выразительность музыки «Реквиема» и гравюры из цикла «Вечно живые» перекликается с плакатностью стихов Р.Рождественского. (Каждое произведение содержит в себе яркие контрасты и …)

Учитель: - Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием? (Авторы оплакивают погибших воинов.)

Учитель: - Считаете ли вы, что образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства? (Ответы обучающихся.)


На доске эпиграф:

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)


Учитель: - Как вы понимаете эпиграф урока? Согласны ли вы с поэтом? (Размышления обучающихся.)


VI. Завершающий этап урока.

Исполнение песен, воспевающих защитников Отечества, по желанию обучающихся. (Фронтальная работа.)


VII. Рефлексия.


Учитель: - Вам понравился урок? Все ли задачи, поставленные вами в начале урока, были решены? Что нового для себя вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания в вашей жизни? (Ответы обучающихся.)

Учитель: - Оцените свою работу на уроке. (Ребята дают оценку своей работе.)


VIII. Итог.

Слайд № 8. Звучит песня «От героев былых времен» (плюс).

Домашнее задание (групповая работа):

1).Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;

2).Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».


Объявление оценок за работу на уроке.

Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).)















Просмотр содержимого презентации
«О полвигах, о доблести, о славе...»

О подвигах, о доблести, о славе  Выполнил: учитель музыки  МБОУ СОШ с углубленным изучением  отдельных предметов № 78 г. Воронежа Пчелинцева Л.П.

О подвигах, о доблести, о славе

Выполнил: учитель музыки

МБОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов № 78 г. Воронежа

Пчелинцева Л.П.

Александр Суворов Георгий Жуков Михаил Кутузов Александр Невский Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Дмитрий Донской

Александр Суворов

Георгий Жуков

Михаил Кутузов

Александр Невский

Кузьма Минин

Дмитрий Пожарский

Дмитрий Донской

(1932 – 1994) Реквием  (Вечная слава героям...)  Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны. Р.Рождественский

(1932 – 1994)

Реквием

(Вечная слава героям...)

Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

Р.Рождественский

«Наши дети» «Помните!» (1904 – 1987) В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры. Д.Кабалевский

«Наши дети»

«Помните!»

(1904 – 1987)

В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры.

Д.Кабалевский

(1929 – 1977) «Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые» , вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Роберта Рождественского. Не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…». С.Краскаускас

(1929 – 1977)

«Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые» , вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Роберта Рождественского. Не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…».

С.Краскаускас

Домашнее задание  (групповая работа)   Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»; Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».

Домашнее задание (групповая работа)

  • Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;
  • Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"О подвигах, о доблести, о славе..."

Автор: Пчелинцева Лариса Петровна

Дата: 12.07.2014

Номер свидетельства: 109856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Подвиг казаков станицы Лысогорской "
    ["seo_title"] => string(37) "podvigh-kazakov-stanitsy-lysoghorskoi"
    ["file_id"] => string(6) "108103"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403550779"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Сочинение "Подвиг героев в сердцах поколений". "
    ["seo_title"] => string(54) "sochinieniie-podvigh-ghieroiev-v-sierdtsakh-pokolienii"
    ["file_id"] => string(6) "178032"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424768050"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "О мужестве, о доблести, о славе"
    ["seo_title"] => string(34) "o-muzhiestvie-o-dobliesti-o-slavie"
    ["file_id"] => string(6) "250030"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447003700"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) ""Два вечных памятника" "
    ["seo_title"] => string(24) "dva-viechnykh-pamiatnika"
    ["file_id"] => string(6) "198635"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428426585"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Сценарий торжественной церемонии присвоения школе имени полного кавалера ордена Славы  Игоря Николаевича Зикеева"
    ["seo_title"] => string(133) "stsienarii-torzhiestviennoi-tsieriemonii-prisvoieniia-shkolie-imieni-polnogho-kavaliera-ordiena-slavy-ighoria-nikolaievicha-zikieieva"
    ["file_id"] => string(6) "290923"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455033834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства