-добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха; - вырабатывать умение чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;
-формировать навыки пения (a cappella);
-прививать навыки певческого дыхания, правильно дышать во время пения.
Развивающие:
-закреплять навык сольфеджирования по партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения;
- продолжать развивать гармонический слух;
- развивать умение слышать и слушать (музыкальная восприимчивость)
- расширять музыкальный кругозор посредством репертуара.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;
- воспитывать любовь к музыке, потребность общаться с искусством;
- воспитывать желание исполнять песню в самостоятельной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха; - вырабатывать умение чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;
-формировать навыки пения (a cappella);
-прививать навыки певческого дыхания, правильно дышать во время пения.
Развивающие:
-закреплять навык сольфеджирования по партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения;
- продолжать развивать гармонический слух;
- развивать умение слышать и слушать (музыкальная восприимчивость)
- расширять музыкальный кругозор посредством репертуара.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;
- воспитывать любовь к музыке, потребность общаться с искусством;
- воспитывать желание исполнять песню в самостоятельной деятельности.
Учебное оборудование:
Фортепиано;
доска с написанной партитурой песни «Где ты был так долго?»;
ноты, партитуры для обучающихся с элементами двухголосия, ноты упражнений, попевок. Крупным текстом, яркими цветами выписаны слова: партитура, артикуляция, мажор, минор, кульминация, интервал терция, вокальная миниатюра, диалог. Изображение на листе кифары и название «кифара». .
Формы и методы контроля: Групповой
Методическое обеспечение:
1. Адулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1986.
2. Варламов А.Е. Школа пения. – М.: Музыка, 1988.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1964.
4. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. – М.: Музыка, 1968.
5. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физеологические основы. – М.: Музыка, 1926.
6. Козлянинова И. Дикция. – М.: ВТО, 1976.
7. Культура сценической речи: Сб. статей /Отв. ред. И. Козлянинова. – М.: ВТО, 1979.
8. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
9. Морозов В. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1965.
10.Думченко А. Двухголосие Детский хор.Начальный этап обучения (методическая разработка), -Издательство «Композитор».Санкт-Петербург,2015.
Хронокарта занятия:
Вводная часть 5мин.
Приветствие. Введение в тему «Работа над двухголосием»
Основной этап.35 мин.
Артикуляционная гимнастика по В.В.Емельянову 10 мин.
Вокальные упражнения 10 мин.
Работа над фразами в песне (двухголосие)15 мин.
4.Заключительный этап.5 мин.
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
I.
1.Организационный момент.
Древние греки сложили миф о певце Орфее. Песня Орфея делала чудеса. Когда он играл на кифаре и пел под мелодичный звон её струн, ветер переставал колыхать листву, далёкие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, заворожённые его музыкой.
Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться красиво петь.
Обратить внимание детей на изображение инструмента «Кифара» и написание его названия.
2.Актуализация опорных знаний:
а) Правильная вокально-певческая постановка корпуса во время пения (плечи опущены, спина прямая, не поднимать подбородок). Для нахождения этого ощущения надо- взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову. Затем сесть прямо и руки положить на колени.
II.
Распевание:
Разминка:
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей. Повторить значение слова артикуляция и прочитать всем вместе слово на доске.
- артикуляционная гимнастика (по В.В.Емельянову).
а) Покусать кончик языка. (Повторить упражнение 4-8 раз)
б) «Шинковать» язык- т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. (4-8 раз)
в) Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык.
г) Пощёлкайте языком, меняя размеры рта.
д) «Иголочка» - протыкайте языком поочерёдно левую и правую щёку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.
е) «Щёточка» - круговыми движениями языка то влево, то вправо, проведите между дёснами и губами- как бы чистим язык.
ж) Покусываем поочерёдно, верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.
Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.
Дикционная речевая разминка. Пение скороговорок:
Цель: настройка певческих голосов
-баран-буян залез в бурьян;
-хороши в дорожку пирожки с картошкой;
-стоит лодырь у ворот-
широко разинув рот,
и никто не разберёт,
где ворота, а где рот.
Цель: активизировать диафрагму
1.Руки поднять вверх, сжимаем кулачки, вдыхаем через рот.
2.Небольшой наклон вперёд-в течении15 сек. набираем дыхание (вдыхаем аромат прекрасного цветка), выпрямляемся, задерживаем. На звук с- выдыхаем постепенно.
3.Распевание:
-Распевка «Здравствуйте, ребята!»
Задачи распевки: добиться чёткого произношения согласной «Р», пропевания гласных.
-Распевки «Скок, скок», «Уж как шла лиса по тропке», «Весёлые гласные».
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Упражнение «Чайка» (немой звук).
Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.
-Распевка «Такси» (инсценирование распевки) Определить образ каждого героя распевки, исполнить распевку с использованием актёрского мастерства. Исполнить в разных темпах, с разным эмоциональным настроем.
-Распевка «Во поле берёза стояла» (a cappella)
Задачи распевки: петь не крикливо, на хорошей опоре, активно. На высоких звуках –остановиться, отработать круглый звук, активное дыхание, окончание фраз, унисон. Далее- исполняем каноном: петь медленно, по руке, выстраивая интонацию голосов.
Задание детям: услышать свой и другой голос.
III.
Работа над песнями
-Начальный этап работы над латышской народной песней «Где ты был так долго?» (с элементами двухголосия);
1.Показ песни «Где ты был так долго?» Под аккомпанемент преподаватель исполняет всю песню вместе с обучающейся из концертного хора (второй голос)
2.Анализ песни:
Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
-Что значит петь двухголосно?
-Какое настроение песни? Какой характер музыки?
-О чём поётся в песне? Можно сказать, что эта песня шуточная?
- Куда движется мелодия в фразе: «Где ты был так долго, козлик мой серый?»
-В каком регистре звучит аккомпанемент? Как вы думаете, он точно повторяет мелодию или поддерживает пение?
- Можно сказать, что это песня-игра, песня-диалог? Что такое диалог?
3. Обучающиеся делятся на две группы(произвольно).
На доске написана партитура песни «Где ты был так долго?»
-Пояснение значения слова партитура. Прочитать всем хором это слово.
-Повторное исполнение первого куплета песни. Дети следят по партитуре за движением мелодии.
Звучит ещё раз двухголосно первый куплет.
На предыдущих уроках мы пели песни по слуху, а сегодня будем учиться петь по нотам, так, как вы поёте на уроках сольфеджио, значит, будем сольфеджировать. Но не всю песню, а там- где появляется двухголосие.
Все вместе проговаривают слова первого куплета, очень четко и внятно.
Раздаются нотные листы, где выписаны три последних такта песни. Обратить внимание: там, где штили нот написаны вверх- это партия верхнего голоса, первой группы. Назовем её «группой козликов». А там, где ноты написаны штилями вниз-это партия нижнего голоса. Назовём его группой «милый дружок».
-спеть тоническое трезвучие с ручными знаками от пятой ступени.
Цель: настройка гармонического слуха.
Определить: мажор или минор? (закрепление понятия)
-спеть минорное трезвучие, чтоб дети почувствовали контраст.
Работа над первой фразой.
- Поставить перед учащимися задание с целью: выучить грамотно и правильно.
а) спеть «про себя» вместе с преподавателем;
б) ещё раз спеть первую фразу, показывая движение мелодии рукой.
в) Ещё раз спеть первую фразу и показать движение мелодии по партитуре на доске.
г) далее продолжить работу по фразам. Добиваться логического развития музыкальной фразы, протягивать гласные звуки, пропевать слоги. Удлиняя звучание гласных звуков, мы слушаем, как льется голос, учимся пению.
д) продолжить работу над двухголосием. Сначала пропеваем каждую партию отдельно, смотрим в партитуру.
Обратить внимание как движется верхний голос на словах: ой, ой, ой.
(по ступенькам вниз. Это ноты-ре, до, си).
Сравнить: Чем отличается пение на словах: ой, ой, ой от пения на словах: мой дружок.
(мелодия не меняется, а слова другие)
Поем трезвучие: преподаватель ноту –соль, «группа козликов» -си, «группа милый дружок» -ре.Рукой показывает вступление каждой группе.
Поём поочерёдно, накладывая звуки один на другой и слушаем каждый себя и другого. Чтобы лучше себя услышать, обучающимся предлагается прикрыть одно ушко ладошкой. Мы спели тоническое трезвучие. Но если я сейчас не стану петь ноту соль, то получится первый слог вашего двухголосного пения. Обе группы выстраивают поочерёдно первый интервал м3, называя нотами, очень медленно пропевая весь такт, показывая ручными знаками ладовой сольмизации.
Обратить внимание на написание слов на доске: интервал терция.
Добившись звучания с названием нот, ещё раз показать двухголосно как звучит со словами. Пробовать спеть с текстом. А потом - весь куплет.
На последующих уроках продолжим учить эту песенку. Вам будет дано ещё одно задание к этой песне.
IV.
1. Соблюдение воздушного режима (проветрить класс).
2. Физминутка. Предлагаю выйти на середину зала и стать в круг. Повторяйте за мной движения и пойте. Поем песенку «Буги-вуги».
3. Сброс усталости: вокальный зевок (используется по мере утомляемости детей)
V.
Орг. момент для дальнейшей работы:
Все сели на свои места. Сделали вдох, задержали дыхание и очень медленно выдохнули на звук «С» по счёту до 10.
Продолжение работы над песней «Расскажи, мотылёк» муз. А. Аренского
(дети рассказывают о чем эта песня, о ее настроении и характере)
Песня о мотыльке написана с любовью, нежностью. Она ласковая, приветливая. Прислушайтесь к музыке и словам песни. В первой ее части музыка спокойная, нежная: мотылька ласково расспрашивают о том, как он живёт. (Преподаватель поет начало песни.)
Во второй части песни мотылёк рассказывает о себе. Музыка сначала звучит спокойно и напевно: «Я живу средь лугов» (исполняет фрагмент). Но потом, когда мотылёк говорит о том, что жизнь его совсем короткая, что живёт он всего один день, музыка становится грустной, печальной, жалобной (Исполняет фрагмент).
В конце песни мотылёк просит не обижать его, не трогать. Музыка, как и в начале песни, становится ласковой, доброй, нежной. (На последующих занятиях дети могут петь эту песню: начало все вместе, а ответ мотылька - один ребёнок-солист)
-Кто мне назовет имя автора?
-Чей это композитор? А кто сочинил стихи?
-Какого характера эта песня? Какое настроение?
- Песня о бабочке. Значит характер лёгкий, воздушный, вдох тоже должен быть лёгким. Звук должен быть коротким, округлым.
3.Исполняем песню с текстом и аккомпанементом.
а) отрабатываем интонацию на скачках, а также обращаем внимание на исполнение фраз на одном дыхании. Окончание на длинной ноте исполняем высоко, направляя вверх и «круглым» звуком.
б) 3 и 5 цифры исполняем сольфеджио. Поработать над длинным дыханием, над интонацией на полутонах и скачках.
в) выразительно прочитать текст 1 куплета. Отметить различное настроение, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов.
г) продолжить работу над образом. Это вокальная миниатюра. Она контрастна по характеру. Это диалог человека и мотылька. Резкая смена динамики и ещё ярче темпа дают возможность передать лёгкость мотылька.
д)в итоге спеть песню целиком с аккомпанементом, выразительно, с динамическими нюансами, чтобы у детей остался целостный образ.
Задание:
а) ярко, сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом;
б) определить кульминацию песни.
VI.
Подведение итогов.
Домашнее задание: продумать, как можно разнообразить исполнение песни «Где ты был так долго?» и нарисовать к ней рисунки, иллюстрации с целью более образного исполнения.