воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Характеристика класса: Хор «Музыкальная капель» - это коллектив учащихся 1-3 классов «ДМШ» с. Пелагиада. Дети разные по возрасту (7-14 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, разных национальностей, что создает определенные проблемы. Они не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя.
II. Разминка
Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой.
Дыхательные упражнения.
Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона; чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.
1.Поворачивая голову направо, налево – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).
2.Встаём на носочки – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).
3.Ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте на слог С-с-ы.
III. Распевание
На слог Р-р-р-ы поступенное движение I-II-III-IV-V-IV-III-II-I ступени
На слог Б-р-р-ы движение по звукам Б53
«Мы перебегали берега, перебегали берега»
Движение по звукам мажорной гаммы
IV. Основная часть
Песня «Мама» слова и музыка Л. Пономаренко
1.Беседа с учащимися о характере песни.
2.Исполнение мелодии песни. Цель: передача характера песни.
3.В запеве отрабатываем чистую интонацию по фразам, а также обращаем внимание на исполнение фраз на одном дыхании.
4.Добиваемся унисона, чистой интонации, ясности в тексте.
5.Все произведение написано композитором для одноголосного пения. Младшая группа с неустойчивой интонацией пока учится исполнять произведения интонационно чисто, в унисон. Все исполнение основных ступеней трезвучий и поступенное движение выслушивается, выстраивается в одну мелодическую линию.
Произведение для разучивания: «Новый день» композитор А.Ермолов.
Этапы работы:
1) Беседа с детьми о характере, настроении песни.
Песня современного композитора-песенника Александра Ермолова «Новый день». Светлый характер песни, воспевание добра в песне способствует широкому дыханию, выработке кантилены, мягкой атаке звука, дыханию на «опоре».
2) Разучивание партий.
В куплете используется унисон, в припеве - параллельное двухголосие. Куплет разучивается всем ансамблем одноголосно, в припеве разучиваются партии отдельно по голосам с названиями нот, затем соединяются партии двухголосно. После уверенного сольфеджирования – разучивание с текстом
3) Работа над трудными местами. Двухголосие в припеве, синкопированное движение мелодии, исполнение legato, динамика mf требует большого крепкого дыхания, которое вырабатывается на подготовительных упражнениях к песне.
Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля. (сольфеджирование).
Разучивание партии альтов (A)
Разучивание партии сопрано (S)
V. Итог
- Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы анализа нового произведения и начали работу над двухголосием. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.
VI. Рефлексия.
- Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание
Выучить наизусть свою партию в куплете (сольфеджио).