Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление учащегося.
Основная часть. Развитие профессиональных навыков игры на гитаре.
2.1.Приведение рук в рабочее состояние перед игрой на гитаре (работа над двигательным аппаратом):
а) упражнения М.Александрова
б) гамма – C - dur
в) М.Александрова этюд C - dur
2.2. Работа над музыкальными произведениями (обр. А.Онегина «Ивушка», В.Калинин «Вальс»).
2.3. Повторение пройденного материала ( В.Калинин «Мазурка», Р.н.п. обр В. Калинин «Жил – был у бабушки серенький козлик»)
Подведение итога учебного занятия.
Информация о домашнем задании.
Ход урока
Урок проводится с учащейся первого класса специализации гитара Одарченко Яной ранее, до поступления в музыкальную школу, не обучалась игре на музыкальных инструментах, в связи с чем обучение нотной грамоты и постановка рук – все начато с «нуля».
Начальный этап развития навыков игры на гитаре включает в себя не только приведение аппарата в рабочее состояние, но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте и получение базовых знаний по музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминологией и применения своих знаний на практике, учащийся не сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки инструмента.
Упражнения на инструменте.
П.Вещицкий Упражнения
На этих упражнениях отрабатываются двигательно – игровые навыки, взаимодействия рук, координация движений. Следили за положением левой руки так при игре на одной струне кисть втягивается под гриф, большой палец находится на середине или даже в верхней части обратной стороны грифа, запястье более плоское, а пальцы круто сжаты. При перемещении к шестой струне – кисть выносится вперед, большой палец касается грифа в нижней части, запястье получается более выпуклым, пальцы слегка выпрямляются. В правой руке – следим за чередованием i и m пальцев, добивались чистоты и ровности звучания.
Отрабатывали растяжение пальцев левой руки ( наиболее лёгким является растяжение первого и второго пальцев, труднее четвертого и самым трудным третьего пальца так как он менее самостоятелен, чем остальные пальцы).
Систематическое повторение каждого упражнения будет развивать силу и гибкость мышц пальцев.
Д/з – играть на каждой руке, увеличивая темп. Следить за посадкой и постановкой рук, ровностью звучания.
Гаммы – являются важнейшим материалом для работы над развитием и совершенствованием исполнительской техникой. Систематическая и последовательная работа над ними – необходимое условие выработки игровых навыков и умений.
Гаммы:
способствуют развитию двигательного аппарата;
необходимы для понимания основных закономерностей аппликатуры;
нужны для ознакомления грифа и хорошей ориентации на нём;
4. помогают развитию и расширению музыкально – теоретических представлений.
Гамма C – dur в одну октаву
Вопрос к ученику: Назови тонику?
Исполнение гаммы.
Работа на уроке – следили за выполнением аппликатуры, в восходящем движении задерживали пальцы на ладах. Приём игры – тирандо.
Ритмические варианты: четвертными, восьмыми.
Правая рука – 4 – Р; 3 2 – im; im; ma.
Назвали устойчивые ступени.
Исполнили арпеджио.
Д/з – играть восьмыми (то есть подвижно), выполняя аппликатуру.
М.Александрова Этюд C – dur.
Арпеджио в гитарной технике можно считать одним из ведущих приёмов игры. Комбинации пальцев очень разнообразны.
В данном этюде два варианта арпеджио – восходящее (прямое) движение – p I m a и нисходящее (обратное) движение – p a m i.
Проверка д/з.
Работа на уроке – исполнение в медленном темпе, слушали мелодический голос в басу, добивались свободной, лёгкой работы пальцев.
Д/з – подвинуть темп, следить за ровностью звучания.
Работа над музыкальными произведениями.
В.Калинин «Вальс».
Проверка д/з.
Работа на уроке – стремились достигнуть чёткости, чистоты и ровности звуков, выделяя при этом сильную долю (басовые звуки извлекаемые большим пальцем правой руки).
Д/з – играть ритмично, с опорой на сильной доли; внимание на аппликатуру.
Обр. А.Онегина «Ивушка».
Проверка д/з.
Работа на уроке – добивались, чтобы действия пальцев обеих рук были согласованными и устойчивости кисти правой руки. Внимательно следили за чистотой, силой звучания и правильностью всех исполняемых звуков.
Д/з – играть ритмично.
Повторение пройденного материала.
В.Калинин «Мазурка».
Р.н.п. обр В.Калинина «Жил – был у бабушки серенький козлик».
Итог урока:
Анализ музыкально – практической деятельности учащегося на уроке.
Выставление мотивированной оценки.
Обобщение домашнего задания.
Самоанализ урока.
Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента учащегося – все это приходится учитывать при составлении программ. Правильно подобранная программа позволяет ученику обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на уроках индивидуального обучения.
Кирик Светлана ученица первого класса ДМШ по классу гитары. Имеет средние природные данные: ритмический и мелодический слух, музыкальную память. Музыкой профессионально не занималась, поэтому навыков пения, игры га музыкальном инструменте, подбору на слух у нее нет. Проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, в связи с чем, за короткий промежуток времени были приобретены первоначальные навыки игры на гитаре. Ученица достаточно усидчива, ответственно относится к учебе, добросовестно выполняет все задания, что позволяет проводить урок в творческой доброжелательной атмосфере, и способствует спокойному состоянию, без которого трудно добиться свободы самоощущения.
Тема урока: «Формирование исполнительских навыков на гитаре».
Исходя из темы урока, думаю, что обучающий аспект триединой цели урока можно сформулировать широко: освоить исполнительскую технику, отработать у ученика умение анализировать состояние своего аппарата, выполняя упражнения на различные виды техники и постановку рук. Этот же вид деятельности многократно проводится на всех занятиях и работа над ним ведется с первого урока. Целью этих упражнений является доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.
Форма работы: индивидуальная.
Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. Они развивают речь, усиливают коммуникативность, обогащают словарный запас ученика, развивают внимание, воображение и фантазию.
Наглядные
Демонстрация упражнений
Словесные (сообщение новых знаний)
Дифференцированный
Анализ
На протяжении урока подчеркивалась связь с жизнью и практикой, проводилась профессионально значимая мотивация деятельности.
В работе с Кирик С. я использую дифференцированный подход в обучении. Этот вид деятельности является стимулирующим фактором в процессе обучения, закладывает фундамент музыкальности, воспитывает творческое начало, творческое мышление и в дальнейшем найдет
применение в профессии, в новых жизненных условиях.
В работе с ученицей учитывались ее индивидуальные особенности и стремление познать новое.
Подведение итога урока – обобщающее повторение и закрепление изученного материала, анализ проделанной работы (проверка и оценка результата).
В конце урока проводится инструктаж, даются рекомендации к выполнению домашнего задания, которое основано на изученном материале. Являясь самостоятельной формой обучения, домашняя работа дополняет урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует, помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полученные на уроке на уровне обобщения.
Методы и формы обучения на уроке соответствовали в целом триединой цели занятия.
Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой деловой атмосферы, в сочетании с требовательностью и уважением к личности ученицы; доброжелательное отношение педагога и ученицы через организацию индивидуальной формы работы и создание дружеской обстановки, что способствовало достижению воспитательных задач.
Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Занятие проведено результативно. Цели и задачи, поставленные на уроке, реализованы, в результате успешной работы на уроке сформированы первоначальные умения и навыки игры на гитаре, что, несомненно, скажется на дальнейшем обучении. Ученица заслужила положительную оценку.