kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начальный этап развития игры на шестиструнной гитаре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование исполнительских навыков

Освокние исполнительской техники

Просмотр содержимого документа
«Начальный этап развития игры на шестиструнной гитаре»


Открытый урок по гитаре с учащейся

1класса Кирик Светланой





Тема урока: «Начальный этап развития

игры на шестиструнной гитаре»







Преподаватель:

Перескокова Т.В.








17. 05. 2017г.




Тема урока: «Начальный этап развития навыков игры

на шестиструнной гитаре»

Цель урока: формирование исполнительских навыков на гитаре.


Задачи урока:


  1. освоение исполнительской техники;

  2. приобретение навыков позиционной игры;

  3. продолжение знакомства с музыкальными терминами

  4. работа над интонацией;

  5. разучивание способа звукоизвлечения апояндо, тирандо;

  6. работа над приемами.



Оборудование:


  1. гитара шестиструнная

  2. нотная литература

  3. наглядный материал



План урока:


  1. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление учащегося.

  2. Основная часть. Развитие профессиональных навыков игры на гитаре.


2.1.Приведение рук в рабочее состояние перед игрой на гитаре (работа над двигательным аппаратом):

а) упражнения М.Александрова

б) гамма – C - dur

в) М.Александрова этюд C - dur

2.2. Работа над музыкальными произведениями (обр. А.Онегина «Ивушка», В.Калинин «Вальс»).


2.3. Повторение пройденного материала ( В.Калинин «Мазурка», Р.н.п. обр В. Калинин «Жил – был у бабушки серенький козлик»)



  1. Подведение итога учебного занятия.

  2. Информация о домашнем задании.



Ход урока


Урок проводится с учащейся первого класса специализации гитара Одарченко Яной ранее, до поступления в музыкальную школу, не обучалась игре на музыкальных инструментах, в связи с чем обучение нотной грамоты и постановка рук – все начато с «нуля».

Начальный этап развития навыков игры на гитаре включает в себя не только приведение аппарата в рабочее состояние, но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте и получение базовых знаний по музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминологией и применения своих знаний на практике, учащийся не сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки инструмента.


Упражнения на инструменте.

П.Вещицкий Упражнения

На этих упражнениях отрабатываются двигательно – игровые навыки, взаимодействия рук, координация движений. Следили за положением левой руки так при игре на одной струне кисть втягивается под гриф, большой палец находится на середине или даже в верхней части обратной стороны грифа, запястье более плоское, а пальцы круто сжаты. При перемещении к шестой струне – кисть выносится вперед, большой палец касается грифа в нижней части, запястье получается более выпуклым, пальцы слегка выпрямляются. В правой руке – следим за чередованием i и m пальцев, добивались чистоты и ровности звучания.

Отрабатывали растяжение пальцев левой руки ( наиболее лёгким является растяжение первого и второго пальцев, труднее четвертого и самым трудным третьего пальца так как он менее самостоятелен, чем остальные пальцы).

Систематическое повторение каждого упражнения будет развивать силу и гибкость мышц пальцев.


Д/з – играть на каждой руке, увеличивая темп. Следить за посадкой и постановкой рук, ровностью звучания.

Гаммы – являются важнейшим материалом для работы над развитием и совершенствованием исполнительской техникой. Систематическая и последовательная работа над ними – необходимое условие выработки игровых навыков и умений.

Гаммы:

    1. способствуют развитию двигательного аппарата;

    2. необходимы для понимания основных закономерностей аппликатуры;

    3. нужны для ознакомления грифа и хорошей ориентации на нём;


4. помогают развитию и расширению музыкально – теоретических представлений.


Гамма C – dur в одну октаву

Вопрос к ученику: Назови тонику?

Исполнение гаммы.

Работа на уроке – следили за выполнением аппликатуры, в восходящем движении задерживали пальцы на ладах. Приём игры – тирандо.

Ритмические варианты: четвертными, восьмыми.

Правая рука – 4 – Р; 3 2 – im; im; ma.

Назвали устойчивые ступени.

Исполнили арпеджио.

Д/з – играть восьмыми (то есть подвижно), выполняя аппликатуру.


М.Александрова Этюд C – dur.


Арпеджио в гитарной технике можно считать одним из ведущих приёмов игры. Комбинации пальцев очень разнообразны.

В данном этюде два варианта арпеджио – восходящее (прямое) движение – p I m a и нисходящее (обратное) движение – p a m i.

Проверка д/з.

Работа на уроке – исполнение в медленном темпе, слушали мелодический голос в басу, добивались свободной, лёгкой работы пальцев.

Д/з – подвинуть темп, следить за ровностью звучания.


Работа над музыкальными произведениями.


В.Калинин «Вальс».

Проверка д/з.

Работа на уроке – стремились достигнуть чёткости, чистоты и ровности звуков, выделяя при этом сильную долю (басовые звуки извлекаемые большим пальцем правой руки).

Д/з – играть ритмично, с опорой на сильной доли; внимание на аппликатуру.


Обр. А.Онегина «Ивушка».

Проверка д/з.

Работа на уроке – добивались, чтобы действия пальцев обеих рук были согласованными и устойчивости кисти правой руки. Внимательно следили за чистотой, силой звучания и правильностью всех исполняемых звуков.

Д/з – играть ритмично.


Повторение пройденного материала.

В.Калинин «Мазурка».


Р.н.п. обр В.Калинина «Жил – был у бабушки серенький козлик».


Итог урока:


    1. Анализ музыкально – практической деятельности учащегося на уроке.

    2. Выставление мотивированной оценки.

    3. Обобщение домашнего задания.






































Самоанализ урока.


Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента учащегося – все это приходится учитывать при составлении программ. Правильно подобранная программа позволяет ученику обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на уроках индивидуального обучения.

Кирик Светлана ученица первого класса ДМШ по классу гитары. Имеет средние природные данные: ритмический и мелодический слух, музыкальную память. Музыкой профессионально не занималась, поэтому навыков пения, игры га музыкальном инструменте, подбору на слух у нее нет. Проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, в связи с чем, за короткий промежуток времени были приобретены первоначальные навыки игры на гитаре. Ученица достаточно усидчива, ответственно относится к учебе, добросовестно выполняет все задания, что позволяет проводить урок в творческой доброжелательной атмосфере, и способствует спокойному состоянию, без которого трудно добиться свободы самоощущения.

Тема урока: «Формирование исполнительских навыков на гитаре».

Исходя из темы урока, думаю, что обучающий аспект триединой цели урока можно сформулировать широко: освоить исполнительскую технику, отработать у ученика умение анализировать состояние своего аппарата, выполняя упражнения на различные виды техники и постановку рук. Этот же вид деятельности многократно проводится на всех занятиях и работа над ним ведется с первого урока. Целью этих упражнений является доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.

Форма работы: индивидуальная.

Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. Они развивают речь, усиливают коммуникативность, обогащают словарный запас ученика, развивают внимание, воображение и фантазию.

  1. Наглядные

  2. Демонстрация упражнений

  3. Словесные (сообщение новых знаний)

  4. Дифференцированный

  5. Анализ


На протяжении урока подчеркивалась связь с жизнью и практикой, проводилась профессионально значимая мотивация деятельности.

В работе с Кирик С. я использую дифференцированный подход в обучении. Этот вид деятельности является стимулирующим фактором в процессе обучения, закладывает фундамент музыкальности, воспитывает творческое начало, творческое мышление и в дальнейшем найдет


применение в профессии, в новых жизненных условиях.

В работе с ученицей учитывались ее индивидуальные особенности и стремление познать новое.

Подведение итога урока – обобщающее повторение и закрепление изученного материала, анализ проделанной работы (проверка и оценка результата).

В конце урока проводится инструктаж, даются рекомендации к выполнению домашнего задания, которое основано на изученном материале. Являясь самостоятельной формой обучения, домашняя работа дополняет урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует, помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полученные на уроке на уровне обобщения.

Методы и формы обучения на уроке соответствовали в целом триединой цели занятия.

Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой деловой атмосферы, в сочетании с требовательностью и уважением к личности ученицы; доброжелательное отношение педагога и ученицы через организацию индивидуальной формы работы и создание дружеской обстановки, что способствовало достижению воспитательных задач.

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Занятие проведено результативно. Цели и задачи, поставленные на уроке, реализованы, в результате успешной работы на уроке сформированы первоначальные умения и навыки игры на гитаре, что, несомненно, скажется на дальнейшем обучении. Ученица заслужила положительную оценку.


Урок результативный.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Начальный этап развития игры на шестиструнной гитаре

Автор: Перескокова Татьяна Викторовна

Дата: 23.01.2018

Номер свидетельства: 452052

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства