Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление учащегося.
Основная часть. Развитие профессиональных навыков игры на гитаре.
2.1.Приведение рук в рабочее состояние перед игрой на гитаре (работа над двигательным аппаратом):
а) раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса;
б) упражнения на мелкую моторику (Пухоль Э. «Школа игры на гитаре»)
в) супинация и пронация рук и пальцев (В. Макаров «Методика обучения игре на начальном этапе»)
г) постановка рук ( Таррега Ф. «Школа игры», Сеговия А. «Школа игры»).
2.2. Разучивание музыкального произведения р.н.п. « Как под горкой под горой», укр.н.п. « Дивка в синях стояла», Х. Гомес «Романс». ( «Искусство игры на шестиструнной гитаре» Кирьянов А.)
2.3. Работа над ансамблем «Клен ты мой опавший» романс ( В. Трошина «Основные направления в работе над ансамблем»)
2.4. Подбор на гитаре и игра по слуху р.н.п. «Во саду ли, в огороде».
Подведение итога учебного занятия.
Информация о домашнем задании.
Ход урока
Начальный этап развития навыков игры на гитаре включает в себя не только приведение аппарата в рабочее состояние, но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте и получение базовых знаний по музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминологией и применения своих знаний на практике, учащийся не сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки инструмента.
До первого прикосновения к инструменту, я занимаюсь с учащимися несколько минут гимнастикой, что позволяет полностью организовать аппарат и подготовить руки к игре на гитаре сочным, красивым звуком.
Стоя:
Поднять не напряженные руки вверх, вдох, опустить с наклоном вниз, выдох (В. Макаров «Методика обучения на начальном этапе»).
Смена уровня рук вверх к плечу, опустить вниз.
Маятник.
Сидя:
Повороты головы.
Открывать и захлопывать одновременно все пальцы.
«Иди ко мне». Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как медленный так и быстрый.
«Прощание» свободно и естественно.
«Щепотка» быстро и легко.
«Соринка с колен» мгновенно и легко, кисть не участвует.
Бросок освобожденной руки на колени ладонью, затем на пальцы.
Упражнения на мелкую моторику:
«Хлебные шарики» 1-2, 1-3, 1-4.
То же, но прижимая, как бы прощупывая пальцы.
«Веер на колене». Растяжение, ладонь лежит полностью на колене.
Упражнения на супинацию и пронацию:
Пальцами рисуем в воздухе закругленные линии. Поочередно, не спеша. ( В. Макаров «Методика игры на начальном этапе»)
Супинация кисти.
Первоначальные упражнения должны быть направлены на освоение культуры игровых навыков.
Упражнения на инструменте.
Упражнение для левой руки – ставить пальцы на лады и опускать, прижимать каждым пальцем свой лад (на одной струне),
Упражнение для правой руки ( Таррега Ф, Школа игры на гитаре)
а) предплечье на корпус гитары, опустить кисть, приблизить к розетке.
б) пальцы параллельны ладам и в расслабленном состоянии поставить i m a на первую струну.
в) согнуть запястье – угол «мостик». «Р» - на шестой струне – впереди – I, образует «крест».
Опускать и поднимать правую руку на струны несколько раз, чтобы обеспечить наиболее естественную постановку правой руки.
Разучивание пьесы р.н.п. «Как под горкой».
Задачи:
В левой руке соединение пальцев 1-3; 3-1 на разных струнах.
Соединение с правой рукой.
Выучивание наизусть в ритме.
Работа над укр н.п. «Дивка в синях стояла».
Задача.
Показ и освоение приема игры «двойное апояндо» по разным струнам, чередование приема «двойное апояндо» с разными струнами (методика А. Сеговии).
Работа над произведением В. Гомес «Романс».
Задача.
Показ и освоение основного приема игры для левой руки – барре. (Методика А. Иванова-Крамского). Упражнения для левой руки – прижимать баре со второго лада по всем струнам. Следить за положением руки и свободой пальцев.
Отработать переходы на барре (туда и обратно) в произведении В. Гомеса «Романс». Следить за звуком в правой руке.
Вопрос:
Что такое ансамбль?
Эта пьеса написана для двух исполнителей, как называется ансамбль двух исполнителей?
Упражнение по методике Ф. Сора «Учитель-ученик».
Исполняем пьесу. При игре дается понятие ауфтакт.
На первых уроках мы с тобой разучивали детскую песню «Во саду ли».
Вспомни, как движется мелодия, с какой ноты начинается пьеса? Подбираем ее на гитаре от ноты «ля» и «до».
Итак. Подведем итог урока.
С чем мы сегодня познакомились? Какие слова – термины выучили? Способы звукоизвлечения? Исполнительские формы: индивидуальная игра, ансамбль ( два вида дуэта: учитель-ученик, одновременное исполнение произведения).