kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музыкальный образ в музыке. Я Сибелиус."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Музыкальный образ в музыке" Я. Сибелиуса. Цели: расширение представления учащихся о жизненном содержании музыки и музыкальных образах через произвеение Я. Сибулиуса. Задачи: развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала,воображения через опыт собественной музыкальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальный образ в музыке. Я Сибелиус." »

Тема: «Музыкальный образ в музыке Я. Сибелиуса». 7 класс.

Цель урока: расширение представления учащихся о жизненном содержании музыки и музыкальных образах через произведение Я. Сибелиуса.

Задачи:

развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.



Средства обучения: Я. Сибелиус «Грустный вальс», песня: «Как здорово», О. Митяев, «Школьный корабль» – приветствие. Презентация урока (Пиложение 3). Буклет (Приложение 6)



Вид урока: углубления в тему, применение ЗУН на практике.



Необходимые знания: свободное владение понятиями: «музыкальный образ», СМВ, жанры музыки, план характеристики музыкальных произведений, алгоритм работы в малых группах, критерии оценки, правила пения и слушания музыки, учебный материал предыдущих уроков.



Овладение умениями и навыками:

Грамотно использовать опорные конспекты, схемы, карточки, индивидуальную методическую папку учащегося;

Выделять суть материала в ответах учащихся и в речи учителя.

Извлекать из музыкального текста и осмысливать всю необходимую, для решения данной задачи, информацию, устанавливать взаимосвязи между ответами групп.

Анализировать свои ответы и ответы одноклассников.

Самостоятельно работать с тетрадью.

Проводить сравнительный анализ между различными видами искусства: живописью, поэзией, музыкой.

Формирование навыков сотрудничества в учебной микрогруппе по алгоритму.

Реализовывать информацию, полученную в учебной деятельности, через выполнение творческого домашнего задания.



Методы и формы организации музыкальной деятельности: метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Д. Абдуллин); метод создания художественного контекста (изобразительное искусство, литература) по Л. В, Горюновой; метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский); метод наглядно - слухового показа; метод «забегания» вперёд и «возвращения» назад (Д. Кабалевский); работа в малых группах; полихудожественная деятельность.



Оборудование: музыкальный центр, ПК + медиапроектор + экран, фортепиано.



План.

Музыкальное приветствие

Эпиграф урока

Разгадывание кроссворда

Знакомство с биографией композитора

Слушание музыки

Работа в группах

Повторное слушание произведения

Исполнение песни

Выполнение теста

Обобщение урока

Домашнее задание



ХОД УРОКА

1. Музыкальное приветствие (Слайд 1)

Учитель:

Я сегодня рада видеть

На уроке Вас, друзья.



Учащиеся:

И мы тоже очень рады

Рады впрочем, как всегда!

Вместе:

Когда очень грустно иль радостно мне

Любимую песню спою я себе.

И станет душа сразу чище

Добрее, счастливее всех!



(на мелодию песни «Школьный корабль»)



2. Эпиграф урока. Слайды 2, 3

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о музыкальных образах. Эпиграфом нашего урока будут слова замечательного композитора Рихарда Вагнера.

«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль» Р. Вагнер



3. Разгадывание кроссворда Слайд 4, Приложение 4

На прошлом уроке мы познакомились с новыми музыкальными произведениями и образами в этих произведениях одного из композиторов. Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд, чтобы закрепить материал прошлого урока. Разгадав кроссворд мы узнаем к музыке какого композитора мы обратимся сегодня на уроке (отвечает группа, которая быстрее вспомнит ответ, зарабатывая по 1 баллу, которые суммируются при подведении к итоговой оценки группе). Можно предложить разгадать кроссворд одному из учащихся самостоятельно.



4. Знакомство с биографией композитора. Слайд 5

Итак, мы видим, что сегодня на уроке нас ждёт знакомство с творчеством Яна Сибелиуса. Мы уже не раз говорили о том, что музыкальный образ мы определяем отталкиваясь от основной мысли или творческой идеи композитора. Сегодня мы постараемся определить: «Музыкальный образ в произведении Я. Сибелиуса».

Слайд 6

Ян Сибелиус (1865 – 1957 г.г.) финский композитор, педагог. С 1891 года преподавал в Хельсинской консерватории. Основоположник финской национальной музыкальной школы. В своём творчестве Я. Сибелиус широко использовал финское и карельское народное творчество. Им созданы: 7 симфоний, 4 легенды – одна из самых известных «Финляндия». Его сочинения принесли ему мировую известность.

На наших уроках мы встречались с разными композиторами, но есть определённая группа в которую входят основоположники классической музыки в своей стране. Давайте вспомним, кто из каких композиторов является основоположником какой своей национальной музыки.

Слайд 7

Вам нужно вспомнить основоположников: польской, норвежской, австрийской, венгерской, русской музыки. Каждая группа отвечает один раз, но, а последняя определит – основоположником какой музыки является Ян Сибелиус? Итак, Ф. Шопен – основоположник польской музыки, Э. Григ – основоположник норвежской музыки, В. А. Моцарт – основоположник австрийской музыки, Ф. Лист – основоположник венгерской музыки, М. И. Глинка является родоначальником русской музыки, а Ян Сибелиус стал родоначальником новой финской музыки.



5. Слушание музыки

Сегодня мы обращаемся к одному из его произведений Яна Сибелиуса.

Для дальнейшей работы представители каждой группы подойдите и возьмите карточку с вопросом, на который вы дадите ответ после прослушивания произведения.



Вопросы для работы по группам:

Музыкальная характеристика данного произведения.

О чём на ваш взгляд хотел рассказать композитор в своём произведении?

Как бы вы назвали данное произведение, почему?

Подберите созвучный стих с данным произведением, объясните свой выбор. (Любой сборник стихов)

Подберите созвучные иллюстрации с данным произведением (одна из которых отобразит характер музыки, а другая содержание), объясните свой выбор (предлагается 4-5 репродукций разных художников). При работе данной группы учитель ненавязчиво контролирует выбор учащихся, помогая прийти к верному решению - для этого иллюстрации должны быть контрастными по отношению к 2-м нужным, тогда всё получится. Приложение 1

Определите музыкальный образ данного произведения.



Во время первого прослушивания каждый работает в своей тетради и записывает мысли относительно вопроса в своей группе.



Вспомним золотое правило слушания музыки: от того насколько вы внимательно слушаете музыку – зависит успех вашей работы.



Слушание музыки. Слайд 8

6. Работа в группах

Вам предлагается для работы 5 минут, после чего мы начнём обсуждение. Напоминаю, что у вас есть методическая папка, которой вы можете воспользоваться. Приложение 2



7. Выступления групп

Итак, мне хотелось бы напомнить, чтобы вы внимательно слушали ответы своих одноклассников, т.к. вы можете услышать подсказку из предыдущего ответа к решению своей задачи.

1 группа: музыка печальная, лирическая, задушевная, одинокая, грустная, мелодичная, танцевальная – звучал вальс. Слайд 9– появляется после выступления группы, как микро-обобщение).

2 группа: в этом произведении такое чувство, словно человек то совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется, даже улыбнулся. Слайд 10 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение).

3 группа: предлагается название придуманное группой, а затем название Яна Сибелиуса – «Грустный вальс» Слайд 11 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение.

4 группа: учащиеся зачитывают выбранное стихотворение, которое на их взгляд созвучно с музыкой. Мне хотелось бы тоже зачитать свой выбор – это стихотворение Н. М. Языкова «Элегия». Слайд 12 – появляется после выступления группы.

5 группа: из двух предложенных репродукций по характеру созвучна картина Айвазовского «Прибой у крымских берегов», потому что в данной картине как и в характере музыки есть тёмные тона, созвучные с грустью, печалью в характере музыки; яркая вспышка вдали, как мимолётное просветление в характере музыки; а морской пейзаж – это ничто иное, как мечтательность, романтичность. Слайд 13 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение.

А вот по внутреннему содержанию больше подходит картина И. Шишкина «На севере диком», также как композитор раскрыл перед нами одинокую душу человека, которая может грустить, печалиться, мечтать, размышлять сама с собой, так и картине Шишкина мы видим одиночество, мечтательность, грусть. И, конечно же, сразу вспоминается замечательное стихотворение Ю. Лермонтова Слайды 14, 15 – появляются после выступления группы, как микро-обобщение.

8. Повторное слушание произведения

А сейчас нам осталось выяснить какой же образ раскрыт в «Грустном вальсе». Послушайте ещё раз фрагмент произведения и 6 группа нам постарается ответить на данный вопрос.



Слушание музыки – видеоклип. Слайд 16

6 группа: в этом произведении очень сильна грусть, поэтому раскрыт ОБРАЗ ГРУСТИ.



Слайд 17

9. Самооценка



Ну что ж, на мой взгляд, мы прекрасно поработали и я предлагаю экспертам оценить (по пятибальной системе) работу группы по следующим критериям: культура общения, степень активности ваших партнеров, степень результативности работы вашей микро группы + заработанные бонусы в течении урока.

Слайд 18

10. Распевание

Исполнение музыкальных упражнений (на усмотрение учителя)

Исполнение песни – «Как здорово», О. Митяев

Каждый раз, когда мы с вами работаем на уроке и достигаем верных результатов, я убеждаюсь в том, что как, что нас так много на уроке, ведь вместе и задачи наши решаются легче, а сказать об этом можно словами из песни: как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Об этом и поётся в песне Олега Митяева, которую мы сейчас с вами исполним.

Слайд 19

Этапы работы с песней: вспомнить мелодию (учитель играет мелодию, учащиеся про себя пропевают её); закрепление чистоты интонирования, характера исполнения; исполнение по цепочке по одной строчке, по группам; концертное исполнение - под фонограмму.



11. Обобщение урока

Слайд 20. (При работе с данным слайдом пользуйтесь гиперссылками)



Итак:

С музыкой какого композитора познакомились?

Как называется произведение Я. Сибелиуса?

Какой образ раскрыл композитор в своём произведении?

С какими произведениями искусства созвучен «Грустный вальс» Я. Сибелиуса?



12. Домашнее задание

Слайд 26

Выучить стихотворение созвучное музыкальной мысли композитора или отобразить музыкальную мысль Я. Сибелиуса в рисунке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Музыкальный образ в музыке. Я Сибелиус."

Автор: Мисбахова Райля Рафаковна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171790

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Советы родителям. Как знакомить детей с музыкой?» "
    ["seo_title"] => string(50) "soviety-roditieliam-kak-znakomit-dietiei-s-muzykoi"
    ["file_id"] => string(6) "162548"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422368939"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства