kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальная живопись сказок и былин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • продолжить изучение темы «Можем ли мы увидеть музыку»;
  • подчеркнуть роль средств музыкальной выразительности в изображении содержания произведения
  • через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • направить учащихся на осмысление музыкального образа в изобразительном искусстве
  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать, видеть музыку и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
  • воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
  • Расширять кругозор учащихся

Тип урока: урок углубления и расширения темы.

Методы:

  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
    • объяснительно-иллюстративный
    • частично-поисковый
    • репродуктивный
  • стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
    • метод эмоциональной драматургии
    • создание нравственных переживаний
    • ситуация занимательности
    • прием сопоставления
    • сравнение, анализ, обобщение
  • по источнику информации и характеру деятельности:
    • словесные
    • наглядные
    • практические
  • по назначению и дидактическим задачам
    • приобретение знаний
    • формирование умений и навыков
    • применение знаний
    • повторение
  • методы педагогики искусства:
    • побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения

Форма обучения: фронтальная.

Структура урока:

  • организационный момент;
  • подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
  • сообщение темы и цели урока;
  • ознакомление с новым материалом;
  • осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
  • подведение итогов урока;
  • постановка задания на дом.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайд-фильм, магнитофон, аудиозаписи

Музыкальный  материал:

  • «Баркарола» (из цикла «Времена года») П.И.Чайковский  -  эмоциональный настрой
  • «Весёлая походная» - исполнение «Былинная музыка» (гусли) – музыкальный фон
  • «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») П.И.Чайковский  - слушание
  • «Баба яга» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский  - слушание
  • «Песня волшебников» - исполнение
  • «Богатырские ворота» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский  - слушание
  • «Сыны полков» - исполнение

Иллюстративный материал:

  • Портреты композиторов
  • В.Васнецов «Три богатыря»
  • П.Корин «Александр Невский»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная живопись сказок и былин»

Урок музыки в 5 классе по теме: Музыкальная живопись сказок и былин»

Цели:

  • продолжить изучение темы «Можем ли мы увидеть музыку»;

  • подчеркнуть роль средств музыкальной выразительности в изображении содержания произведения

  • через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • направить учащихся на осмысление музыкального образа в изобразительном искусстве

  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать, видеть музыку и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

  • воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

  • Расширять кругозор учащихся

Тип урока: урок углубления и расширения темы.

Методы:

  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

    • объяснительно-иллюстративный

    • частично-поисковый

    • репродуктивный

  • стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

    • метод эмоциональной драматургии

    • создание нравственных переживаний

    • ситуация занимательности

    • прием сопоставления

    • сравнение, анализ, обобщение

  • по источнику информации и характеру деятельности:

    • словесные

    • наглядные

    • практические

  • по назначению и дидактическим задачам

    • приобретение знаний

    • формирование умений и навыков

    • применение знаний

    • повторение

  • методы педагогики искусства:

    • побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения

Форма обучения: фронтальная.

Структура урока:

  • организационный момент;

  • подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;

  • сообщение темы и цели урока;

  • ознакомление с новым материалом;

  • осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

  • подведение итогов урока;

  • постановка задания на дом.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайд-фильм, магнитофон, аудиозаписи

Музыкальный материал:

  • «Баркарола» (из цикла «Времена года») П.И.Чайковский - эмоциональный настрой

  • «Весёлая походная» - исполнение «Былинная музыка» (гусли) – музыкальный фон

  • «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») П.И.Чайковский - слушание

  • «Баба яга» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский - слушание

  • «Песня волшебников» - исполнение

  • «Богатырские ворота» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский - слушание

  • «Сыны полков» - исполнение

Иллюстративный материал:

  • Портреты композиторов

  • В.Васнецов «Три богатыря»

  • П.Корин «Александр Невский»

Ход урока

Слайд №1, 2

(На фоне музыки и слайдов №3-9 учитель читает стихи):

Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде, в разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг.

Плывут звуки речкой пенной, тихо дремлет лес и луг.

Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой,

Это музыка торопит и зовёт нас за собой.

Вслед за нею можем сразу в дальний путь пуститься мы,

Побывать в гостях у сказок, у весны, среди зимы.

Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде, в разноцветном, расписном.


У. Неправда ли красивое стихотворение, так и манит нас в неведомую даль, в удивительное путешествие. А вы ребята любите путешествовать?

Если вы постараетесь и правильно ответите на мои вопросы, тогда наше общее желание обязательно исполнится. Будьте внимательны.

Слайд №10

  • Какие виды искусства вы знаете?

  • С какими видами искусства вы встретились в начале урока?

(музыка, поэзия, живопись)

У. Верно. Итак, наше путешествие в мир искусства начинается. А для того, чтобы оно было интересным и увлекательным, а настроение бодрым и жизнерадостным, нам необходимо взять с собой в дорогу что? (песню)

Слайд №11 (исполнение песни «У похода есть начало»)

У. Ну вот мы с вами и прибыли на «Поляну загадок», которая подскажет направление нашего дальнейшего пути. Слайд №12

Здесь мы ненадолго задержимся, чтобы решить кроссворд и узнать ключевое слово:

  • В каком жанре написано произведение А.Н.Римского-Корсакова «Шехерезада»? (сюита)

  • Одноимённое название Еманжелинского муниципального оркестра народных инструментов и героя русской сказки? (Садко)

  • Музыкальный спектакль, в котором артисты поют, под сопровождение симфонического оркестра (опера)

  • Вид оркестра (слушание) (джазовый)

  • Как называется группа музыкантов, состоящая из 4х человек? (квартет)

  • Высокий женский голос? (сопрано)

(открывается слово - сказка)

У. Теперь мы знаем, что наше путешествие – сказочное, а точнее сказочно-музыкальное и поведёт оно нас в страну «музыкальной живописи», где каждый композитор – художник.


Слайд №13

Тема: «Музыкальная живопись сказок и былин».

А теперь мы сядем поудобнее и скажем хором те слова, которыми обычно начинаются все сказки:

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Слайд №14

(звучит музыка, исполняемая на гуслях)

У. Сказка родилась в глубокой древности и до сих пор живёт среди нас, передаваясь из поколения в поколение. Причудливый, волшебный мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке.

Благодаря музыке мы узнаём, что в сказке все звуки особенные, волшебные; необычно шуршат падающие снежинки, по особенному пляшут в воде золотые рыбки, оживают чудесные цветы. Сказка могла стать основой сюжета оперы или балета.

Слайд №15

(звучит «Вальс цветов» Чайковского)

У. Вы, конечно, узнали, в какой спектакль привела нас эта музыка.

(дети называют автора, произведение, название фрагмента,

одновременно открывается слайд №16)

Что вы можете сказать об этой музыке, подберите самые точные определения из карточек (карточки с музыкальными характеристиками выдаются учащимся заранее)

(ответы учащихся по цепочке)

У. На этом прекрасном примере мы убедились, что благодаря музыке, любимые сказки обогащаются музыкальным звучанием. П.И.Чайковский как добрый волшебник – только прикоснулся к сказке, своей волшебной палочкой музыканта и она сразу ожила.

Какие чувства вызывает в вас эта музыка?

(добро, красоту, хочется мечтать)

Наверное, именно в этом и заключается секрет большой долголетней любви к сказке и балету Чайковского, и взрослых и детей.

6 декабря 2014года этому балету исполнилось 122 года. Впечатляет! Какие произведения П.И.Ч. вы ещё знаете?

У. В сказках сверхестественость могут приобретать не только люди, но и животные, птицы, разные персонажи. И когда слушаешь музыку, то невольно хочется взять в руки карандаш и нарисовать свою картинку. Вот и сейчас, слушая следующую музыкальную пьесу, попытайтесь мысленно использовать свои краски для передачи этого волшебного образа.

Слайд №17

(слушание «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргский)

(ответы детей: краски мрачные, серые, тёмные)

У. Какой характер передала музыка?

(дети при ответах могут опираться на карточки с музыкальными характеристиками)

У. Кто композитор? Как называется произведение? Что вы знаете об истории его создания? (после ответов слайд № 18)

У. Композитор сделал домик обитаемым. Баба-Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. Сначала она представляется устрашающей старухой, мчащейся на своей ступе с треском и посвистом, а затем оборачивается сказочной царевной. Но чары быстро рассеиваются, и злая колдунья вновь приобретает своё истинное обличье.

А теперь, чтобы наше дальнейшее путешествие обошлось без её коварных проделок, я предлагаю совершить игровой обряд и зарядимся положительной энергетикой

(исполняется «Песня волшебников», возможны варианты: «Где водятся волшебники», «Песня – спор»)

У. Музыкальный цикл М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» - это уникальное произведение. Каждая пьеса-картинка образ, меткая, наглядная. Содержание пьесы составляют сказочные персонажи: демонстрация слайдов.

Слайды №19-20:

Б.Яга, гном, невылупившиеся птенцы, старый замок, богатырские ворота.

Послушайте, пожалуйста, пьесу «Богатырские ворота» и подумайте, удалось ли композитору их музыкальное изображение? (Слушание музыки), (отв.детей)

Слайд №21

Кто невольно представляется? Кого наз.богатырями? Черты характера? Каких богатырей вы знаете?

У. Теперь сравним ваши представления с картинами русских художников: Васнецова «3 богатыря», Корина «Александр Невский»

Слайд №22

Что объединяет музыку композитора М. с этими картинами?

(чувствуется сила – могучая, но добрая)

У. Образ русских богатырей ещё с древних времён воспевали в своих былинах певцы-сказители. И до сих пор богатырская тема пронизывает всё русское искусство, потому что художники, писатели, музыканты видят в богатырях истоки национального характера, русского патриотизма, видят защиту и надежду русской земли.

Ребята, а как вы думаете, можно ли встретить богатырей в настоящее время? (обсуждение) Какую песню о защитниках своего отечества вы знаете?

(исполнение песни «Сыны полков»)

У. Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Страна сказок осталась далеко позади. Но я искренне надеюсь, что те произведения искусства, с которыми мы с вами встретились на сегодняшнем уроке, надолго сохранятся в вашей памяти. И пусть всегда в вашей жизни идут рядом с вами сказки и помогают вам жить и творить добро. Давайте дружно проговоримте слова, которыми заканчиваются многие сказки:

(сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)


Подведение итогов, рефлексия

Что нового узнали? Что запомнилось, понравилось?


Слайд №23

Домашнее задание

Нарисовать сказочный персонаж к любому понравившемуся произведению, которое вы услышали и увидели на уроке.


А теперь получите сладкий привет из сказок


Слайд №24 (детям раздаются конфеты с изображением сказочных героев)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Музыкальная живопись сказок и былин

Автор: Веряскина Ольга Николаевна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Календарно - тематическое планирование по музыке "
    ["seo_title"] => string(53) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "168879"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423313478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства