продолжить изучение темы «Можем ли мы увидеть музыку»;
подчеркнуть роль средств музыкальной выразительности в изображении содержания произведения
через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
направить учащихся на осмысление музыкального образа в изобразительном искусстве
развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать, видеть музыку и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Расширять кругозор учащихся
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Методы:
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный
частично-поисковый
репродуктивный
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
метод эмоциональной драматургии
создание нравственных переживаний
ситуация занимательности
прием сопоставления
сравнение, анализ, обобщение
по источнику информации и характеру деятельности:
словесные
наглядные
практические
по назначению и дидактическим задачам
приобретение знаний
формирование умений и навыков
применение знаний
повторение
методы педагогики искусства:
побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения
Форма обучения: фронтальная.
Структура урока:
организационный момент;
подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
сообщение темы и цели урока;
ознакомление с новым материалом;
осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
Просмотр содержимого документа
«Музыкальная живопись сказок и былин»
Урок музыки в 5 классе по теме: Музыкальная живопись сказок и былин»
Цели:
продолжить изучение темы «Можем ли мы увидеть музыку»;
подчеркнуть роль средств музыкальной выразительности в изображении содержания произведения
через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
направить учащихся на осмысление музыкального образа в изобразительном искусстве
развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать, видеть музыку и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Расширять кругозор учащихся
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Методы:
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный
частично-поисковый
репродуктивный
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
метод эмоциональной драматургии
создание нравственных переживаний
ситуация занимательности
прием сопоставления
сравнение, анализ, обобщение
по источнику информации и характеру деятельности:
словесные
наглядные
практические
по назначению и дидактическим задачам
приобретение знаний
формирование умений и навыков
применение знаний
повторение
методы педагогики искусства:
побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения
Форма обучения: фронтальная.
Структура урока:
организационный момент;
подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
сообщение темы и цели урока;
ознакомление с новым материалом;
осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
«Баркарола» (из цикла «Времена года») П.И.Чайковский - эмоциональный настрой
«Весёлая походная» - исполнение «Былинная музыка» (гусли) – музыкальный фон
«Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») П.И.Чайковский - слушание
«Баба яга» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский - слушание
«Песня волшебников» - исполнение
«Богатырские ворота» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский - слушание
«Сыны полков» - исполнение
Иллюстративный материал:
Портреты композиторов
В.Васнецов «Три богатыря»
П.Корин «Александр Невский»
Ход урока
Слайд №1, 2
(На фоне музыки и слайдов №3-9 учитель читает стихи):
Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде, в разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг.
Плывут звуки речкой пенной, тихо дремлет лес и луг.
Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой,
Это музыка торопит и зовёт нас за собой.
Вслед за нею можем сразу в дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок, у весны, среди зимы.
Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде, в разноцветном, расписном.
У. Неправда ли красивое стихотворение, так и манит нас в неведомую даль, в удивительное путешествие. А вы ребята любите путешествовать?
Если вы постараетесь и правильно ответите на мои вопросы, тогда наше общее желание обязательно исполнится. Будьте внимательны.
Слайд №10
Какие виды искусства вы знаете?
С какими видами искусства вы встретились в начале урока?
(музыка, поэзия, живопись)
У. Верно. Итак, наше путешествие в мир искусства начинается. А для того, чтобы оно было интересным и увлекательным, а настроение бодрым и жизнерадостным, нам необходимо взять с собой в дорогу что? (песню)
Слайд №11(исполнение песни «У похода есть начало»)
У. Ну вот мы с вами и прибыли на «Поляну загадок», которая подскажет направление нашего дальнейшего пути. Слайд №12
Здесь мы ненадолго задержимся, чтобы решить кроссворд и узнать ключевое слово:
В каком жанре написано произведение А.Н.Римского-Корсакова «Шехерезада»? (сюита)
Одноимённое название Еманжелинского муниципального оркестра народных инструментов и героя русской сказки? (Садко)
Музыкальный спектакль, в котором артисты поют, под сопровождение симфонического оркестра (опера)
Вид оркестра (слушание) (джазовый)
Как называется группа музыкантов, состоящая из 4х человек? (квартет)
Высокий женский голос? (сопрано)
(открывается слово - сказка)
У. Теперь мы знаем, что наше путешествие – сказочное, а точнее сказочно-музыкальное и поведёт оно нас в страну «музыкальной живописи», где каждый композитор – художник.
Слайд №13
Тема: «Музыкальная живопись сказок и былин».
А теперь мы сядем поудобнее и скажем хором те слова, которыми обычно начинаются все сказки:
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Слайд №14
(звучит музыка, исполняемая на гуслях)
У. Сказка родилась в глубокой древности и до сих пор живёт среди нас, передаваясь из поколения в поколение. Причудливый, волшебный мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке.
Благодаря музыке мы узнаём, что в сказке все звуки особенные, волшебные; необычно шуршат падающие снежинки, по особенному пляшут в воде золотые рыбки, оживают чудесные цветы. Сказка могла стать основой сюжета оперы или балета.
Слайд №15
(звучит «Вальс цветов» Чайковского)
У. Вы, конечно, узнали, в какой спектакль привела нас эта музыка.
(дети называют автора, произведение, название фрагмента,
одновременно открывается слайд №16)
Что вы можете сказать об этой музыке, подберите самые точные определения из карточек (карточки с музыкальными характеристиками выдаются учащимся заранее)
(ответы учащихся по цепочке)
У. На этом прекрасном примере мы убедились, что благодаря музыке, любимые сказки обогащаются музыкальным звучанием. П.И.Чайковский как добрый волшебник – только прикоснулся к сказке, своей волшебной палочкой музыканта и она сразу ожила.
Какие чувства вызывает в вас эта музыка?
(добро, красоту, хочется мечтать)
Наверное, именно в этом и заключается секрет большой долголетней любви к сказке и балету Чайковского, и взрослых и детей.
6 декабря 2014года этому балету исполнилось 122 года. Впечатляет! Какие произведения П.И.Ч. вы ещё знаете?
У. В сказках сверхестественость могут приобретать не только люди, но и животные, птицы, разные персонажи. И когда слушаешь музыку, то невольно хочется взять в руки карандаш и нарисовать свою картинку. Вот и сейчас, слушая следующую музыкальную пьесу, попытайтесь мысленно использовать свои краски для передачи этого волшебного образа.
Слайд №17
(слушание «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргский)
(ответы детей: краски мрачные, серые, тёмные)
У. Какой характер передала музыка?
(дети при ответах могут опираться на карточки с музыкальными характеристиками)
У. Кто композитор? Как называется произведение? Что вы знаете об истории его создания? (после ответов слайд № 18)
У. Композитор сделал домик обитаемым. Баба-Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. Сначала она представляется устрашающей старухой, мчащейся на своей ступе с треском и посвистом, а затем оборачивается сказочной царевной. Но чары быстро рассеиваются, и злая колдунья вновь приобретает своё истинное обличье.
А теперь, чтобы наше дальнейшее путешествие обошлось без её коварных проделок, я предлагаю совершить игровой обряд и зарядимся положительной энергетикой
У. Музыкальный цикл М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» - это уникальное произведение. Каждая пьеса-картинка образ, меткая, наглядная. Содержание пьесы составляют сказочные персонажи: демонстрация слайдов.
Слайды №19-20:
Б.Яга, гном, невылупившиеся птенцы, старый замок, богатырские ворота.
Послушайте, пожалуйста, пьесу «Богатырские ворота» и подумайте, удалось ли композитору их музыкальное изображение? (Слушание музыки), (отв.детей)
Слайд №21
Кто невольно представляется? Кого наз.богатырями? Черты характера? Каких богатырей вы знаете?
У. Теперь сравним ваши представления с картинами русских художников: Васнецова «3 богатыря», Корина «Александр Невский»
Слайд №22
Что объединяет музыку композитора М. с этими картинами?
(чувствуется сила – могучая, но добрая)
У. Образ русских богатырей ещё с древних времён воспевали в своих былинах певцы-сказители. И до сих пор богатырская тема пронизывает всё русское искусство, потому что художники, писатели, музыканты видят в богатырях истоки национального характера, русского патриотизма, видят защиту и надежду русской земли.
Ребята, а как вы думаете, можно ли встретить богатырей в настоящее время? (обсуждение) Какую песню о защитниках своего отечества вы знаете?
(исполнение песни «Сыны полков»)
У. Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Страна сказок осталась далеко позади. Но я искренне надеюсь, что те произведения искусства, с которыми мы с вами встретились на сегодняшнем уроке, надолго сохранятся в вашей памяти. И пусть всегда в вашей жизни идут рядом с вами сказки и помогают вам жить и творить добро. Давайте дружно проговоримте слова, которыми заканчиваются многие сказки:
(сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)
Подведение итогов, рефлексия
Что нового узнали? Что запомнилось, понравилось?
Слайд №23
Домашнее задание
Нарисовать сказочный персонаж к любому понравившемуся произведению, которое вы услышали и увидели на уроке.
А теперь получите сладкий привет из сказок
Слайд №24 (детям раздаются конфеты с изображением сказочных героев)