kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока в 3 классе «Образы святых в музыке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 3 классе.

Тема урока «Образы Святых в музыке».

Раздел 3 «О России петь, что стремиться в Храм» - раздел посвящен бережному введению обучающихся в художественные образы духовной музыки.

В разделе 3 урок №4;

Тип урока - комбинированный

Основное содержание по теме: Духовная музыка в творчестве композиторов: народная и профессиональная.

  • –  формирование духовно – нравственных качеств личности, эстетических идеалов, становление гражданской позиции обучающихся посредством  духовной  музыки, как части христианской  культуры.

Задачи: (обучающие, развивающие, воспитывающие, здоровье сберегающие)

  1. Активизировать познавательную деятельность, творческие силы разума обучающихся.
  2. Развивать навыки восприятия духовной музыки, нравственного мышления, слушания внутреннего музыкального  голоса.

3.Учиться сопоставлять образы музыки и картин, выразительные средства музыки и живописи, сравнивать интонации в музыкальных произведениях.

4. Развивать интеллект, ассоциативное мышление.

5. Расширять «словарь эмоций», подбирать слова, которые передают чувства от музыки, картин, стихов, икон.

6. Развивать все вокальные  данных через песенный материал урока. Разучивать  и интонационно-осмысленно исполнять музыкальные произведения.

7. Познакомить учащихся с  вокальными  и инструментальными жанрами  духовной музыки: молитва, тропарь, стихира. Развивать умение определять и сравнивать их между собой.

8. Познакомить с композиторами, работавшими в жанрах духовной музыки.

9. Формировать личность: учить культуре слушания, воспитывать эстетический вкус, расширять музыкальный кругозор.

10. Воспитывать уважение к национальной культуре,

 развивать интерес к родному краю.

11.  Снимать  нервно – психическую перегрузку, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся. Корректировать речевые расстройства.

Характеристика основных видов деятельности на уровне учебных действий: учащиеся смогут освоить церковные вокальные жанры: тропарь, молитва, стихира (гимн – величание). Интонационно осмысленно исполнять сочинения этих жанров и стилей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 3 классе «Образы святых в музыке»»



Урок музыки в 3 классе.

Тема урока «Образы Святых в музыке».



Раздел 3 «О России петь, что стремиться в Храм» - раздел посвящен бережному введению обучающихся в художественные образы духовной музыки.

В разделе 3 урок №4;

Тип урока - комбинированный



Основное содержание по теме: Духовная музыка в творчестве композиторов: народная и профессиональная.



Цель – формирование духовно – нравственных качеств личности, эстетических идеалов, становление гражданской позиции обучающихся посредством духовной музыки, как части христианской культуры.



Задачи: (обучающие, развивающие, воспитывающие, здоровье сберегающие)

  1. Активизировать познавательную деятельность, творческие силы разума обучающихся.

  2. Развивать навыки восприятия духовной музыки, нравственного мышления, слушания внутреннего музыкального голоса.

3.Учиться сопоставлять образы музыки и картин, выразительные средства музыки и живописи, сравнивать интонации в музыкальных произведениях.

4. Развивать интеллект, ассоциативное мышление.

5. Расширять «словарь эмоций», подбирать слова, которые передают чувства от музыки, картин, стихов, икон.

6. Развивать все вокальные данных через песенный материал урока. Разучивать и интонационно-осмысленно исполнять музыкальные произведения.

7. Познакомить учащихся с вокальными и инструментальными жанрами духовной музыки: молитва, тропарь, стихира. Развивать умение определять и сравнивать их между собой.

8. Познакомить с композиторами, работавшими в жанрах духовной музыки.

9. Формировать личность: учить культуре слушания, воспитывать эстетический вкус, расширять музыкальный кругозор.

10 . Воспитывать уважение к национальной культуре,

развивать интерес к родному краю.

11. Снимать нервно – психическую перегрузку, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся. Корректировать речевые расстройства.

Характеристика основных видов деятельности на уровне учебных действий: учащиеся смогут освоить церковные вокальные жанры: тропарь, молитва, стихира (гимн – величание). Интонационно осмысленно исполнять сочинения этих жанров и стилей.



Ход урока

  1. Музыкальное приветствие – распевание;

  2. ОБЬЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока. Учащиеся сами ее формулируют.

Ход урока

Ребята, сегодня я предлагаю вам не совсем обычное задание - самим сформулировать тему нашего урока. Но, что бы это сделать, надо догадаться, о чем я собираюсь вам сегодня рассказать. Ваши правильные ответы на свои вопросы я буду записывать на доске. Проанализировав их, вы выскажите мне свои догадки. И мы определим, кто окажется ближе всех к истине.

- Сейчас вы услышите музыкальное произведение. Внимательно прослушайте его и ответьте на вопрос, находясь в каком месте можно услышать музыку подобную той, что сейчас прозвучит.

Звучит фортепианная пьеса «Утренняя молитва» в исполнении учителя.

(Храм). Слайд 1.- изображение храма православного. На доске записывается слово Храм.



Попробуйте вспомнить, кто сочинил эту музыку. («Утренняя молитва» П.И.Чайковского. Так начинался день каждого ребенка.)

Слайд 2.

В 11 лет П.И. Чайковский написал стихи:

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра,

Она, как свет, нам душу освещает.

Молитва – это обращение или разговор с Богом

- Опишите эту музыку словами 11 летнего Пети Чайковского, образуя прилагательные (Музыка молитвы какая?): светлая, прозрачная.



Музыка молитвы наставляет ребенка на благие дела, на любовь.



Давайте попробуем вместе разучить и исполнить ее так, как задумал композитор. (Разучивание хором – распевание молитвы.)



- Поднимите руку те, кто из вас был в храме. –

Слайд 3 вид храма изнутри

Ребята, а что можно увидеть на стенах храма. (Образы Святых. Иконы) Записывается словосочетание – Образы Святых.

- Многие изображения представляют собой произведения искусства.

- А какое еще из искусств, помимо живописи, способно создавать образы людей, рисовать их портреты, раскрывать их характеры присущими для этого искусства способами (Музыка). Записывается слово - музыка.

А теперь прочитаем то, что записано на доске: Храм, Образы Святых, музыка. Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. ( О музыке, звучащей в храме, о музыке, рассказывающей нам о святых и их жизни.) Попробуйте составить из этих слов предложения, которые могли бы стать темой нашего урока. ( Образы Святых в музыке, или музыка, звучащая в Храме)

4 Слайд. И так, тема нашего урока сегодня, «Образы Святых в музыке»

  1. Сообщение целей и задач.

(Учащиеся осознают, формулируют и сообщают учителю сами, чему они должны научиться)

- Вам, ребята, хорошо известно, что любой урок открывает вам новые знания, иначе, зачем же тогда ходить в школу.

- А для чего человек ходит в церковь ? Чему можно научиться у святых? (Тому, как надо относиться к людям, к самому себе. Как понимать самого себя. Как жить среди людей. Знания эти необходимы нашей душе, что бы она могла совершенствоваться, развиваться, что бы мы могли быть счастливыми.)



Служба в Храме всегда сопровождается музыкой. Как вы думаете почему? (Музыка усиливает смысл молитвы, успокаивает душу человека, настраивает его на чистоту мыслей. Музыка, звучащая в Храме, как родниковая вода. Она смывает с человека «негатив», дурные мысли. Музыка очищает душу человека.



Сейчас мы с вами не на долго отправимся в Православный Храм.

Подумайте, что вы можете сами рассказать о музыке, которая сейчас прозвучит, прослушав ее, а что вы хотели бы узнать об этой музыке? Чему бы вы хотели сегодня научиться?

(Смотрим видео тропарь Богородице) -2.30



(Эта музыка относится к вокальному жанру. Исполняет ее смешанный хор. Музыка звучит без музыкального сопровождения. Музыка, которая исполняется без музыкального сопровождения называется а капельной.)

- Как называется музыка, звучащая в храме (духовная).

Такая музыка открывает в человеке особый канал, связывающий душу человека с богом и его окружением – Святыми.



Слайд 5. Сочинил эту музыку русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Называется она Тропарь «Богородица Дево, радуйся». Это фрагмент из Всенощного бдения – церковной службы, которая проводится в канун великих праздников. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром духовной музыки, который называется Тропарь.

6 слайд Тропарь - В православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. Тропарь поют в церкви прихожане вместе с хором.

- Кто такая Богородица? (мать бога нашего Иисуса Христа). Всех людей, которые веруют в Иисуса Христа называют Христианами. Символом веры являются нательные крестики, которые носят люди у себя на шее. Богородица – это заступница нашей русской Земли от захватчиков врагов, которые не раз нападали на нашу Русь. Богородица любит всех людей как мать и всегда откликается на их молитвы.

- Какими чувствами наполняет сердца людей эта музыка.

(Она выражает глубокое чувства любви, благодарности, смирения. Она звучит во славу Богородицы. Она открывает наши сердца, наполняет их тихой радостью, очищает наши души и мысли, учит нас любить и уважать друг друга. Воспитывает в каждом из нас чуткое и бережное отношение к своей матери).



Слайд 7. Иконы святых земли русской Ольга, Владимир, Александр Невский, Сергий Радонежский;



- Ребята, посмотрите на экран. Чьи это изображения? (Святых) Кого из изображенных здесь святых вы можете узнать.

(Александр Невский. Вспомните фамилию композитора, который прославил Александра Невского в своей музыке.- Прокофьев. Как называлось произведение – кантата. Объясните значение. Кантата это жанр как светской, так и духовной музыки. Когда святые были простыми людьми, то музыка, рассказывающая об их жизни в миру относится к жанру светской, а после того, когда они были признаны святыми - музыка, обращенная к ним относится к жанру духовной.

(Вспомнить про Сергия Радонежского)



Вы видите, что среди святых есть женщина. (Кто это)

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Русская православная церковь называет равноапостольными тех святых, кто, живя на земле, совершал дела равные по своему значению делам учеников Иисуса Христа - апостолам, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они несли православную веру на Русь.



Давайте познакомимся с ней поближе. (Просмотр видеофильма об Ольге)

Русская православная церковь восславила Ольгу в церковном песнопении, которое называется Стихира

8 слайд. Стихира – торжественная величальная песня – гимн в честь русских святых.



(Слушаем Стихиру в честь равноапостольной княгини Ольги) –

Это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый. Величать – значит восхволять, славить, чествовать. В Величании нет спешки, поэтому слова произносят спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями. В православной церкви величают Стихирой.



Внуком Ольги был – Святой равноапостольный князь Владимир

Откройте свои учебники. (В учебнике вы видите фрагменты росписи В. Васнецова, Владимирского кафедрального собора в Киеве)

(Читаем текст)

Давайте вместе прослушаем Тропарь в его честь.

(Слушаем тропарь Владимиру )

О чем рассказывает эта музыка. Спокойно, размеренно величаво звучит напев – рассказ о делах князя Владимира. В нем нет спешки, поэтому слова произносят спокойно, нараспев, с достоинством. Эта музыка является народным песнопением. Мелодия безыскусна, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Стихи к этому песнопению написал А. Толстой.

(Пение по возможности)



Сегодня на уроке мы слушали музыку, которая специально создавалась для исполнения в храме нашими русскими композиторами.

А сейчас мы познакомимся с произведением светским, которое композитор создал, вдохновившись после чтение старинной английской баллады о девушке, очень любившей своего отца. (Краткий пересказ). И случилось невероятное - светская музыка, написанная в 19 веке вошла в храм и звучит на богослужениях и в наши дни.

Слайд 9 - Шуберт. Многие ошибочно считают, что немецкий композитор Франц Шуберт, создавший это прекрасное произведение, черпал свое вдохновение из библейских сюжетов, хотя пересказ этой баллады сделал Вальтер Скотт, шотландский писатель.



Давайте насладимся этой прекрасной музыкой и подумаем, почему церковь разрешила включить эту музыку в свои богослужения, ведь это пример редкого исключения от принятых норм. ( Эта музыка наполнена высочайшей чистотой и духовностью).

Звучит произведение Шуберта

Исполнил это произведение необычайно одаренный мальчик Робертино Лоретти. (Дискант)



Сегодня мы погрузились в мир духовной музыки. Главное, что бы эта музыка затронула ваши души, коснулась ваших сердец. Хотелось бы через духовную музыку пробудить любовь к нашей исконно русской культуре, важной частью которой она является.



А закончить наш урок я предлагаю произведением П.И.Чайковского, заключительной пьесой из «Детского альбома» «В церкви» Это церковная молитва «Помилуй мя, Боже по великой милости твоей»,



Слайд 10. Икона Иисуса Христа несущая людям успокоение. Композитор говорит, обращаясь к каждому из нас:

Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Исполнение на чашечках, заменяющих колокола.

А сейчас давайте подведем итог урока и дадим оценку своей работы.

Многие лета!

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока в 3 классе «Образы святых в музыке»

Автор: Ковальчук Елена Вячеславовна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка урока: Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»"
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaviechnaiatiemaiskusstvamirazastupnitsamatiervsiepietaia"
    ["file_id"] => string(6) "278364"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057423"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по музыке Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка» "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-muzykie-opiera-ivan-susanin-stsiena-v-liesu-4-ie-dieistviie-m-glinka"
    ["file_id"] => string(6) "188582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426696206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства