Идеи данных песен: забота о ребёнке, «Господь дал, Господь взял»; распределение семейных обязанностей; одаривание близких людей.
Прослушивание колыбельных песен разного содержания.
Отрицательные персонажи: мышка, ящерка, Серенький Волчек, собачка, бабайки Положительные: Ангелы, Богородица, Господь Бог, котик, гули и т. д…
значение материнского фольклора.
У каждого народа, у людей любой национальности и вероисповедания существует своя система различных форм воспитания детей. Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной материнской традицией, которую называют - материнским фольклором.
Что такое – фольклор? Это народная мудрость. На нашем уроке мы посмотрим, в чём заключается мудрость воспитания детей у наших русских матерей? Чтобы нам легче было понять эту материнскую мудрость, мы постараемся представить себе, что мы молодые матери, у которых только что родился ребёночек. На прошлом уроке мы с вами сделали куколк. Все знают, что, когда дети хотят стать родителями, они играют в куклы. Вот мы с вами сейчас тоже будем играть в куклы.
Но, прежде, чем приступить к игре, нам надо понять, что надо полюбить свою куклу, т.е. своего ребёночка. Я хочу вам спеть песню Сергея Никитина «Я леплю из пластилина». Эта песня послужит вам хорошим советом в вашей предстоящей игре.
Изучение народной культуры построено на преемственности. Старшие делали, младшие смотрели и потом делали то же самое. Представьте себе, что я младше вас и сейчас буду делать куколку как у вас, а вы мне поможете.
На краю стола у меня лежат 3 лоскута материи: 2 больших и 1 маленький. Эти лоскутки нам нужно скрутить в трубочки. Кто мне поможет? Теперь концы маленьких трубочек свяжем ниточками, чтобы они не раскручивались. Это у нас получились руки, их положим на стол. А большие трубочки согнём пополам и завяжем шею. Теперь вставим руки, раздвинем ножки и завяжем талию. Концы ног тоже перевяжем ниточками.
Представим, что это у меня тоже родился ребёнок. Сейчас мы её завернём в пелёночку. Ребёночка нужно положить на руку и прижать к груди, чтобы он слышал стук материнского сердца. Этот стук ребёночек слышал, когда был в утробе матери, слышал материнский голос. И сейчас, услышав его вновь, он успокаивается и спокойно засыпает. Давайте споём ребёночку колыбельные песенки, которые мы знаем.
Скажите, для чего предназначена колыбельная песня?
Успокоить ребёнка и настроить его на сон. Впоследствии она служит сигналом ко сну. Слушая мамину колыбельную, наполненную теплотой и нежностью, ребёнок чувствует себя защищённым, и мирно засыпает.
Споём колыбельную песню, которую учили на пошлом уроке.
Наши дитятки уснули. Давайте их положим на стол. Сами пока разучим пальчиковые игры.
«Ай, та-та, та-та, та-та»,
«Вьюги».
Сейчас познакомимся с колыбельной песней, которую поёт братик сестрёнке.
(держит ребёночка за ножки топает подошвами по столу) Маленькие ножки бежали по дорожке, Топ-топ- топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ. (попеременно колени прижимает к животу.) Большие ноги шли по дороге. Топ-топ-топ-топ, топ-топ- топ-топ.
(Умывает ребёночка) Божья водичка умой детке личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки горели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
А детишки-то наши кушать захотели. Сейчас мы приготовим еду и вас покормим.
(Садят ребёночка на колени, берут его ручки в свои руки, и показывают движения по тексту, сначала пальчиками, затем ручками)
Ай, та-та, та-та, та-та, пожалуйте решета. Мучки посеять, пирожков затеять. А для нашей лапушки, затеем оладушки. Испечём блинка, покормим сынка.
Шла коза по мостику, И виляла хвостиком, Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Плюх!
(Малыша ставим себе на колени, держим за подмышки и поём, а он приплясывает)
Ти-ни, ти-ни, ни-на-на, ти-ни, ти-ни, ти-на-та. Ти-ни, ти-ни, ти-на-та, ти-ни, ти-ри, ри-на-та. Уж, ты, попляши, у тя ножки хороши. Хороши, калёные, из Москвы везенные. Из Москвы везённые, да девкам подаренные, Ребятам посулённые
(мама лежит на спине, поднимает ребёночка горизонтально вверх и покачивает вправо и влево)
Летели кокушки через три избушки. Как они летели, все люди глядели. Как они садились, все люди дивились.
Вот и ночка в окошко стучится, И нам спать пора. Ты глазоньки свои закрывай, а я тебе песенку спою.
Господь тебя дал, Христос надавал. Пресвятая Богородица в окошко подала. - «Вы, на те ко, вы, водитеся, не ленитеся. Если будете ленится, назад отведу, в сыру землю положу. Бог, да Богородице детке дай здоровьице. Баюшки, баю спать укладываю.
(Когда дома никого нет, старший братик усыпляет сестрёнку и поёт)
Баю, баю, спи сестричка, Спи сестричка невеличка. Я и сам, покуда, мал, я качать тебя устал. Уходить мне надо скоро. Надо глечик снять с забора. И утяткам дать водички, Баю, баю спи сестричка.
Даже кошка спать ложится, Почему тебе не спится. Я и сам покуда мал, Я качать тебя устал.
А-а-а, а-а-а! Ну спи сыночек мой. Сегодня трудный день был. В семье - то много хлопот да забот; у каждого дело своё. Вот и ты, сыночек, вырастешь, как на ножках ходить научишься, Так и ты помощником станешь.
Зыбаю, по зыбаю, отец ушёл за рыбою, Мать ушла пеленки мыть, бабушка коров доить. Бабушка коров доить, дедушка дрова рубить. Дедушка дрова рубить, братец овса носить. Братец овса носить, сестрица печку топить. Сестрица печку топить, будет кашку варить. Будет кашку варить, нашу деточку кормить.
А как все работы переделаем, так и на ярмарку поедем, за подарками.
Байки побайки, матери китайки. А отцу то сапоги, крёстной алы башмачки. Ой няничкам всем по пряничкам. Ну а бабушке родной кокошник золотой.
Мы всем подарки купим и сыночка не забудем.
Баеньки, баеники, Купим сыныку валенки. Купим сыныку валеныки, Бегать по завалинке. Наденем на ноженики Бегать по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить.
Через колыбельную песню ребёнок осваивает речь и интонацию общения. Текст колыбельных знакомит ребёнка с окружающим миром, с нормами поведения в семье и обществе, с различными жизненными ситуациями. Через колыбельную он начинает осознавать, что такое добро и зло, учится оплакивать несчастье близких и радоваться вместе с ними их счастью.
Сейчас мы прослушаем несколько колыбельных песен и определим их идею, определим положительных и отрицательных героев.
«Баю, баю, баюшок, запрём двери на крючёк», (Дом ночью надо закрывать) «Котя, котенька, коток», (есть запретные зоны, куда маленьким котяткам нельзя) «Баю, баюшки, баю, да не ложися на краю», (Должно быть чувство «края» н на протяжении всей жизни, где человек в детстве и будучи взрослым будет чувствовать себя в безопасности, соизмеряя свои возможности)
«Сон, сон, да покой», (положительные персонажи)
«Спи се со Богом». (защитники)
«Баю, юаю, баюшок не ходи ка на лужок» (запретные зоны, куда маленьким ребяткам нельзя)
Если оба родителя любят своего ребёнка, общаются с ним, то ребёнок находится в блаженном состоянии счастья: его любят, ему хорошо, у него всё есть.
Постоянное присутствие матери, её нежная забота и внимание, телесное и словесное общение с ней очень важны для всей будущей жизни ребёнка. Это помогает ребёнку сформировать «базовое доверие к жизни» - интуитивную уверенность в том, что жить хорошо. Это основа жизненного оптимизма взрослого человека, его желания жить вопреки всем невзгодам. Ребёнок и мама общаются глаза в глаза. Во время пестования малыш видит её губы, он запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме – гулит, подражает её мимике и пытается подпевать. В это время закладывается основа хорошей будущей речи, а самое главное – рождается взаимопонимание мамы и ребёнка. Японские учёные изучали влияние на ребёнка колыбельных песен всего мира. Прослушивание русской колыбельной песни «Спи се со Богом» у японских детей нормализовало ритм их энцефалограммы. Они доказали, что первые 7 месяцев являются определяющими для развития артикуляции, грамотности, знания русского языка. Именно пестование в этот период просто необходимо. На развитие каждой новой функции мозга отводится строго определённый отрезок жизни. Если родители первые 7 месяцев не пели ему колыбельные песни и не пестовали его, то он заметно отстаёт в развитии от своих сверстников.
Готовясь к рождению ребёнка, вспоминая и изучая народные колыбельные песни, потешки, пестушки, девочки и мальчики, будущие мамы и папы заранее, задолго до рождения на свет своего малыша, радуются предстоящей встрече с ним, готовятся стать самым важным человеком в его жизни, другом и наставником.
2. «Русские народные песни и сказки с напевами» Г.М.Науменко (М.; 2001г.).
3. «Заин7ька во садочке» Л.В.Суровяк(Новосибирск 2002г)
4. Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребёнка. Под редакцией В. С. Коваленко.10 занятий для профессионалых родителей (СП Вертикаль2006) .