kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительный материал к уроку по изучения народной культуры. «Материнские народные традиции. Колыбель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит дополнительный материал к уроку по изучению материнской народной культуры «Материнские народные традиции. Колыбель»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал к уроку по изучения народной культуры. «Материнские народные традиции. Колыбель»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Ильинская детская школа искусств»













Дополнительный материал для изучения народной культуры.

«Материнские народные традиции»

Для учащихся 3 класса детских школ искусств на уроках слушания музыки.











Преподавателя теоретических дисциплин

Ильинской детской школы искусств

Винокуровой Татьяны Михайловны.















п. Ильинский

2021г.

Материнская народная мудрость – основа становления человека.

У каждого народа есть своя национальная народная культура. При помощи народной культуры воспитывались определённые ценности, заложенные человеку от рождения самим Богом. К ним относятся: любовь, верность, целомудрие, долготерпение, взаимоуважение и самое главное самопожертвование ради близких людей.

Именно эти качества и есть составляющая народной мудрости. Русская традиционная культура строится на Христианских основах, на народной мудрости, помогающей людям обустроить свою жизнь. Все трудовые действия, праздники и будни объединились в единую традиционную, обрядовую систему. Цель этой системы – укрепление семьи. Главная задача семьи – воспитание детей. Венцом народной традиции воспитания детей является свадебный обряд - благословение родителей, и венчание – завет с Богом и Божье благословение.

Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребёнку основные жизненные ориентиры как можно раньше, до того, как он начнёт осваивать этот мир сам практически. Для этого существует целый ряд семейных народных традиционных обрядов, которые сопровождались соответствующими песнями.

Всё начинается с Великого таинства зачатия, которое является вершиной физического, душевного и духовного единения мужчины и женщины. В народе говорили: «Детки – радость, ангелочки – ангельская душа, Божья благодать». Детей просили у Бога. Перед сном говорили: «Ложись вдвоём, вставай втроём»

Вынашивание ребёнка во бремени – в материнском лоно, это время, когда определяются не только физические особенности ребёнка, но и черты душевного и духовного строя будущего человека. Беременные каждое воскресенье ходили ко причастию, а последние 2 месяца каждый день. Наукой доказано, что церковная музыка очень благотворно влияет на здоровье беременной женщины и будущего ребёнка. В это время уже проявляли нежность к ребёночку и пели ему колыбельные песни. Гладили животик, приучали ребёночка к материнскому присутствию, и не только к материнскому, но и отец тоже мог гладить животик маме и петь колыбельную. Это святое время. Беременную оберегали, исполняли все её прихоти.

Колыбель – Младенчество, когда складываются черты характера личности человека, которые затем проявляются в течении всей жизни человека. Колыбельные песни не только успокаивают и настраивают ребёнка на сон, но и помогают осваивать речь, интонацию общения. Здесь ребёнок знакомится с окружающим миром, с нормами поведения в семье и обществе, с распределением домашних обязанностей, осознаёт добро и зло, учится оплакивать несчастье близких и радоваться их счастью. Потешки, считалки, заклички – развивают речь, голос дыхательные органы, знакомят ребёнка с явлениями природы, учат двигаться и активно воспринимать окружающий мир.

Тексты колыбельных песен рисуют в подсознании и сознании малыша полную картину мира, которую ребёнок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь. Колыбельные песни, пестушки. потешки, часто сопровождающиеся телесными играми. Тексты колыбельных песен, на первый взгляд, могут показаться устарелыми и примитивными. Даже, не вполне понятные нашим современным мамам, «страшные» колыбельные песни, например « … не ложися на краю, придет серенький волчёк и ухватит за бочёк…», - имеют глубокий изначальный смысл. Пока ребёнок маленький, сначала колыбель затем комната, родной дом, двор - это места, где он находится в безопасности, под опёкой, любящих его, взрослых. Огромный внешний мир таит в себе не только множество открытий, но и неведомые опасности, и отправляться туда малышу одному до поры до времени нельзя: «Ты не бегай во лесок. Тебя мышка съест или ящерка..» Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений. Так в этих колыбельных дом – защита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край». Со временем границы мира раздвигаются, но чувство «края» хранит человека, позволяет здраво оценить свои возможности в различных жизненных ситуациях. Постоянное присутствие матери, её нежная забота и внимание, телесное и словесное общение с ней очень важны для всей будущей жизни ребёнка. Это помогает ребёнку сформировать « доверие к жизни» - интуитивную уверенность в том, что жить хорошо. Это основа жизненного оптимизма взрослого человека, его желания жить вопреки всем невзгодам. Ребёнок и мама общаются глаза в глаза. Во время пестования малыш видит её губы, он запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме – гулит, подражает её мимике и пытается подпевать. В это время закладывается основа хорошей будущей речи, а самое главное – рождается взаимопонимание мамы и ребёнка. Первые 7 месяцев являются определяющими в развитии ребёнка. Именно пестование в этот период просто необходимо, для развития артикуляции, грамотности, знания русского языка. До 3-х летнего возраста ребёнка возникает 70 – 80 % всех соединений нервных клеток. В 6 месяцев он достигает 50 % взрослого потенциала мозга, а к 3 годам – 80 %. На развитие каждой новой функции мозга отводится строго определённый отрезок жизни. Если родители не предоставили ему возможность освоения данного навыка, то связи нервных клеток, отвечающих за этот навык не образуются; нейроны меняют свою форму, объединяется число межклеточных синоптических контактов. Японские учёные изучали влияние колыбельных песен всего мира на ребёнка. Прослушивание русской колыбельной песни «Спи се со Богом» у японских детей нормализовало ритм их энцефалограммы. Истинные образцы народной музыки, слова, танца, оказывают гармонизирующее влияние на центральную нервную систему за счёт максимальной приближённости к ритмам «золотого сечения». К этому ритму относятся: биение сердца, физиологические звуки внутренних органов матери, которые успокаивают плачущего ребёнка. Только 1% новорожденных рождаются без повреждения нервной системы. 30 лет учёные невропатологи изучали традиционный опыт народов мира. Оказалось: ежедневный материнский массаж, упражнения на координацию, полный телесно – психологический контакт с матерью до 2-х лет развивают психомоторику ребёнка. Готовясь к рождению ребёнка, изучая народные колыбельные песни, потешки, пестушки, девочки и мальчики заранее, задолго до рождения на свет малыша, радуются предстоящей встрече с ним, готовятся стать самым важным в его жизни другом и наставником, перенимая проверенный временем опыт многих поколений людей. Очень полезно девочкам играть в «дочки матери». И так же полезно собираться сразу нескольким беременным женщинам, вместе испытывать радость предстоящего материнства, положительная энергия этой общей радости передаётся ещё не рождённым детям и положительно влияет на их психику, и на психику их матерей.

Материнские народные традиции.

(мама, разворачивая ребёночка, приговаривает) Вот и ночка прошла, темноту увела, Замолчал сверчок, запел петушок.

(гладит ребёночка по ручкам, ножкам, по головке) Потягунюшки, потягунюшки, Ручки работунюшки, Ножки топотунюшки, Умок-разумок.

(берёт за ручки, растягтвает в стороны, складывает на груди)

Тяни холсты, потягивай, в коробушку покладывай, На рубашечку на столешничек.

Лунь плывёт, лунь плывёт, Сова летит, сова летит, сова летит.

(держит ребёночка за ножки топает подошвами по столу) Маленькие ножки бежали по дорожке, Топ-топ- топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ. (попеременно колени прижимает к животу.) Большие ноги шли по дороге. Топ-топ-топ-топ, топ-топ- топ-топ.

(Умывает ребёночка) Божья водичка умой детке личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки горели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

А детишки-то наши кушать захотели. Сейчас мы приготовим еду и вас покормим.

(Садят ребёночка на колени, берут его ручки в свои руки, и показывают движения по тексту, сначала пальчиками, затем ручками)

Ай, та-та, та-та, та-та, пожалуйте решета. Мучки посеять, пирожков затеять. А для нашей лапушки, затеем оладушки. Испечём блинка, покормим сынка.

Вот и покормили, а теперь можно и поиграть.

Вьюги, вьюги, вьюги, вью. Колотушки колочу. Приколачиваю, заколачиваю.

Шла коза по мостику, И виляла хвостиком, Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Плюх!

(Малыша ставим себе на колени, держим за подмышки и поём, а он приплясывает)

Ти-ни, ти-ни, ни-на-на, ти-ни, ти-ни, ти-на-та. Ти-ни, ти-ни, ти-на-та, ти-ни, ти-ри, ри-на-та. Уж, ты, попляши, у тя ножки хороши. Хороши, калёные, из Москвы везенные. Из Москвы везённые, да девкам подаренные, Ребятам посулённые

(мама лежит на спине, поднимает ребёночка горизонтально вверх и покачивает вправо и влево)

Летели кокушки через три избушки. Как они летели, все люди глядели. Как они садились, все люди дивились.

Вот и ночка в окошко стучится, И нам спать пора. Ты глазоньки свои закрывай, а я тебе песенку спою.

Господь тебя дал, Христос надавал. Пресвятая Богородица в окошко подала. - «Вы, на те ко, вы, водитеся, не ленитеся. Если будете ленится, назад отведу, в сыру землю положу. Бог, да Богородице детке дай здоровьице. Баюшки, баю спать укладываю.

(Когда дома никого нет, старший братик усыпляет сестрёнку и поёт)

Баю, баю, спи сестричка, Спи сестричка невеличка. Я и сам, покуда, мал, я качать тебя устал. Уходить мне надо скоро. Надо глечик снять с забора. И утяткам дать водички, Баю, баю спи сестричка.

Даже кошка спать ложится, Почему тебе не спится. Я и сам покуда мал, Я качать тебя устал.

А-а-а, а-а-а! Ну спи сыночек мой. Сегодня трудный день был. В семье - то много хлопот да забот; у каждого дело своё. Вот и ты, сыночек, вырастешь, как на ножках ходить научишься, Так и ты помощником станешь.

Зыбаю, по зыбаю, отец ушёл за рыбою, Мать ушла пеленки мыть, бабушка коров доить. Бабушка коров доить, дедушка дрова рубить. Дедушка дрова рубить, братец овса носить. Братец овса носить, сестрица печку топить. Сестрица печку топить, будет кашку варить. Будет кашку варить, нашу деточку кормить.

А как все работы переделаем, так и на ярмарку поедем, за подарками.

Байки побайки, матери китайки. А отцу то сапоги, крёстной алы башмачки. Ой няничкам всем по пряничкам. Ну а бабушке родной кокошник золотой.

Мы всем подарки купим и сыночка не забудем.

Баеньки, баеники, Купим сыныку валенки. Купим сыныку валеныки, Бегать по завалинке. Наденем на ноженики Бегать по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить.

Когда ребёночек подрастает, то сам просит: «Бабушка побайкай меня». Бабушка укладывает ребёночка и приговаривает.

Спи дитятко, не беспокойся, никого во сне не бойся. Кругом ангелы стоят, тебя хранят. Бог тебя любит, а мама приголубит.

А спи - се со Богом, спи со Христом. Спи со Христом, спи со ангелом. Бай, бай, баю, бай Успения мать, уложи младенца спать На тесову на кровать. Бай, бай, баю, бай. Как я Байкала качала, ко успению завичала. Бай, бай, баю, бай Богородица Мария, уложи дитя скорее На всю тёмную ночь, на весь белый день. Бай, бай, баю, бай



- Бабушка, помоли меня. -Дитя ложу спать на Божию кровать. Божья Мать в головах, Иисус Христос во ногах. Ангелы по бокам берегите его тело, Тело святое, душу крещёную С вечера и до свету, отныне и довеку. Господи, забереги, Господи, пошли здоровья.

Сон, сон, да покой, Богородица с тобой. Богородица с Васей водится. Ангелы, Архангелы в головушках стоят. Маленькой деточке спать велят.





Список литературы.



1. «Этнография детства» Г.М. Науменко, (Изд. Беловодье, 1998г.)

2. «Русские народные песни и сказки с напевами» Г.М.Науменко (М.; 2001г.).

3. «Заин7ька во садочке» Л.В.Суровяк(Новосибирск 2002г)

4. Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребёнка. Под редакцией В. С. Коваленко.10 занятий для профессионалах родителей (СП Вертикаль2006) .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Винокурова Татьяна Михайловна

Дата: 19.03.2021

Номер свидетельства: 575987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства