). Посмотрите на картинки? Что изображено на картинке? Давайте послушаем музыку танца в исполнении народного оркестра. А вы, отгадайте, как называется этот танец? («Лезгинка»-грузинский танец).Как вы думаете какой страны эта музыка? Кто исполняет ? Как вы думаете, в каком темпе её нужно исполнять? (дети отвечают) Давайте послушаем музыку другого танца. А вы, попробуйте, отгадать к какому народу относится эта музыка? (Татарская музыка). Очень хорошо. Молодцы! Ребята, о чём мы с вами, больше всего говорили? Ребята, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Дети называют тему урока: Лезгинка – сердце Грузии; татарские зажигательные такмаки». Очень хорошо. Молодцы! Скажите, какие грузинские и татарские музыкальные инструменты, вы знаете?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Лезгинка – сердце Грузии; татарские зажигательные такмаки.»»
Мангистауская область, город Актау средняя школа №2.Предмет: «Музыка».4 класс. Разработала преподаватель музыки 1 категории: Лазаренко Светлана Николаевна.
Тема: «Лезгинка – сердце Грузии; татарские зажигательные такмаки.»Цель урока: Знакомство с грузинской и татарской народной музыкой, музыкальными инструментами.
Задачи:Образовательные: Знакомство с характерными особенностями национальной музыки. Характеристика инструментов.
Воспитательные:Воспитывать чувство прекрассного, любовь к музыке разных нородов.
4)Слушание музыкального материал:грузинский народный танец «Лезгинка»(Исполняет народный оркестр.), татарский зажигательный « такмак.»
5) Задание №2( Прочитать текст выделить главное составить кластер.)
6) Защита кластеров командами 7) Разучивание песни: «Мальчик – хулиганчик».
8)Рефлексия, закрепление, обобщение. Задание №3.(Сравни национальные особенности 2 – х народных танцев, в чём сходство и различие.) Записать в тетради.
8)Д/З Выучить песню «Мальчик – хулиганчик», знать общее и отличие «Лезгинки» и «Такмака».
9)Заполнение листов самооценивания. Оценивания себя и других . Подсчёт баллов. 10) Выход из класса.
Ход урока
.1)Организационный момент:Вход в класс под музыку. Приветствие попевка «Здравствуйте!»
2)Актуализация.Углубление раннее изученных понятий, опорных знаний, необходимых для подготовки учащихся к восприятию нового материала. Беседа ,диалог. (Вопросы – ответы) Показ слайдов.
Домашнее задание.Задание № 1. Игра «Кто быстрее».(Вопросы ответы).Работа в группах.(подсчитываем баллы).1)Что мы видим на картинке? 2)Кто изображен на картинке? 3) Что они делают? Как вы думаете, где это может происходить? Когда, это происходит? Какого народа эта музыка? Итд (Дети отвечают: уйгурского народа, исполняется на праздниках, на свадьбах.)
3)Изложение новой темы. (Показ слайдов). Посмотрите на картинки? Что изображено на картинке? Давайте послушаем музыку танца в исполнении народного оркестра. А вы, отгадайте, как называется этот танец? («Лезгинка»-грузинский танец).Как вы думаете какой страны эта музыка? Кто исполняет ? Как вы думаете, в каком темпе её нужно исполнять? (дети отвечают) Давайте послушаем музыку другого танца. А вы, попробуйте, отгадать к какому народу относится эта музыка? (Татарская музыка). Очень хорошо. Молодцы! Ребята, о чём мы с вами, больше всего говорили? Ребята, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Дети называют тему урока: Лезгинка – сердце Грузии; татарские зажигательные такмаки». Очень хорошо. Молодцы! Скажите, какие грузинские и татарские музыкальные инструменты, вы знаете? (Дети отвечают).
Задание №2. Прочитать текст выделить главное составить кластер.
1 группа.Лезгинка«изначально была танцем воинов» Танец издревле распространен среди всех без исключения кавказских народов, Лезгинка — лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов Кавказа. Танец наиболее зрелищен, когда исполняется в национальных костюмах и в сопровождении музыкального ансамбля. Музыкальный размер танца — 6/8; мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый. В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередует медленный и стремительный темп. Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Не случайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: слово «лек» (лезг.лекь) означает орел. Лезгинка - лезгинский народный танец на Кавказе. Это мужской сольный танец (часто с мечами), а также парный танец. Мужчина подражая орла, падает на колени, вскакивает, танцуя с краткими шагами и сильными, резкими движениями рук и тела. Когда танец исполняется в парах, пары не прикасаются; женщина танцует спокойно.
1 группа схема кластер.
Танец воинов. Сольный мужской и парный танец.
Исполняется в национальных « Лезгинка » Размер 6\8,мелодия четкая ди-
костюмах. намичная, темп быстрый.
Распространен у всех Мужчины двигаются в образе « орла».
кавказских народов. Женщины в образе «лебедя».
2 группа. В татарском музыкально-поэтическом творчестве имеется раздел такмаков — коротких и скорых песен, речитативов и прибауток. Определенная направленность, самобытность, исполнительские особенности позволяют отнести их к отдельному разделу татарского народнопесенного творчества. Обычно такмаки в народе исполняются во время танцев, выполняя роль музыкально-словесного сопровождения. Это — веселые, жизнерадостные куплеты типа частушек, с задорным плясовым ритмом в музыке и четкой ударной рифмой в тексте.Такмакам свойственны простота формы, доходчивость содержания, лаконичность выражений. По смыслу они близки к современным частушкам и хороводно-игровым песням.Такмаки ранее существовали и вне музыки и служили не только народному веселью и отдыху, но были связаны и с трудовым процессом коллектива людей.. (Группа выполняет свой кластер).
2 группа: кластер.
Короткие, быстрые песни Татарское народнопесенное
речитативы, прибаутки. творчество.
Такмаки
Исполняются во время танцев, Веселые, жизнерадостные куплеты
выполняют роль музыкально- словестного типа частушек, хороводно-игровые пе- сни.
сопровождения.
3 группа. В татарских деревнях такмаки исполнялись, например, при групповой обработке льна и конопли. Ровно пульсирующий ритм трудовых такмаков способствовал организации труда, вносил ритмическую точность в коллективное движение, подбодрял работающих. Такмак является наиболее ярким из дошедших до нас образцов татарского народного творчества, связанных непосредственно с трудовым процессом. Вообще же многие народные лирические песни, не являясь сами по себе трудовыми песнями, то есть не имеющими в работе ритмически-организующего значения, были непосредственными спутниками многих трудовых процессов во время посиделок, помочей и т. д. (Группа выполняет свой кластер).
3 группа: кластер.
Связаны с трудовым процессом Ровно пульсирующий ритм , организация труда.
коллектива людей. Ритмическая точность,задор.
Трудовыетакмаки
Исполнялись во время посиделок, помочей,поделок и при выполнение
какой - либо работы.
4 группа. В плясовых такмаках преобладает мелодическое начало, выполняющее функцию музыкального сопровождения танца. Текст их несложен и играет второстепенную роль по сравнению с мелодией. Он, в большинстве, приспосабливается к готовым мелодиям скорых танцевальных наигрышей, но, изредка, мелодия и текст создаются вместе. (Группа выполняет свой кластер).
4 группа: кластер.
мелодическое начало выполняет Текст играет второстепенную роль
музыкальное сопровождение танца.
плясовыетакмаки
Обычно танцевальные наигрыши, редко мелодия и текст создаются вместе.
5 группа. Содержанием песенно-плясовых такмаков являются любовно-лирические и семейно-бытовые мотивы, которые претворены в них в шуточной, юмористической форме. Это явление роднит такмак с современной частушкой и хороводно-игровой песней. Позднее, появление частушек и хороводно-игровых песен в татарском песенном творчестве постепенно вытеснило традиционный такмак, который постепенно преобразовывался и окончательно слился с этим видом народного творчества и исполнения. (Группа выполняет свой кластер).
5 группа: кластер.
Содержание любовно-лирические и Написаны в шуточном стиле ,бытовые мотивы. юмористической форме.
Песенно-плясовые такмаки
Роднят такмак с современной частушкой и хороводно-игровой песней.
4) Защита кластеров командами . (Дети у доски защищают свой кластер).Молодцы, хорошо.
Физминутка : Вы наверно немного устали? Так давайте отдохнём! Сейчас мы с вами повторим несколько движений под зажигательный танец кавказского народа «Лезгинку». (Дети повторяют движения за учителем под музыку.) Хорошо! Молодцы! У вас отлично получается. А, теперь посмотрите пожалуйста на слайд. (Показ слайда). Что вы видите? (Дети отвечают: мальчика, кажется хулиганчика.) Молодцы сразу определили. А, вы знаете, оказывается есть песня которая так и называется «Мальчик – хулиганчик». Давайте её разучим .
5) Разучивание песни: «Мальчик – хулиганчик». (Прослушивание песни, разучивание по куплету каждой командой.)Работаем над правильным интонированием.
6)Рефлексия, закрепление, обобщение.Задание №3.(Сравни национальные особенности 2 – х народных танцев, в чём сходство и различие.) Записать в тетради. (Дети записывают.) А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (Парная работа). Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. А теперь, запишите Д/З.
7)Д/З Выучить песню «Мальчик – хулиганчик», знать общее и отличие «Лезгинки» и «Такмака».
А теперь, оценим себя и команды. Выскажем своё мнение. (Дети высказывают своё мнение). Молодцы! Теперь заполните листы оценивания, которые лежат у вас на столах.
8)Заполнение листов самооценивания. Подсчёт баллов по дескриптору.. Оценивания себя и другие команды.(Дети подсчитывают и заполняют). Урок окончен. До свидание.9) Выход из класса под музыку песни