Просмотр содержимого документа
«Ладовое развитие у обучающихся музыкальной школы младших классах»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа им. К.К.Иванова»
МО «Теория»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Ладовое развитие у обучающихся музыкальной школы младших классах»
Подготовила и провела: Я.И.Безрук
18.02.2017 г.
г.Ефремов
Цель: Развитие и организация ладового слуха у обучающихся младших классов на основе полученных умений и навыков.
Задачи:
Воспитание у обучающихся точной ориентировки во внутриладовых связях звуков.
Обучение осмысленному восприятию и интонированию интервалов.
Упражнения, которые развивают слуховые представления координации взаимоотношений ступеней, интервалов и ощущение фонизма интервалов.
Форма урока: групповая, обучающиеся 2 класса (ФГТ).
Ход урока
Ладоинтонационная работа.
Так как ладовое чувство, в более глубоком смысле, проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике, мы для создания каждого звука в ладу, его высотного положения пользуемся попевками, направленными к тонике:
III – II – I; IV – III – II – I; V – VI – VII – I; VI – VII – I; VII – I; II – I
Например, спеть гамму С-dur вверх с III ступени; вниз с IV ступени; вверх с VI ступени; вниз с V cтупени и т. д.
Представлять определённый звук разными ступенями тональностей, довести мелодию упражнения до тоники, спеть в конце тоническое трезвучие.
Поем песню «Ох, и светлый день, ночка темная» от разных звуков. «Светлый день» - мажор, «Ночка темная» - минор.
«У кота-воркота» поем сначала в мажоре, затем в одноименном миноре.
«Как под горкой, под горой» поем сначала в мажоре и сразу же в одноименном миноре.
Понятие: тональность – высота лада, а тоника – звук лада, на котором заканчивается мелодия. Играется любая песенка и заканчивается не на тонике, а как-нибудь совсем неожиданно. Обучающиеся определяют: «неправильно». Несколько раз играем неправильно, затем заканчиваем правильно, на тонике.
Учим песенку про тонику, поем ее от разных звуков.
Представления интервалов.
Перечисляем названия интервалов, показывая на пальчиках. Затем играем на клавиатуре от одного звука и называем интервал.
Понятие: интервалы бывают большие, малые и чистые. Малые звучат темно, грустно, а большие – светло, радостно, чистые – чисто. Чистые интервалы – прима, кварта, квинта, октава; малые и большие – секунда, терция, секста, септима.
Все интервалы поем на попевку «Андрей – воробей».
Интервальные цепочки предполагают пропевание их разными способами: мелодически и гармонически, с инструментом и без него.
Сначала в мажоре:
Затем в миноре:
Определение и представление фонизма интервалов.
Привыкать к звучанию интервала на инструменте: играть один и тот же интервал в различных октавах и от различных звуков.
Заучивать интервал по началу знакомых мелодий.
Спеть интервал, как часть известного аккорда. Например, надо спеть б.3 от звука «до» и м.3 от звука «ми». Ученик должен первый интервал петь, настроившись на мажорное трезвучие, а второй – на минорное трезвучие.
Сольфеджируем упражнение и под каждым тактом подписываем трезвучия, по звукам которых движется мелодия:
Устный диктант
Домашнее задание:
Сольфеджируем упражнения и под каждым тактом подписываем трезвучия, по звукам которых движется мелодия. Ю.Фролова, 1 класс: стр.43(б), стр.45(б,в).
Заключение
На начальном этапе развития ладового слуха большое значение приобретает изучение интервалов, этих мельчайших самостоятельных элементов музыкального языка. Конечно, в мелодии интервалы подчиняются закономерностям лада, приобретая каждый раз новое звучание, новое значение. Но основной мелодический облик интервала, его широта, или размах все же сохраняются в любых условиях. Поэтому изучение интервалов не только в ладу, но и изолированных, взятых от любого звука, совершенно необходимо. Тренировка в интонировании интервалов от отдельных звуков служит накоплению внутренних музыкальных представлений. Вокально-певческие ощущения при пении разных интервалов также способствуют закреплению в памяти их звуковых образов.
Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из следующих взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха.
Замечательны слова Б. Асафьева: «Музыка – идейный мир, и в ней ценно как то, что звучит, так и то, что образуется вокруг звучания: лучи мысли, причиной которых она является». Фокусировать эти лучи, обращая их в звучание – наилучший путь развития музыкальных способностей, а внутренний слух является невидимой, но очень важной составляющей этого процесса.
Список литературы:
1. Е. В. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио». М., Музыка, 1975.
2. Д. К. Кирнарская. Психология специальных способностей. «Музыкальные способности». Таланты XXI века, 2004.
3. С. Е. Оськина, Д. Г. Парнес «Теория и методика развития и совершенствования музыкального слуха». М., «Издательство АСТ», 2002.
4. Т. Б. Ошуркова. Интервалы – это просто: учебно-методическое пособие для учащихся ДМШ и ДШИ. Ростов п/Д: Феникс, 2012.
5. И. Русяева. Одноголосные диктанты. Выпуск I. М., «Советский композитор», 1992.
6. Ю. Фролова. Сольфеджио 1 класс. Третье издание.