kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки для 4 класса "За Русь мы все стеной стоим..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая цель:  закрепить представление о музыкально-сценическом жанре – опере, жанрах музыки; развивать музыкальные и творческие способности детей посредством пластической, ритмической, вокальной импровизации, умение определять в опере музыкальные темы, слушать их образное содержание; уметь различать оперу как жанр, способствовать становлению позитивного отношения к искусству оперы, воспитывать музыкальный и эстетический вкус на примере классических образцов оперы.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки для 4 класса "За Русь мы все стеной стоим..."»

План - конспект урока

Дата : 1.04.2016

Урок № 26

Урок подготовила: учитель музыки, МХК Тузова Ксения Евгеньевна

Предмет: музыка

Класс: 4 Б класс

Тема: За Русь мы все стеной стоим…

Педагогическая цель: закрепить представление о музыкально-сценическом жанре – опере, жанрах музыки; развивать музыкальные и творческие способности детей посредством пластической, ритмической, вокальной импровизации, умение определять в опере музыкальные темы, слушать их образное содержание; уметь различать оперу как жанр, способствовать становлению позитивного отношения к искусству оперы, воспитывать музыкальный и эстетический вкус на примере классических образцов оперы.

Планируемые результаты: Предметные: знать процесс художественного замысла произведения в музыки, содержание оперы; уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки. Закрепить понятия: певческие голоса, виды хоров, жанры музыки, ария, опера, джаз. Личностные: углубить познавательный интерес к урокам музыки, жанру – опере, джазу. Формировать эстетические чувства и оптимистическое восприятие на основе знакомства с музыкальной культурой России, образной природы музыкального искусства. Метапредметные: П.: обобщать характерные черты в опере (сцена 3-го действия), умение слушать музыку и размышлять о ней, развивать способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Р.: уметь ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации, сочетать индивидуальную, групповую и коллективную работу. К.: участвовать в коллективном обсуждении музыкального произведения, умение слушать собеседников и вступать в диалог. Потребность в общении с учителем, лаконичное высказывание своего мнения. Разделившись на группы определить жанры и виды музыки.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы и методы обучения: фронтальный, практический, коллективный, групповой, индивидуальный

Образовательные ресурсы: ноутбук, колонки, (проектор, экран), фортепиано, ноты, фонограмма и текст песни « Джаз», видео -фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки (сцена 3-го действия), портрет композитора М. И. Глинки, карточки для 5 групп: жанры, виды музыки; карточки для названия 3-х рядов (как в оперном театре расположены места): 1-й ряд «Портер», 2-й ряд «Ложа», 3-й ряд «Бельэтаж»; эпиграф.

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Организа-ционный момент

Эмоциональный настрой на урок. Музыкальное приветствие, распевка

Исполнение музыкального приветствия

Исполнение музыкального приветствия

Проявление музыкальной отзывчивости на музыку. Исполнение в унисон

Практический

2.Актуализвция опорных знаний

Эпиграф.


Обеспечение мотивации.



















Проверка ранее полученных знаний.

Групповая работа с карточками

«… Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

(К. Рылеев)

- О чем идет речь?

- Каким качеством должен обладать человек исходя из этого четверостишья?

- Как вы думаете, эти строки из нашего времени, нашей эпохи или нет? Почему?

Эти слова относятся к времени. эпохи, когда на Руси жили цари.

- А где мы можем вернуться и побывать в том времени?

Верно, в театре оперы и балета. И сегодня мы с вами отправимся во времена правления царей. Но для этого мы с вами должны быть образованными людьми, прежде чем заглянем за кулисы оперы, вспомним жанры и виды музыки.

(работа с карточками по группам)

Ответы учащихся на вопросы учителя























Работают по группам (5) с карточками. Определять верность жанров и видов музыки

Ведение диалога.

Умение слушать учителя, участвовать в диалоге, лаконично отвечать на вопросы. Умение анализировать, сопоставлять. Ориентироваться в информационном материале.














Умение работать в группе, осуществлять поиск нужного ответа, умение анализировать и сопоставлять


Фронтальный




Практический




















Групповая

Практическая

3.Формулирование темы, цели, задач урока

Запись на доске темы урока, задачи

- Какой изо всех жанров и видов музыки самый большой, статный и живет в театре оперы и балета?

Верно! Это опера, в которой есть симфонический оркестр, ария, хор и др.

Давайте попробуем определить тему урока и задачи, которые предстоит нам выполнить.


Слушают учителя. Работают в команде, запись задач урока на доску






Умение осуществлять поиск нужной информации, составлять задачи урока, вести диалог

Фронтальный

4.Изучение нового материала














5.Слушание музыки


































6.Вокально- хоровая работа

Портрет М. И. Глинки














Видео – фрагмент

«Ну вот, и дожил слава богу»


Анализ музыкального произведения за средствами музыкальной выразительности




Видео – фрагмент

«Поляки и Иван Сусанин» (в доме Сусанина)

Анализ музыкального произведения за средствами музыкальной выразительности



Видео – фрагмент

«Песня – романс Антониды»

Анализ музыкального произведения за средствами музыкальной выразительности


Прослушивание песни «Джаз» Я.Дубравина, В.Суслова


























Прослушивание ритма песни

Исполнение первого куплета песни (по фразам)

- Кто изображен на портрете?

(коротко о композиторе)

М. И. Глинка написал оперу «Иван Сусанин» с которой мы с вами уже встречались с ней, но сегодня нам предстоит узнать о 3-м действии этой исторической опере. 3-е действие оперы возвращает нас в с. Домнино, где Иван Сусанин живет со своими детьми – Антонидой и Ваней. Заканчиваются приготовления к свадьбе, приему гостей, они беседуют между собой.

- Прослушайте, как звучит речь Сусанина?

- напевно, задушевно, мягко.

- Какие отцовские чувства передает музыка?

- любовь, спокойную радость, тихое переживание.

- Какой музыкальный инструмент звучит?

-скрипка

- Как она звучит?

- нежно

- Какой жанр этого музыкального произведения?


- О чем идет речь?

- Как реагирует Сусанин?

- Как реагируют поляки?

- Что делает Иван Сусанин?

- Что можно сказать о поведении Сусанина на угрозы и подкуп его поляками?

- Как музыка реагирует на общение?





- О чем поет Антонида?

- Что происходит с музыкальным сопровождением?

- Назовите вид вокальной музыки?

-женский хор, соло

- Какой жанр музыки?

- песня – романс

- Почему песня – романс?



- Какой жанр музыки мы только что прослушали и просмотрели?

Верно, это опера.

- А какой жанр вокальной музыки нам ближе всего?

Правильно, песня. Она спутница жизни человека и нас с вами. Я сейчас спою вам песню, а ваша задача, определить современная она или можно ее назвать классической?

- современная

- Почему?

- О чем песня?

- Какой характер?

- веселый, радостный, задорный

- Какой ритм: ровный или пунктирный?

- пунктирный

Пунктирный ритм характерный для Джаза. Джаз возник в конце 19 начале 20 века в США. Характерные черты: синкопированный ритм, импровизация, легкость, непринужденность исполнения, можно сопровождать вокальную или инструментальную часть песни движениями, хлопками и т.п.

- Похож ли ритм этой песни на те что мы только что прослушали?

- Как вы думаете, почему?

- А когда можно петь эту песню?

(Обращаю внимание на стиль исполнения, интонацию, артикуляцию, дикцию учащихся)










Слушают учителя, отвечают на вопросы














Слушают и смотрят видео- фрагмент оперы. Отвечают на вопросы. Анализируют за средствами музыкальной выразительности





























Прослушивают песню, отвечают на вопросы






























Поют акапельно под ритм.


Исполнение в унисон песни по фразам.

Исполнение всем классом под фонограмму в характере, четко исполняя в унисон ритмически правильно.

Умение слушать собеседников, учителя. Осуществлять поиск нужной информации.

Лаконично высказывать свое мнение.








Умение осуществлять операции анализа, синтеза, ориентироваться в информационном материале, сопоставлять музыку с действиями на сцене, прислушиваться к мнению других.



Умение познавать новое, расширять свое представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусств, эстетическое сознание, как результата художественного наследия русского композитора







Умение слушать музыку и размышлять о ней, проводить анализ, сравнение, синтез, готовность вести диалог, развивать творческую фантазию, расширение эстетического сознания музыкальной культуры. Оценивание содержания музыкального произведения, развивать способность критически мыслить, прислушиваться к другим.








Умение слушать песню, определять стиль, жанр, характер, смысл ее, чувствовать ритм.

Исполнение ритмически верно песню, слушать товарищей, учителя.

Умение петь в унисон, ритмически верно петь текст песни, с динамическими оттенками, развивать слух, голос, память, чувство ритма, умение нравственно-эстетически оценивать песню.

Передавать в движениях характер песни.

Фронтальный















Практический

Фронтальный

Индивидуальный

Коллективная

Наблюдение учителя.





























Наблюдение учителя.

Индивидуальная

Фронтальная

Практическая

Коллективная


























Практический

Фронтальный

Творческая

Коллективная


















7.Рефлексия

Задание: дайте ответы на вопросы.

- О чем говорится в эпиграфе нашего урока?

- К какому жанру музыки можно его отнести?

- Что такое опера?

- Где ее можно услышать?

- Кто написал оперу «Жизнь за царя»?

- Ее другое название?

На следующем уроке просмотрим и прослушаем 4-е действие оперы, которая имеет название «В лесу».

Ответы на вопросы

Умение проводить анализ, сравнение, синтез, расширение эстетического сознания музыкальной культуры. Оценивание содержания урока музыки. Развивать способность критически мыслить, прислушиваться к другим, вести диалог, доводить свою точку зрения опираясь на факты, знания предмета, показать результат освоения художественного наследия композитора М. И. Глинки.

Уметь ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации.

Фронтальный

Индивидуальный

Коллективный

8. Д/з

Творческое задание

Выучить 1-й куплет песни «Джаз» в характере. Закрепить тему сегодняшнего урока.

Запись в дневники

Умение творчески мыслить







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки для 4 класса "За Русь мы все стеной стоим..."

Автор: Тузова Ксения Евгеньевна

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325272

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим». Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-za-rus-my-vsie-stienoi-stoim-opiera-ivan-susanin-stsiena-v-liesu-4-ie-dieistviie-m-glinka"
    ["file_id"] => string(6) "207579"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430556812"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по самопознанию на тему "Мир семьи" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-po-samopoznaniiu-na-tiemu-mir-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "194874"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427819093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства