2.Актуализвция опорных знаний | Эпиграф. Обеспечение мотивации. Проверка ранее полученных знаний. Групповая работа с карточками | «… Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» (К. Рылеев) - О чем идет речь? - Каким качеством должен обладать человек исходя из этого четверостишья? - Как вы думаете, эти строки из нашего времени, нашей эпохи или нет? Почему? Эти слова относятся к времени. эпохи, когда на Руси жили цари. - А где мы можем вернуться и побывать в том времени? Верно, в театре оперы и балета. И сегодня мы с вами отправимся во времена правления царей. Но для этого мы с вами должны быть образованными людьми, прежде чем заглянем за кулисы оперы, вспомним жанры и виды музыки. (работа с карточками по группам) | Ответы учащихся на вопросы учителя Работают по группам (5) с карточками. Определять верность жанров и видов музыки | Ведение диалога. Умение слушать учителя, участвовать в диалоге, лаконично отвечать на вопросы. Умение анализировать, сопоставлять. Ориентироваться в информационном материале. Умение работать в группе, осуществлять поиск нужного ответа, умение анализировать и сопоставлять | Фронтальный Практический Групповая Практическая |
3.Формулирование темы, цели, задач урока | Запись на доске темы урока, задачи | - Какой изо всех жанров и видов музыки самый большой, статный и живет в театре оперы и балета? Верно! Это опера, в которой есть симфонический оркестр, ария, хор и др. Давайте попробуем определить тему урока и задачи, которые предстоит нам выполнить. | Слушают учителя. Работают в команде, запись задач урока на доску | Умение осуществлять поиск нужной информации, составлять задачи урока, вести диалог | Фронтальный |
4.Изучение нового материала 5.Слушание музыки 6.Вокально- хоровая работа | Портрет М. И. Глинки Видео – фрагмент «Ну вот, и дожил слава богу» Анализ музыкального произведения за средствами музыкальной выразительности Видео – фрагмент «Поляки и Иван Сусанин» (в доме Сусанина) Анализ музыкального произведения за средствами музыкальной выразительности Видео – фрагмент «Песня – романс Антониды» Анализ музыкального произведения за средствами музыкальной выразительности Прослушивание песни «Джаз» Я.Дубравина, В.Суслова Прослушивание ритма песни Исполнение первого куплета песни (по фразам) | - Кто изображен на портрете? (коротко о композиторе) М. И. Глинка написал оперу «Иван Сусанин» с которой мы с вами уже встречались с ней, но сегодня нам предстоит узнать о 3-м действии этой исторической опере. 3-е действие оперы возвращает нас в с. Домнино, где Иван Сусанин живет со своими детьми – Антонидой и Ваней. Заканчиваются приготовления к свадьбе, приему гостей, они беседуют между собой. - Прослушайте, как звучит речь Сусанина? - напевно, задушевно, мягко. - Какие отцовские чувства передает музыка? - любовь, спокойную радость, тихое переживание. - Какой музыкальный инструмент звучит? -скрипка - Как она звучит? - нежно - Какой жанр этого музыкального произведения? - О чем идет речь? - Как реагирует Сусанин? - Как реагируют поляки? - Что делает Иван Сусанин? - Что можно сказать о поведении Сусанина на угрозы и подкуп его поляками? - Как музыка реагирует на общение? - О чем поет Антонида? - Что происходит с музыкальным сопровождением? - Назовите вид вокальной музыки? -женский хор, соло - Какой жанр музыки? - песня – романс - Почему песня – романс? - Какой жанр музыки мы только что прослушали и просмотрели? Верно, это опера. - А какой жанр вокальной музыки нам ближе всего? Правильно, песня. Она спутница жизни человека и нас с вами. Я сейчас спою вам песню, а ваша задача, определить современная она или можно ее назвать классической? - современная - Почему? - О чем песня? - Какой характер? - веселый, радостный, задорный - Какой ритм: ровный или пунктирный? - пунктирный Пунктирный ритм характерный для Джаза. Джаз возник в конце 19 начале 20 века в США. Характерные черты: синкопированный ритм, импровизация, легкость, непринужденность исполнения, можно сопровождать вокальную или инструментальную часть песни движениями, хлопками и т.п. - Похож ли ритм этой песни на те что мы только что прослушали? - Как вы думаете, почему? - А когда можно петь эту песню? (Обращаю внимание на стиль исполнения, интонацию, артикуляцию, дикцию учащихся) | Слушают учителя, отвечают на вопросы Слушают и смотрят видео- фрагмент оперы. Отвечают на вопросы. Анализируют за средствами музыкальной выразительности Прослушивают песню, отвечают на вопросы Поют акапельно под ритм. Исполнение в унисон песни по фразам. Исполнение всем классом под фонограмму в характере, четко исполняя в унисон ритмически правильно. | Умение слушать собеседников, учителя. Осуществлять поиск нужной информации. Лаконично высказывать свое мнение. Умение осуществлять операции анализа, синтеза, ориентироваться в информационном материале, сопоставлять музыку с действиями на сцене, прислушиваться к мнению других. Умение познавать новое, расширять свое представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусств, эстетическое сознание, как результата художественного наследия русского композитора Умение слушать музыку и размышлять о ней, проводить анализ, сравнение, синтез, готовность вести диалог, развивать творческую фантазию, расширение эстетического сознания музыкальной культуры. Оценивание содержания музыкального произведения, развивать способность критически мыслить, прислушиваться к другим. Умение слушать песню, определять стиль, жанр, характер, смысл ее, чувствовать ритм. Исполнение ритмически верно песню, слушать товарищей, учителя. Умение петь в унисон, ритмически верно петь текст песни, с динамическими оттенками, развивать слух, голос, память, чувство ритма, умение нравственно-эстетически оценивать песню. Передавать в движениях характер песни. | Фронтальный Практический Фронтальный Индивидуальный Коллективная Наблюдение учителя. Наблюдение учителя. Индивидуальная Фронтальная Практическая Коллективная Практический Фронтальный Творческая Коллективная |
7.Рефлексия | Задание: дайте ответы на вопросы. | - О чем говорится в эпиграфе нашего урока? - К какому жанру музыки можно его отнести? - Что такое опера? - Где ее можно услышать? - Кто написал оперу «Жизнь за царя»? - Ее другое название? На следующем уроке просмотрим и прослушаем 4-е действие оперы, которая имеет название «В лесу». | Ответы на вопросы | Умение проводить анализ, сравнение, синтез, расширение эстетического сознания музыкальной культуры. Оценивание содержания урока музыки. Развивать способность критически мыслить, прислушиваться к другим, вести диалог, доводить свою точку зрения опираясь на факты, знания предмета, показать результат освоения художественного наследия композитора М. И. Глинки. Уметь ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации. | Фронтальный Индивидуальный Коллективный |