kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сказка Чонгурист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 5 классе по теме "Чонгурист". Музыкальная сказка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сказка Чонгурист"»


Конспект урока по музыке


Тема четверти: «Что стало бы с литературой если бы не было музыки?»

Тема урока: «Музыка в народных сказках»


Цель урока: Выявить: взаимосвязь музыки и стихов; значимость музыки в народных сказках на примере белорусской сказки «Музыкант-чародей».


Задачи урока:

  • Личностные:

- формирование художественного вкуса;

- формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни;

- формирование потребности общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

- формирование навыков самостоятельной работы.

  • Предметные:

- развитие эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- Расширить музыкальный и общий культурный кругозор, интерес к музыке своего народа и других народов мира;


Метапредметные:

- создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, делать вывод;

- развивать воображение, художественную интуицию;



Тип урока: урок изучения нового материала


Список музыкальных произведений:

  1. Норвежская народная песня «Волшебный смычок»

  2. Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей»

  3. Е. Птичкин «Сказка гуляют по свету»


Муз. материал

Задачи

Методы и приемы

Оборудование

Время

Норвежская народная песня «Волшебный смычок»

  1. Способствовать развитию вокальных навыков. Исполнить песню в характере на основе оценки детьми результатов своего пения.

Объяснительно-иллюстративный, высотного моделирования.

фортепиано

10 минут

Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей»

Показать, что музыка в литературных произведениях может быть «главным действующим лицом»; довести до сознания ребят, что музыка обогащает литературу;

показать, как снизилось бы эмоциональное воздействие песни, если бы стихи остались бы просто стихами; показать силу воздействия музыки на живую природу и человека; воспитывать чувство любви к народному творчеству;

Размышления о музыке, сопереживания, метод наблюдения за музыкой метод забегания вперед и возвращение назад; проблемно-поисковый метод

презентация

20 минут

Е. Птичкин «Сказка гуляют по свету»

Определить значимость исполнения песни на данном уроке. Способствовать развитию вокальных навыков. Разучить 1 куплет песни.

Объяснительно-иллюстративный, высотного моделирования.

фортепиано

15 минут


ХОД УРОКА.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап с мотивацией.

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность.

«Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает,

Со звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,

Плывут в страну далекую,

Седые облака».

Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина, выделите пожалуйста музыкальные слова.

Попробуйте заменить или убрать эти слова. Что же стало с этим стихотворением без музыкальных слов?

Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?!







Поет, баюкает, со звоном.



Стихи теряют свою красоту.


2. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового учебного материала.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания и создать условия для возникновения ПС.

Музыка вечная. Звуки, которые радуют уши, наполняют сердце и волнуют душу - еще более прекрасны, если они воспеваются в стихах. Каждая строчка в этих стихах наполнена нотами. Предлагаем Вам убедится в этом, ознакомившись с подборкой стихов о музыке и о том, что музыка сопровождает. На урок я принесла сборник, автор___________________ посмотрите, достаточно большое количество стихотворений о музыке, некоторые из них мне хочется с вами обсудить. Я вам прочитаю три стихотворения, определите какое значение имеет в них музыка.
1. «Слушая пение» А.А. Ахматова (стр. 38)

Женский голос как ветер несется,

Черным кажется, влажным, ночным,

И чего на лету ни коснется —

Всё становится сразу иным.

Заливает алмазным сияньем,

Где-то что-то на миг серебрит

И загадочным одеяньем

Небывалых шелков шелестит.

И такая могучая сила

Зачарованный голос влечет,

Будто там впереди не могила,

А таинственной лестницы взлет.

2. «Слушая музыку Баха» Марк Львовский

Он слушал Баха в первый раз,

И слёзы брызнули из глаз,

Душа пылала вся огнём,

Светло вокруг, как будто днём.

Скажи, как может человек,

Создать мелодию на век?

Да что на век или на два,

Шедевр он создал навсегда!

И вот я слушаю орган,

Выходит звук на первый план,

И не понять, не объяснить,

Вовек такое не забыть!

3. «Голоса скрипок» А. А. Блок (посв. Евг. Иванову) стр. 33

Из длинных трав встает луна

Щитом, краснеющим героя,

И буйной музыки волна

Плеснула в море заревое.

Зачем же в ясный час торжеств

Ты злишься, мой смычок визгливый,

Врываясь в мировой оркестр

Отдельной песней торопливой?

Учись вниманью длинных трав,

Разлейся в море зорь бесцельных,

Протяжный голос свой послав

В отчизну скрипок запредельных.


Я возвращаюсь к вопросу: какое значение имеет музыка в стихах?

Поэты, написавшие стихи о музыке, посвятили их и великим музыкантам, композиторам, отдельным произведениям, музыкальным инструментам. Когда поэзия достигает наивысшей красоты, она приближается к музыке. И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения. Это единство музыки – поэзии связано с тем, что у настоящих поэтов огромную роль играет слуховое восприятие мира и его отражение в звуках.

Звуки музыкальных инструментов, в особенности скрипок, вдохновляли многих поэтов. Мы с вами тоже знаем одну из таких песен – это норвежская народная песня «Волшебный смычок».

Я предлагаю вам ее исполнить.

Исполнение песни в характере.

Скажите ребята, является ли музыка в данной песне главным героем? Почему?






































































Да, потому что песня о музыкальном инструменте - скрипке

3. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания)

Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что о музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. На прошлом уроке смотрели сказку «Чонгурист», где говорилось о силе музыке которое способно сделать добрым чудище. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок, а называется она «Музыкант-чародей». Послушав сказку, ответьте мне на такой вопрос: «Является ли музыка героем сказки? Обоснуйте ответ». «Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет.  Пашет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше- в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились.  Играл печально – на всех тоска нападала.  Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает. Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея.  Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков. Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат, а у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. «Эх, погибать так с музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам.  Как живая заговорила скрипочка. Замерли кусты и деревья, а волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли. Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант- чародей».

Является ли музыка героем сказки? Почему?

Сейчас, вы услышите песню, подумайте, имеет ли она отношение к нашей теме урока?

Звучит песня «Сказки гуляют по свету». Разучивание.


4. Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание.

Цель. Подвести итог учебной деятельности.

О чем мы говорили сегодня на уроке?

С какой сказкой познакомились?

Кто в нашей сказке был главным героем? Почему?

Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки? Почему?

Последний, но самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?

Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Домашнее задание: найти не менее трех стихотворений о музыке (переписать) и найти сказки, в которых музыка является главным героем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Сказка Чонгурист"

Автор: Карманова Марина Владимировна

Дата: 16.10.2016

Номер свидетельства: 349623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по музыке.Тема:Музыка и литература. Квартет. "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-muzykie-tiema-muzyka-i-litieratura-kvartiet"
    ["file_id"] => string(6) "155620"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421306561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства