2. | Этап подготовки к изучению нового материала. Цель: которая должна быть достигнута обучающимися: Осознать чувства, мысли, переживания человека, связанные с русской народной песней. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: Создать условия для осознания чувств, мыслей, переживаний, связанных с русской народной песней. Метод: выполнение творческих заданий. | -Ребята, давайте выполним задания. Индивидуальная работа.(Записать струнные, духовые, клавишные, ударные музыкальные инструменты). Работа в парах. Доскажи словечко. Оркестр народных … (инструментов) Я с комариком … (плясала) Русская народная… (песня) Ой, вставала я … (радешенька) Работа с классом. Найди лишнее слово из перечисленных. Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха. Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка. |
3. | Введение в тему. Цель: которая должна быть достигнута обучающимися: научиться самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: создать условия для формирования умения самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед. Метод: предположение. Этап изучения нового материала. Цель: которая должна быть достигнута обучающимися: познакомить с жанрами русских народных песен, источником их возникновения и осознать их значение в жизни человека. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: познакомить учащихся с жанрами русских народных песен, создать условия для осознания источника их возникновения и значения песни в жизни человека. Методы : хоровод- игра, самоисследование, частично-поисковый. Формы деятельности: групповое взаимодействие, сравнительный анализ, работа с текстом песни, музыкальное движение, слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности. | - Ребята, посмотрите на экран! Прочитайте слова «Русская, народная, игровая, хороводная…» - О чем они говорят? (О песне.) - Почему вы так решили? (Ответы детей.) Послушайте стихотворение «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» - Ребята, как вы понимаете эти слова «С песней на Руси родилась.» (Ответы детей.) - Сегодня на уроке мы будем говорить о народных песнях и посмотрим какие они бывают. - А какую песню мы называем народной? - Чем народная песня отличается от композиторской? - А кто нам скажет какой вид музыкального искусства на Руси является самым древним? (Ответы детей. ) - А мы сейчас проверим и поиграем в игру «Эхо» используя песню «Со вьюном я хожу». - Хоровод- игровой элемент с платком. - Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Хоровод- это древний народный круговой танец. Хоровод водили в избе (доме) во время бесед, на зеленых лужайках. Когда люди вставали в круг они старались задобрить солнце. Показывали в движении как нужно, чтобы вырос лен и рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим. - Ребята, а что значит «играть» песню? (Возможные ответы детей.) - Очень часто можно услышать народные песни, которые «играют», это значит, песня сопровождается движениями, в которых раскрывается сюжет танца. - На прошлых уроках мы выучили песню «А я по лугу». Давайте ее исполним. - Какая эта песня по характеру? (Напевная, плавная, мелодичная). - А сейчас давайте исполним песню с движениями (Девочки исполняют песню в хороводе). - Большой популярностью у детей пользовались сюжетно- игровые песни. Часто здесь разыгрывались действия или целые представления. Главные герои выступали в образе животных или птиц. - Ребята, назовите мне песню, которую можно разыграть. «Жили у бабуси». (Исполнение). - Какое настроение вызывает у вас эта песня? - Почему? - А что еще хотелось вам делать под эту музыку? - Сколько китов в этой песне? - Давайте ее разыграем? Исполнение. Физминутка. Носок- пятка, перетоп, Носок- пятка, перетоп, Вот какие молодцы- Мы танцоры удальцы. Припадаем, припадаем, Русский танец начинаем. Припадаем мы на ножку И покружимся немножко. Каблучками я стучу, Пляску русскую учу. Пляска русская моя- Замечательная. Пятки вместе, носки врозь- Потанцуй, лениться брось! - Гости дорогие, учителя. Ребята! Как хочется в русский пляс с душой пуститься! Приглашаем всех вас повеселиться! (Исполнение танца «Спляшем, Ваня».) -Говоря о русских народных мелодиях, нельзя не вспомнить на каких народных инструментах исполняют их. Какие вы знаете народные инструменты? На какие делятся музыкальные инструменты? - Послушайте загадку что это за инструмент? 1. У нее есть три струны, Их рукой щипать должны, Можно под нее плясать И по- русски приседать! (Балалайка.) - Балалайка- один из инструментов, ставший музыкальным символом русского народа. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Обратите внимание, у нее треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуты три струны. - К какой группе музыкальных инструментов относят балалайку? - Давайте послушаем звучание балалайки. - Вот вам следующая загадка. 2. Ду-ду, ду-ду-ду, Да-да, да-да-да_. Вот так поет она всегда! Не полочка, не трубочка, А что же это… (Дудочка.) - А к какой группе относится дудочка? Дудочка состоит из одной трубки с боковыми отверстиями и свистком. Давайте послушаем звук дудочки. -А ват еще загадка. 3.У него рубашка в складку Любит он плясать вприсядку. Он и плачет и поет- Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак и буян Голосистый мой… (Баян) - К какой группе относится баян? - Ни один праздник не обходился без баяна. - Что это за пуговицы у баяна? (Это кнопки) (Давайте послушаем звучание баяна.) 4.Следующая загадка. Чьи мы слышим перекаты? Словно гром гремит- раскаты. В ряд пластинки- будто щетки, А звучит сейчас- трещотка. - трещотка- русский народный инструмент, из 20 и более дощечек, разделенные узкими палочками, которые нанизаны на ремешок. Трещотка- от слова трещать, шуметь. - К какой группе относится трещотка? |
| Этап закрепления изученного материала. Цель: которая должна быть достигнута обучающимися: сформировать представление о русской народной песне, осознать роль народных песен в жизни человека. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: создать условия для того, чтобы у обучающихся сформировать представление о русской народной песне, помочь осознать роль народных песен в жизни человека. | - Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О рус. нар. песне) - Какая песня вам понравилась больше всего? - Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие? (Потому что рус. нар. песни очень разнообразны.) - Совершенно верно. Но все- таки, какая же она? - ХОРОВОДНАЯ. - ИГОРОВАЯ, - ПЛЯСОВАЯ, -ПЕСЕННАЯ. - А сейчас послушаем стихотворение «Сколько песен у России». - Молодцы, ребята. Послушайте музыкальное задание- и ответьте на него. 1. Какие музыкальные инструменты входят в состав русского народно оркестра? - скрипка; - дудочка; - барабан; -баян; -контрабас; -трещотки. 2. Творческая работа «Плясовая» в цветовых оттенках, на эскизах рисунков. -Ребята, подумайте, какие цвета больше всего подходят плясовой музыке? - Как вы чувствуете? на ваших столах лежат образцы русских платков, карандаши, фломастеры. Раскрасьте свои образцы такими цветами, какие больше всего подходят плясовой музыке. - Работать будем по группам (4 эскиза). Рисуют. - Что получилось? Какие цвета вы выбрали? Почему? |
| Этап рефлексии. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: осознать свои ожидания, опыт, умения, знания, полученные на уроке, увидеть свое продвижение вперед. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: побудить обучающихся к осознанию своих ожиданий, знаний, умений, опыта, полученного на уроке, увидеть свое продвижение вперед в изучении предмета музыки. | - «Цветы настроения». Оцените наш урок, какое настроение сопровождало вас на уроке и нарисуйте его. - Все сегодня занимались, Каждый, каждый- молодец! А теперь пора прощаться, Уроку наступил конец! - А на память о нашем уроке, как частичку русской народной песни, частичку русского платка, русской души и просто хорошего настроения. Вам, дорогие гости я хочу подарить вот эти цветы, сделанные своими руками. |