Учитель: Начнем наше занятие с ритмической минутки – выполняем упражнение на развитие чувства ритма, памяти, включаемся в работу.
Учитель хлопает ритм, а дети запоминают и повторяют по одному, затем всем классом.
2. Вводная часть урока
Слайд 3
Учитель читает эпиграф:
Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна!
Ребята, я приглашаю вас начать урок, тема которого «Повсюду музыка слышна». На этом уроке мы еще раз вспомним, откуда берутся звуки, какими они бывают, а так же вы узнаете, как появляется музыка из звуков и без кого музыка не может существовать.
Итак, начинаем!
3. Основная часть урока
Учитель: Послушайте стихотворение, которое я прочту и ответьте на вопрос, что такое звук?
Что такое звуки? За окном метель.
Что такое звуки? По весне капель.
Это струны ливня, это первый гром,
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка живет во всем!
- Что такое звук?
Дети: Ответы детей
Учитель:Звук – это то, что слышат наши уши. На первом уроке вы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки – это звуки, которые можно напеть, наиграть на инструменте.
Вспомните игру «Шумит, поет, играет»
Слова для игры:
автомобиль, певец, самолет, рояль, соловей, ветер, гитара, хоровод, самовар, оркестр и др.
шумит – хлопаем, поет – поем звук А, играет – топаем.
Учитель: А теперь определите по карточкам, где звуки шумовые, а где музыкальные.
Дети: по карточкам определяют звуки.
Учитель: Музыка живет во всем. Есть музыка природы: журчание ручья, весенняя капель, пение птиц, раскаты грома. Есть музыка, созданная людьми. Музыка – это украшение любого праздника, мультфильмы, кино были бы скучны, если бы в них не было музыки. Музыка – это часть нашей жизни. В мире есть люди, которые музыку сделали своей профессией, делом своей жизни.
Слайд 4
Учитель: С кого начинается музыка?
Дети: С того, кто её сочиняет. Это композитор. Он сочиняет и записывает ноты.
Учитель: Но разве этого достаточно?
Дети: Нет
Слайд 5
Учитель: Тут на помощь приходят певцы, скрипачи, пианисты, одним словом, исполнители.
Когда музыку сочинили, исполнили, то кого не хватает? Для кого написана и исполнена музыка?
Слайд 6
Дети: Для слушателя.
Слайд 7
Учитель: Три звена одной цепочки, композитор-исполнитель-слушатель, одинаково важны!
Учитель: А можете ли вы быть исполнителями?
Дети: Да
Учитель: У каждого из вас сейчас есть музыкальный инструмент. Он дан каждому человеку от природы и у каждого он особенный. Как вы думаете, что это за инструмент?
Дети: Ответы детей
Учитель: Это ваш голос.
Вокально-хоровая работа
Учитель: Тема прошлого урока была «Хоровод муз», мы с вами слушали хороводы разных народов мира и даже разучили русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла». Давайте её исполним. Но сначала мы должны инструмент свой подготовить, распеться.
Дыхательное упражнение «Ладошки»
Слайд 8
Учитель: Посмотрите на картинку, что делает солнышко? Послушайте!
Дети: Улыбается, смеётся, веселиться
Учитель: Пропоем фразу «Солнышко смеётся» по музыкальной лесенке вверх и вниз.
Физминутка
Учитель: Посмотрите, ребята, на доске Муза и она куда-то нас зовет. Она зовет нас заглянуть в учебник на страницу 12-13. Что вы здесь видите?
Дети: Стихи, картинки.
Учитель: Муза хочет, чтобы вы попытались сами придумать, найти музыку, т.е. стать кем?
Дети: Композиторами.
Учитель: Читаем первое стихотворение
Солнышко, солнышко, красно колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее.
Слайд 8
Учитель: На картинке и в стихах дети к кому обращаются, чего они хотят?
Дети: К солнышку. Они просят его выглянуть и быть добрым.
Учитель: Можно ли это стихотворение напеть? С каким настроением вы будете это делать?
Дети: Весело, жалобно, ласково, певуче и т.д.
Учитель: Что может украсить нашу песенку?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Посмотрите у меня на столе лежать музыкальные инструменты. Значит можно подыграть на них, исполняя песенку. Кто желает попробовать?
Дети: исполняют песенку, подыгрывая себе на простых музыкальных инструментах.
Учитель: Молодцы! Вы сейчас были самыми настоящими композиторами! Сложно было?
Дети: Ответы детей.
4. Подведение итогов урока
Учитель:
Где можно услышать музыку?
Дети: Везде
Учитель: Какие бывают звуки?
Дети: Шумовые и музыкальные
Учитель: Какой музыкальный инструмент есть у каждого человека?
Дети: Голос
Учитель: В роли кого вы сегодня были на уроке?
Дети: В роли слушателя, исполнителя и композитора
5. Рефлексия
На доске три смайлика, если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой, если у вас возникли затруднения, то смайлику с задумчивым лицом, а если вы ничего не поняли, вам было неинтересно на уроке, то смайлику с грустным лицом. У нас получилось замечательное солнышко! Спасибо вам за урок! До свидания!