2.Актуализация знаний 3.Постановка темы и цели урока | Сегодня у нас с вами урок музыки, и девизом нашего урока будут слова русского писателя Самуила Маршака «По-настоящему понимать незнакомый нам народ мы начинаем только после того, как нас пленит и тронет его искусство». Как вы понимаете данные слова? Сегодня мы с вами отправимся в одну удивительную и загадочную страну. Вот в окружении синих морей Зелёный плывёт сапожок. В нём, на подарки на Рождество Или на Новый год, Спрятано сразу столько всего, Что не объедешь за год: Города старинные, Реки и каналы, Рощи апельсинные, Яхты, карнавалы, Горы и так далее… И это всё – … Да, мы с вами сегодня отправляемся в Италию. Какую цель мы поставим на наш урок? | -Высказывают свои предположения. -Италия - Высказывают свои предположения | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами; осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. |
4.Открытие нового знания | Италия -это страна южных морей и гор, долин, садов и виноградников. Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей. Почти в каждом городе этой страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники. Колизей. Возведение Колизея начал император Веспасиан I в 75 году после побед в Иудее, а завершил строительство уже его сын — император Тит в 80 году. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов, звериные травли, инсценировки морских сражений. Последние игры в Колизее состоялись в 523 году — это была травля диких зверей. В Древнем Риме Колизей называли амфитеатром Флавиев по родовому имени императоров, строивших его. Название «Колизей» утвердилось с VIII века, оно произошло от латинского «colosseus» — громадный, колоссальный. Фонтан Треви - самый популярный среди множества римских фонтанов, был выстроен в 1732-1751 годах по проекту итальянского архитектора Бернини. В то время архитектор увлекался театральными эффектами, и его творение выполнено в виде монументальной театральной сцены. Посредине сцены располагается раковина, запряженная морскими коньками, которыми управляет могучий бог Океан. Существует поверье, что, кинув в фонтан монетку через левое плечо, человек сообщает Океану о своем желании вернуться в Рим. Говорят, что Океан всегда исполняет это желание. Несмотря на то, что власти Рима пытались ввести запрет на бросание монеток, силы это не возымело, и ежегодно в фонтане остается не меньше 1,5 тыс. евро. Дворец дожей начал своё существование в X веке, но сооружение периодически подвергалось разрушительным пожарам. Поэтому строение в наше время имеет совершенно другой вид, чем тот, который у него был более тысячелетия тому назад. Когда смотришь на дворец дожей, складывается впечатление, что его фасад состоит из различных элементов архитектуры, совершенно не имеющих никакой между собой связи. Но в то же самое время здание выглядит потрясающе, притягивая взор любого посетителя. Пизанская башня. Видео. О достопримечательностях Италии можно говорить очень долго. Но Италия знаменита не только своей архитектурой, но с Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини, Россини и Вивальди. (музыка). А также всем известную нотную грамоту изобрёл итальянский монах Гвидо Д’Ареццо. Николо Паганини – одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства. Годы жизни: 27 октября 1782 — 25 мая 1840. Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме него самого, никто не мог их исполнить. В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами. Предлагаю вам послушать мелодию Николо Поганини «Каприз до бимоль» Как можно охарактеризовать эту мелодию? Какая картина вам представляется? | | Регулятивные: понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки; осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера; Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям народа Италии; формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте; развитие вокально-хоровых навыков в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; |
5.Физкультминутка | “Голова вперёд, голова назад, голова вперёд, назад и прямо. Голова назад, голова вперёд, голова назад, вперёд и прямо. Ухо вправо, ухо влево, ухо вправо, влево, прямо. Носом вправо, носом влево, носом вправо, влево, прямо”. | | |
| Чудо – город Венеция расположен на воде. Вместо привычных улиц там водные каналы, по которым скользят гондолы. Гондольеры (лодочные гребцы» часто напевают песни – баркаролы (от итальянского «барка» - «лодка). Во время итальянского путешествия М.И.Глинка сочинил несколько произведений, одно из которых назвал «Венецианская ночь». В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс М.Глинки «Венецианская ночь». Слушание романс Глинки «Веницианская ночь» Какой характер звучания мелодии? Что изображает ритм ? В Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром. Как вы думаете, почему? Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения бельканто. Белька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука. Слушание песни Санто Лючия Робернтино Лорети (это итальянский мальчик, в своё время поразивший публику прекрасным голосом bell canto). Он пел как взрослый музыкант. Послушайте мелодичность языка, певучесть гласных, проникнитесь красотой мелодии. Слушание песни Санта Лючия. Вы почувствовали красоту мелодии этой народной песни и певучесть итальянского языка? Как вы думаете, не зная итальянский язык, можно понять в общих чертах, о чём поётся в этой песне? Совершенно верно. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива. Все вы смотрите телевизор и знаете, что есть телевизионный проект «Голос. Дети». Так Роман Мишуков из города Дмитров спел песню «Санта Лючия» давайте посмотрим. Видео Давайте с вами выучим первый куплет песни. Лунным сиянием Море блистает, Ветер попутный Парус вздымает. Лодка моя легка, Весла большие… Санта Лючия. (2 раза) | -Мелодия баркаролы нежная, лирическая, в спокойном темпе. -Ритм напоминает лёгкое покачивание на волнах . - В Италии очень красиво и от этого людям, живущим в этой стране, хочется петь. - О природе. | |
6.Применение знаний, отработка умений | На партах у вас лежат листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать все ответы, и если все правильно у вас получится главное слово нашего урока. Выполнение работы. Назовите мне главное слово нашего урока. | -Италия. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий. Регулятивные: понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки; осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям народа Италии; формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте; |
Итог урока. Рефлексия | Ребят, вам понравилось наше путешествие в Италию? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы бы хотели узнать больше? На парте у вас лежат изображения солнышко, туча и солнышко с тучкой. Приклейте их на карту Италии, если вам понравился урок и было все понятно - солнышко. Если вам понравился урок, но было не все понятно - солнышко с тучкой. Если вам не понравился урок, и вам было все непонятно – тучка. Кто подведет итог урока? Наш урок прошел… | Высказывают свое мнение. Приклеивают изображение, подходящее своему настроению на уроке. | Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. |