Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «В интонации спрятан человек». »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин
Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «В интонации спрятан человек»
подготовила
учитель музыки
Шевцова Татьяна Петровна.
г. Кропоткин 2015
Урок музыки в 4 классе
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Тип урока: открытие нового знания
Жанр урока: тематический
Цель: раскрыть содержание «Патетической» сонаты (всех частей) Л.Бетховена.
Задачи: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия; развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; оценить собственную деятельность на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные результаты. Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания «Патетической сонаты».
Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Виды деятельности учащихся: разгадывание кроссворда, слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, пение, цветорелаксация.
Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,
ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.
Технологии:
Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
Технология педагогики сотрудничества, обозначено
технология диалогического обучения (ТПС). применение
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами.
Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).
Дидактическое обеспечение урока:
мультимедийная презентация с музыкальными цитатами I и II частей «Патетической сонаты»;
видеоролик с картинками зелёного цвета и музыкой II части «Патетической сонаты» для цветорелаксации;
плакатик «Зелёный цвет уравновешивает…»;
«Пригласительные в «Концертный зал»» по числу учащихся.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экрани проектор.
Музыкальный материал:
«Патетическая соната» фрагменты I и III частей,
Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».
Ход урока.
I.Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.
Муз. приветствие «С музыкой встретиться мы спешим скорей»
Пропевание звука «ля». ЗДСТ
II. Актуализация знаний
1.Создание учебно-проблемной ситуации.
Вступительная беседа.
У.:Ребята, мне нужна ваша помощь – в кроссворде, который я для вас попыталась составить, потерялась одна буква. И потому не получается слово. Посмотрите на экран (начинаю демонстрацию презентации). (ИКТ).
2.Рефлексия.(ТПО).
Какое слово должно получиться? (ТПС).
Д.: Соната.
У.: Кто помнит, для оркестра или одного инструмента пишут композиторы сонаты?
Ответы учащихся.
У.: Как вы думаете, о какой сонате пойдёт речь? Если ответ будет правильный, он появится в слайде.
(Ответы учащихся. В слайде 2 – по щелчку – появляется слово «патетическая») (ИКТ).
У.: А что означает слово «патетическая»? Это вы прочитали в своих учебниках. (ИОТ).
(Ответы учащихся. В слайде 2 – по щелчку – появляется слово «страстная»)
У.: Слово «страстная" передаёт состояние душевной взволнованности.
III этап (основной) – погружение в тему урока.
Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания.
У.: Вы сейчас вновь услышите страстную, взволнованную речь. Сможете ли вы определить, а какой человек «спрятан» в этой интонации – сильный или слабый духом?
(в слайд 3 вставлена главная партия. Ответы учащихся.)
У.: Правильно, это сильный духом человек – у него есть воля, энергия, мужество. (ТПС).
У.: Давайте теперь вспомним, что вы прочитали в своих учебниках.
Что вас поразило? (слайды 4 и 5)
Д.: «…глухой музыкант».
У.: Когда Бетховен узнал, что его глухота неизлечима…
(слайд 6. В него вставлена музыкальная цитата – 2 такта – из вступления).
У.: Как вы думаете, какие мысли его посетили? (слайд 7)
Ответы учащихся.
У.: Да, ребята, Бетховен решил, что жить ему незачем…(слайд 8).
Вслушайтесь ещё раз в музыку и попробуйте понять по интонациям, а это какой человек – раздавленный горем и не имеющий сил сопротивляться судьбе? Или, может быть, это человек, не желающий сдаваться. В интонациях всегда «спрятан» – образно говоря – человек. То есть, его чувства, эмоции, настроение, характер (слайд 9. Здесь звучит музыка всего вступления).
Ответы учащихся.
У.: Но Бетховен решил – судьбу должно хватать за горло. (Слайд 10. Здесь звучит главная партия).
У.: Как вы предполагаете – Бетховену кто-то говорит о том, что надо набраться мужества, надо собрать всю силу воли для борьбы с такой бедой, надо помнить, что жизнь всегда даётся только одна? Или он сам себя убеждает? (Слайд 11. Здесь звучит побочная партия).
Ответы учащихся.
У.: Бетховен решает жить для и с помощью своего искусства. (Слайд 12. Здесь звучит рефрен из III части. Презентация закончилась).
2. Рефлексия.
У.: В презентации прозвучали отрывки из I и III частей. Но даже по этим отрывкам, думаю, вы сумели понять содержание «Патетической» сонаты. Как вы расскажете родителям, о чём эта соната? (ИОТ).
Ответы учащихся.
У.: Молодцы. В конце урока вы получите пригласительные для родителей в «концертный зал». В них, на обратной стороне, есть информация о сонате. Она поможет вам правильно (если вдруг что-то забудете) пересказать своим родным содержание сонаты. А домашнее задание по учебнику, как всегда, записано на доске в вашем кабинете.
3. Организация вокально- хоровой деятельности.
а) Подготовительная беседа.
У.: А теперь – время песни. Сегодня нам надо исполнить её так, как будем петь на школьном мероприятии. (ИОТ).
б) Работа над воплощением музыкального образа.
Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».
У.: Времявосстановить силы. И сейчас нам в этом поможет презентация с картинками зелёного цвета. Доказано учёными, что зеленый цвет уравновешивает, это цвет надежды, гармонии, ЗДСТ выздоровления (вывешиваю плакатик с этим утверждением). Я эту презентацию соединила со II частью «Патетической» сонаты. Попрошу вас во время просмотра подумать – какой человек «спрятан» в этих интонациях, то есть, какие чувства Бетховена выражены в этой музыке?
4. Цветорелаксация. Демонстрирую презентацию.
У.: Какие чувства Бетховена выражены в этой музыке? (ТПС).
Д.: Он надеялся на выздоровление.
У.:Я тоже услышала в этой музыке надежду, гармонию... Мне представилось, что Бетховен думал о том, как прекрасен этот мир. И потому я соединила эту часть сонаты с картинками зелёного цвета.
IV этап – итог урока.
а) У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу? (ТПС).
б) Самооценка деятельности учащимися.
в) Раздаю «Пригласительные» в «концертный зал» для родителей.
У.: В текстах «Пригласительных» о «Патетической» встречаются иностранные слова. Что они означают, вам расскажут на концерте.
в)Прощаюсь с ребятами, напоминаю, что д/з выписано на доске в их кабинете.
(Д/з – стр.120-121. Ответить на последний вопрос).
Обратная сторона «Приглашения»
«Патетическая» соната (№ 8) написана Бетховеном в 1798 году. Заглавие «Большая патетическая соната» принадлежит самому композитору. «Патетическая» (от греческого слова «pathos» — «пафос») означает «с приподнятым, возвышенным настроением». Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя «приподнятость» эта выражена в каждой части по-разному.
I. Grave-Allegro.Мрачно звучат тяжелые аккорды вступления в I части. Эта музыка говорит о какой-то человеческой драме, беде. Человек так раздавлен горем, что не находит сил ему противостоять. Но вот начинается стремительная мелодия. Это настоящий взлёт духа и решимости. Представляется, что человек сбросил с себя оцепенение и принял решение – не сдаваться!
II. Adagio cantabile (медленно, певуче) – глубокое размышление о чем-то серьезном и значительном, быть может, воспоминание о только что пережитом или думы о будущем.
III. Rondo (Allegro). Стремительная, взволнованная музыка финала во многом роднит его с первой частью сонаты. Энергичная волевая музыка, выражающая мужество и непреклонность, утверждает: соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе.