kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке на тему "Формы и методы работы на уроке сольфеджио в 1 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет развить у учащихся музыкальную память, тембровый, вокально-речевой и инструментальный слух, ассоциативное воображение и мышление. Вызвать интерес у детей к познанию явлений звуков в музыке, к экспериментированию в звуковой  импровизации. На уроке ребята отправляются в музыкальное путешествие и узнают много нового и интересного о музыке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке на тему "Формы и методы работы на уроке сольфеджио в 1 классе" »

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Сосновская детская музыкальная школа









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ:



«Формы и методы работы на уроке сольфеджио в 1 классе»






Автор-составитель:Протасова Ирина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД Сосновская ДМШ












Тамбов, 2012г




Урок сольфеджио в первом классе (хоровое отделение).


МОУ Сосновская детская музыкальная школа

Преподаватель Протасова И.С.



Тема: Формы и методы работы на уроке сольфеджио.

Образовательные задачи:

  1. Развить у учащихся музыкальную память, тембровый, вокально-речевой и инструментальный слух, ассоциативное воображение и мышление.

  2. Сформировать у детей слухозрительное представление о регистрах в музыке.

  3. Показать использование разнообразия красок звука для импровизации в построении музыкальных образов (музыкальная песенка).

  4. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знания и способов действий, связей отношений в объекте изучения методического материала.

Развивающие задачи:

- Развить познавательные способности детей: сравнивать, замечать общее и отличное.

- Вызвать интерес у детей к познанию явлений звуков в музыке, к экспериментированию в звуковой импровизации.

Материал:

1.Мольберт: «Нотоносец», «Длительности нот»

2.Набор карточек на усвоение понятий «Музыкальный размер» «Лад»

3. Ноутбук, м/м проектор, экран.


Ход урока:

1

«Путешествие в музыкальную страну – «Сольфеджио».


- Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде, в разноцветном, расписном!

И раздвинулись вдруг стены, - вся земля видна вокруг.

Плывут звуки речкой пенной, тихо дремлет лес и луг.

Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой.

Это музыка торопит и зовёт нас за собой.

Вслед за нею можем сразу, в дальний путь пустится мы,

Побывать в гостях у сказок, у весны, среди зимы…

Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде, в разноцветном, расписном!




Дорогие мальчики и девочки! Вы конечно знаете, что буквы собираются в слова и рассказывают обо всем на свете. И мы с вами отправимся на поиски приключений с музыкальными буквами – Нотами, которые составляют основу музыкальной азбуки – «Сольфеджио». Собираясь вместе, они превращаются в музыку и песенки, которые вы слышите и поете.

А из чего состоит музыка? А музыка состоит из звуков.

В жизни мы слышим много звуков на улице и дома. И не все эти звуки музыкальные.

Вопрос: Какие звуки мы слышим на улице? (ответ: ветер, шорох, гул машин, треск, грохот)

Можем ли мы эти звуки назвать музыкальными? Конечно же нет! Это всё звуки шумовые.

Музыкальный звук отличается от шумового. Он обладает определёнными свойствами. Давайте вспомним свойства музыкального звука.

  • Музыкальные звуки издают музыкальные инструменты или человеческий голос.

  • У музыкального звука есть высота. Звуки бывают высокими , низкими, средними.


Высокие звуки звучат в высоком регистре, низкие в низком регистре, средние в среднем.


Послушайте музыкальные фрагменты и определите, в каких регистрах они звучат.

(презентация Музыкальный звук)



Ребята, а вы знаете, чтобы дверь в мир музыки нам открывают два волшебных музыкальных ключа! Это скрипичный ключ – он похоже на красивый завиток. И басовый ключ – он похож на баранку!

Эти ключи предупреждают музыкантов, в каком регистре будет звучать музыка. Если нотную запись открывает скрипичный ключ (назван в честь скрипки), то музыка звучит в высоком и среднем регистре, а если басовый( назван по инструменту басу),то в низком.


Ключ скрипичный самый главный

Называется ключ соль

Открывает нотный стан он

Нотной азбуки король!


В музыке звуки записываются специальными значками.

Вопрос: Как называются эти значки?(ответ ноты)

Ноты пишутся на специальных линейках.

Вопрос: Как называются эти линейки? (ответ нотный стан или нотоносец)

Сколько линеек нотном стане? (Ответ пять)


(презентация Звукоряд)


Как было уже сказано,чтобы записать слово нужно знать буквы, а чтобы записать музыкальный звук нужно знать Ноты! Ноты как и вы ребята имеют свои имена!


Весёлое имя у каждой из нот

с друзьями своими любая поёт!


Вопрос: Кто назовёт мне все ноты? (ответ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ)


Вопрос: Как пишутся ноты? (ответ на линейках, между линейками, под линейками, на добавочных линейках)


Пять линеек нотной строчки

мы назвали нотный стан

и на нём все ноты точки

разместили по местам


Есть у каждой ноты дом, где живёшь ты нота ДО?

Здесь, на маленькой скамейке, на добавочной линейке.


Нота РЕ, где живёшь? Где ты песенки поёшь?

Отгадать сумей-ка, под первою линейкой.



Смотри, запомни и пойми, пропела нота МИ,

Я не хочу высоко лезть, мне нравиться и здесь!


Между первой и второй ФА глядит в окошко.

Между первой и второй тесно ей немножко.


На второй линейке СОЛЬ с нотой ФА встречается.

Если скажешь ФА и СОЛЬ, получается – ФАСОЛЬ, слово получается!


А вы меня заметили? – спросила нота ЛЯ.

Между второй и третьей пою я песни детям – ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ.


А на линейке третьей СИ, на самой серединке,

Споёт, когда ни попроси, так звонко без запинки.


(находят ноты на мольберте)

Теперь мы собрали все ноты вместе в один музыкальный звукоряд!(поют звукоряд)


Молодцы ребята! Ноты вы выучили на «отлично»!


2


Чтоб не спутать польку с маршем или с вальсом, например

Обязательно на страже здесь нас стоит….

(ответ хором :Размер)


Правильно! Вся музыка бывает двухдольная, в которой можно сосчитать до 2-х и трёхдольная, где можно сосчитать до трёх.

Послушайте музыкальные произведения и скажите, под какую музыку можно плавно кружиться , под какую быстро и весело двигаться, под какую энергично и чётко маршировать?

(звучат Вальс, Пляска, Марш)

Выполняют движения после прослушивания. (разминка)


3


Нам пока хватает нот

Только нотам нужен счёт

Счёт известен в целом мире

Раз. Два, три, четыре!


Если нота белая

Эта нота целая.


Разделим ноту целую

На половинке белые

Палочкой отметив

Чтоб с той не спутать этих.


В каждой ноте –половинке

По две чёрных четвертинки.


В каждой четвертушке –

По две восьмушки,

По две чернушки

Палочки и точки,

На палочках крючочки!


Всё понятно?

Всё!


Тогда изобразим эти длительности при помощи упражнений!


  • Поём ноту До целой, половинными, четвертными и восьмыми(счёт хлопками)

  • Упражнение «Лошадка»

  • Упражнение «Андрей-воробей»(пропеть вслух и «про себя», прохлопать)

  • «Ритмическое эхо»


4


Музыка представляет собой красивый узор из множества различных звуков. Но в этом узоре выделяется один главный звук. К нему стремятся все звуки песенки.

Вопрос: Как называется этот звук? (ответ- ТОНИКА)

Тоника звучит опорно устойчиво. На тонике заканчиваются все песенки. Звуки, которые ладят с Тоникой образуют ЛАД.

Мы знаем с вами 2 лада. Если музыка звучит ярко, весло, бодро - это МАЖОР. А если грустно, задумчиво это – МИНОР.


Слуховой анализ мажор или минор (карточки-рисунки)


5


Исполнение, выученных песен: рнп «Зайчик», «Козёл», «Ладушки».






















Литература

  1. А. Абелян «Занимательное сольфеджио»

  2. А. Ветлугина «Музыкальный букварь»

  3. Программа по сольфеджио для ДМШ 5-летний курс образования

  4. http://muzikalkairk6.ucoz.ru/load/solfedzhio_dlja_malyshej_sova_do_re_mi_fa/1-1-0-8

  5. http://www.twirpx.com/file/37736/

  6. http://pedsovet.su/load/122-1-0-5722

  7. http://arsvocal.ru/vocal/note/?smartemail=protas23%40yandex.ru&smartname=%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по музыке на тему "Формы и методы работы на уроке сольфеджио в 1 классе"

Автор: Протасова Ирина Сергеевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио""
    ["seo_title"] => string(40) "muzykalnyi_sintaksis_na_uroke_solfedzhio"
    ["file_id"] => string(6) "645155"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707121184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства