Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."
Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."
Тип урока:комбинированный,интегрированный.Ученики 5 класса(средний школьный возраст).Познавательная деятельность является ведущей.Появляется новый вид учебного мотива-мотива самообразования, представленный в активном интересе удетей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."»
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Авторы урока: Бондаренко О. И., В работе напечатаны авторские стихи учителя Герасимовой Елены Сергеевны, посвященные жизни и творчеству Вольфганга Амадея Моцарта.
Предмет: Музыка
Класс: 5 класс, обучение в классе (24человека)
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Автор учебника: Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская.5 класс, Москва: «Просвещение», 2011 г.
Тип урока : комбинированный интегрированный урок.
Психолог – педагогическая характеристика особенностей класса:
Учащиеся 5 класса относятся к среднему школьному возрасту (11-12 лет) в это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».
Появляются следующие центральные личностные образования:
произвольная саморегуляция поведения и деятельности,
появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий,
ориентация на группу сверстников.
Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 5-6 классе:
формирование мотивов учения (осуществляется через внедрение новых предметов, в том числе уроков психологии),
развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,
развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться,
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,
становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям,
усвоение социальных норм, нравственное развитие личности,
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей.
Кроме того, основным и необходимым является
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться в средней школе;
развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Переход от статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе.
В связи началом половым созревания замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Психологические особенности школьника 10-12 лет:
«Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел
Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.
Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.
Цели урока/ занятия/ мероприятия: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
Дидактические: 1. Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи музыки с литературой..
Развивающие: 2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.
- эмоционально откликаться на музыкальные произведения Моцарта, чувствовать их эстетическую красоту;
- укреплять и развивать у учащихся опыт постижения многогранности мира, через взаимосвязь таких видов искусства, как музыка и литература, изобразительное искусство;
- развивать эстетические чувства учащихся, формировать потребности общения с миром музыки, театра, кино;
- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;
- внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием музыки, произведениями искусства, оценивать свои эмоциональные реакции на музыку.
Реулятивные:
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к творчеству Моцарта;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
- осуществлять самопроверку работы;
- воспитание силы характера, воли, стремления быть честными в своем творчестве на примере музыки Моцарта, сила которой не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.
закрепить и обобщить знания, полученные на уроках по творчеству В. Моцарта (знать биографию, особенности творчества композитора);
- извлекать информацию, представленную в разных формах (музыке, тексте, иллюстрациях учебника, нотных записях). Познакомить с литературными произведениями, в которых звучит музыка Моцарта;
- анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи, научить находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, размышлять о музыкальных произведениях Моцарта, высказывать суждение об его основной идее, средствах и формах воплощения;
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, владеть диалоговой формой речи;
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Актуализируют технология интеграции обучения, технология развивающего обучения, технология коммуникативно-диалоговой деятельности, технология объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения.
- Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Тема нашего урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Вы уже знаете, что две стихии искусства - музыка и литература тесно связаны между собой. Благодаря стихам, сказкам, рассказам на свет появилось множество замечательных музыкальных произведений. Назовите их. ( Песни, романсы, балеты, оперы, симфонические миниатюры и сюиты).
- Подумайте, а может ли случиться наоборот: могут ли благодаря музыке быть созданы стихи или сказки? Конечно, да.
Погружение в тему
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
7 мин
Многие поэты и писатели, вдохновленные красотой услышанной ими музыки, или пораженные судьбой знаменитых музыкантов создавали рассказы, сочиняли стихи, желая выразить свое отношение к их музыке. Признаться и я, не могу устоять когда слышу красивую музыку. Это стихотворение я посвятила величайшему композитору, а, впрочем его имя я вам не открою. Попытайтесь угадать. Какому композитору я посвятила эти строки.
Чему мы можем удивляться,
Что чудом стоит нам назвать?
Чем неизменно поделиться
Желает разум, поражать?
Тем, что даровано от бога,
Что свыше гению дано.
Необъяснимого так много,
Я расскажу сейчас одно.
Родился в Зальцбурге мальчишка,
С лукавым огоньком в глазах.
Когда подрос, то коротышка
В камзоле с сабелькой в руках,
Стал вызывать вихрь умиленья
Толпы взыскательных вельмож:
"Похвально к музыке стремленье,
Он непосредственен, хорош"
Но стоит клавиш лишь коснуться,
Клавир послушно запоет,
И зал с восторгом с восхищеньем
И с почитанием замрет:
"Как эти детские ручонки
Уносят в мир страстей и грез,
Умело, задевая струнки,
Ребенок гений, виртуоз!
Он может все, глаза закройте,
Но будет музыка царить.
Он пальчиком одним играет,
Постойте, так не может быть!"
Ему Европа рукоплещет:
"Так можно ведь сойти с ума,-
И снова публика трепещет,
Игра таланта и ума!"
Вот вам пример для удивленья,
Которому уж сотни лет,
Но вызывает восхищенье
Его искусства чистый свет.
- Ребята, как вы думаете, какому композитору я посвятила эти строки? (Вольфгангу Амадею Моцарту)
Сегодня мы поговорим о творчестве Вольфганга Амадея Моцарта – композиторе, чья жизнь и искусство неизменно удивляют и восхищают одновременно. Вы уже кое-что знаете о нем и поделитесь со всеми своими воспоминаниями. (Моцарт Австрийский композитор, живший во второй половине 18 века.)
Задание для учащихся.
Прочитайте текст и обобщите его с текстом, подготовленным дома.
В основу либретто балета «Щелкунчик» положен сюжет сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана сказка - «Щелкунчик и мышиный король».
Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослее веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов – Щелкунчика. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с мышиным войском. Храбрый Щелкунчик вступает в неравный бой с мышиным войском. Ему на помощь приходит Мари – она бросает туфельку в предводителя мышей и спасает Щелкунчика. Щелкунчик превращается в прекрасного принца.
2. Прочитайте известные вам стихотворения о Новом годе.
Фаза 2 «Работа над темой»
Инпут «Реставрационная мастерская»
Передача информации
8 минут : Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского
Учитель: Самостоятельное это произведение или является фрагментом? Как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов? Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Ученики: О музыкальном театре.
Учитель:Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие. Мы продолжаем виртуальное путешествие в музыкальный театр.
Театр - здесь искусства воедино сплелись.
Театр - здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушевский)
Учитель:Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?
Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.
Учитель: А что такое опера?
Учитель: Какие же оперы Вам запомнились больше всего?
Ученики: Опера “Садко”, которую написал оперный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель: Правильно, но возможно кто-нибудь вспомнит ещё одну оперу Н.А.Римского-Корсакова на сказочный сюжет. Фрагменты из этой оперы так же звучали на наших уроках.
Ученики: «Снегурочка»
Учитель: Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей?
Ученики: Былина, сказка.
Учитель: Совершенно верно.
Учитель: Но пора вернуться к теме нашей встречи. С каким же жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня? Давайте не будем гадать. Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде. Но для этого Вам необходимо отгадать насколько загадок. Все готовы?
Ученики- :Да!!!
Учитель:Что нас ждет в театре – секрет. Я вам его не скажу, но если вам повезет, может, вы сами догадаетесь. Ключ к раскрытию этого секрета – в этом кроссворде. Итак, перед вами кроссворд. Если правильно угадаете загадки, то наш пункт назначения станет известен. Решение музыкального кроссворда
Учитель: Бывает… драматический, бывает... музыкальный. Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный! Его придумал режиссёр, играют в нём артисты. Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни...
Ученики:( спектакль).
Учитель:
Спектакль на славу удался И публика довольна вся! Художнику особые овации За красочные…?
Ученики: (декорации)
Учитель:
Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Камаринская” зазвучит - Исполнят для вас русский…
Ученики:( танец)
Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и вы без труда можете назвать тему предстоящего разговора.
Ученики: ( речь пойдёт о балете).
Учитель: Совершенно верно. Но я бы хотела услышать от Вас, какова цель нашего сегодняшнего урока и что мы можем узнать, исследовав тему?
Ученики: мы можем узнать - что же такое балет? Когда и где возник балет? Как он создается?
Учитель: Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера. (Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балета).
Проработка темы
Проработка учебного материала
15 мин
Учитель :Балет - (французского , буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
Учитель: А где и когда появился балет? (отвечает заранее подготовленный с сообщением ученик)
Ученик: Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому, балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу.
Учитель: А вы знаете, как создается балет?
Ученик: Сначала берется какой-то литературный текст – первоисточник - сказки, легенды, пьесы, драма и т.д. Затем либреттист пишет либретто с опорой на литературный источник, потом композитор музыку, а балетмейстер ставит танцы.
Учитель: А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?
Ученики: Либретто.
Учитель: А что такое либретто?
Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или бале
Учитель :Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц.
Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?
Ученики :«Щелкунчик»
Работа с учебником.
Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892
Учитель: Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров.Либретто к балету создано Мариусом Петипа.
Учитель:А теперь подумайте: всех ли авторов мы с вами вспомнили?
Ученики:Здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.
Учитель:Я Вам очень благодарна за это дополнение. Ведь, если вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?
Ученики: Сказка “Щелкунчик”.
Учитель: Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения.
Ученики :Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король»
Учитель :Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. А кто ещё принимает участие в создании балета?
Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета: солисты и кордебалет- группа танцоров, сопровождающих действие (как в опере хор). А также художники, создающие декорации и костюмы.
Учитель: С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы?
Ученики: С фрагментом, который звучал в начале урока, когда мы входили в класс. Он называется “Марш”.
Учитель:Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?
Петр Ильич Чайковский«Щелкунчик»
( либретто М.Петипа по мотивам сказки Гофмана)
Действие балета происходит на Рождество в небольшом немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов – Щелкунчика. С наступлением ночи оживает таинственный мир. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным Королем. Храбрый Щелкунчик вступает с ними в неравный бой. Ему на помощь приходит Мари – она бросает туфельку в предводителя мышей и спасает Щелкунчика. Щелкунчик превращается в прекрасного принца.
Просмотр видеофрагмента «Битва с мышами» в исполнении артистов балета Мариинского театра
Учитель: Что мы слышим в этой музыке?
Ученики: Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.
Учитель:Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышали ли вы в этом фрагменте характерные черты знакомых вам танцев.
Ученики: Музыка, которая сейчас прозвучала, не совсем похожа на танец. Это скорее музыкальная сцена игрушечной войны.
Учитель:Это вы верно заметили. Какие же средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы добиться такого ощущения?
Ученики: Он использовал мелодию, ритм, темп, динамику, изобразительные возможности оркестра, т.е. тембры инструментов симфонического оркестра, чтобы создать зрительное ощущение происходящего на сцене.
Учитель: Чем же заканчивается история?«Вальс снежных хлопьев» провожает Мари и принца в сказочную страну, где их встречает фея Драже. Начинается праздник, на котором гости разных национальностей исполняют свои танцы. «Вальс цветов», прославляющий весну, красоту и любовь, завершает балет.И последний фрагмент, с которым мне бы хотелось вас познакомить - это «Вальс цветов». На этом празднике ликуют все, идаже цветы . Этот танец танцуют в разных странах. Его звучание объединяет всех гостей на празднике в кукольном королевстве сладостей.
Просмотр видеофрагмента «Вальс цветов» в исполнении артистов балета Мариинского театра.
Учитель: Задание перед слушанием - создайте движениями рук образ сказочных, нежных цветов парящих в классическом танце – вальсе (пластическое интонирование).
Учитель: Кто исполняет «Вальс цветов» (солисты или кордебалет)?
Учитель: Какой инструмент звучит во вступлении вальса?
Ученики:Арфа.
Учитель: Этот инструмент П.И. Чайковский часто использовал в своих произведениях, чтобы создать сказочность, таинственность?(показ инструмента)
Учитель: Какое впечатление, настроение вызвала у Вас эта музыка?
Ученики:Сказочный, благородный и торжественный вальс.
Учитель:«Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик».
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка «Есть контакт!»
Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
5 мин
1. Постройтесь в одну шеренгу-цепочку.
2. Получите свою половинку текста.
3. Как только зазвучит музыка, последний игрок в цепочке направляется к первому игроку и предъявляет ему свою половинку. 4. Если половинки совпали по смыслу, вы поднимаете руки вверх, хлопаете ими и произносите фразу: «Есть контакт». После этого вы переходите к доске и закрепляете на ней свое сообщение.
5. Оставшиеся игроки продолжают поиск, закручивая цепочку до тех пор, пока все пары не объединятся.
Таким образом, все восстановленные определения размещаются на доске.
Ребята уже с места зачитывают получившиеся определения, а учитель комментирует правильность выполнения задания.
Рефлексия
Время 7 минут
Учитель :несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, вы без труда ответите на самый важный вопрос: «Какова роль литературы в музыке?»
Ученики: композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой
Учитель: чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.
Опера
Балет
Роль вокала
главная
отсутствует
Роль танца
второстепенная
главная
Оркестр
симфонический
симфонический
либретто
Домашнее задание
(Время 3 минуты)Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в вас желание посетить балетный спектакль.
А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.
Молодцы, ребята вы прекрасно поработали, и мне осталось сказать лишь несколько слов.