Просмотр содержимого документа
«конспект урока музыки "Настрою гусли на старинный лад. Опера Н.А.Римского-Корсакова "Садко". »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Судиславская средняя общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района
Костромской области
Конспект урока музыки
по теме «Настрою гусли на старинный лад…»
в 3 классе по авторской программе «Музыка» для 1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Подготовила учитель музыки
Смирнова Мария Сергеевна
Судиславль 2014
Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»
Место данного урокав системе указанной выше программы: 3 класс, II четверть «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».
Художественно-педагогическаяидеяурока:
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
В.М. Васнецов
Форма урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: Раскрыть значение народной музыки и музыкальных инструментов в русской истории и фольклоре;
Задачи:
- познакомить учащихся со значением гуслей и образами народных сказителей былин.
- на примере материала урока (из области литературы, музыки и живописи) способствовать развитию эмоционально-образной сферы учащихся;
- обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагмента оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»;
- на примере песни М.Минкова «Дорога добра» и игре на инструментах способствовать формированию музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства, понять значение народной музыки и музыкальных инструментов в русской истории и фольклоре;
При разработке урока используется технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.
2.Фрагмент из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова «Заиграйте, мои гусельки!»
3. «Дорога добра» из к/ф «Приключения маленького Мука», Музыка - Марк Минков, слова - Юрий Энтин.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Введение в тему урока
3.Беседа о прослушанном фрагменте из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова «Заиграйте, мои гусельки!».
4. Исполнение песни «Приходи, сказка» из к/ф «Там, на неведомых дорожках» Музыка и слова: В.Дашкевич - Ю.Ким.
5.Итог урока.
Ход урока.
СЛАЙД 1
Музыкальное приветствие.
Введение в тему урока:
СЛАЙД 2
Учитель: Я хотела бы начать урок со слов великого русского художника В.М.Васнецова: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Как вы думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке?
Ученик: о русской истории и народной музыке.
СЛАЙД 3 (читаю со слайда)
Учитель.
Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси.
Послушайте, как он звучит и определите, что это за инструмент.
(Слушание музыкального фрагмента.)
Ответы учащихся: гусли.
Учитель:
К нам на урок пришли настоящие гусли!
Учитель: Как называли музыканта, который играл на гуслях?
Ученик: гусляр.
СЛАЙД 4
Учитель:Сейчас мы видим картину В.М. Васнецова «Гусляры»
Гусляры поют неторопливо, Трогают перстами плавно струны, Льётся их сказание красиво… Слева сел на лавку парень юный,
А лицо как писано с иконы. Он на гуслях трепетно играет, И печально-ласковые звоны Правою рукою извлекает.
Рядом с ним сидит старик с седою Бородою, длинной, белоснежной. Гусли трогая рукой худою, Он поёт задумчиво и нежно.
Увлечён игрою тот, что справа, Голову склонил, взмахнул рукою. И поют они про лес и травы, Про поля и небо над рекою.
Льётся песня о родном просторе, О прекрасном и далёком прошлом, О сегодняшней нужде и горе, О грядущем – славном и хорошем.
Учитель:
Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди развлекали князя и народ, рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли, при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь - былину, то этому делу обеспечена удача, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.
СЛАЙД 5
Учитель:
Ребята, а что такое БЫЛИНЫ, которые распевали гусляры?
Ученик: Русские народные сказания или песни, исполняемые под аккомпанемент гуслей.
Учитель.
Ребята, давайте узнаем почему гусли получили такое название.
СЛАЙД 6
Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.
Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, гусли были еще в шестом веке.
Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».
Самые древние и простые –это гусли звончатые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13).
В древности гусли изготавливали из дерева , чаще всего использовали явор - белый клен, поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.
СЛАЙД 7
Учитель:
Мы погружаемся в нашу русскую историю всё дальше… Итак, в древности гусляры исполняли былины о разных героях нашей великой Русской земли. Давайте вы, попробуете отгадать загадку, после чего узнаете имя одного известного былинного героя.
СЛАЙД 8 (ТЕМА УРОКА)
СЛАЙД 9 (читаю со слайда)
Учитель:
На гуслях играли не только в древние времена, но и сейчас играют в оркестре народных инструментов.
Учитель: Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра?
Ученик: (балалайки, домры, трещотки, баян, ложки, дудочки и др.)
(ИГРА)
Учитель:Я предлагаю вам тоже создать ансамбль русских народных инструментов. Для этого я приглашаю ребят, которые будут участниками ансамбля. А мы все вместе им поможем и споем р.н.п. «Ах, вы сени».
СЛАЙД 10
Учитель:
Всё ли получилось у вашего оркестра?
Ученик: Да.
СЛАЙД 11
Учитель:
Гусли, этот удивительный инструмент, попал даже в оперу. Известный композитор Н.А.Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.
Н.А.Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».
СЛАЙД 12
Учитель:
Ребята, а что такое опера?
Ученик: Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.
СЛАЙД 13
Садко - былинный герой, бесстрашный мореплаватель и талантливый гусляр, который жил в богатом городе Новгороде.
СЛАЙД 14
Двенадцать лет он по морю плавал, а дани царю морскому не платил. Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.
Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного мира и поразил всех своей великолепной игрой. (видео)
СЛАЙД 15
Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.
Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко».
Беседа по прослушанному произведению:
Как выглядит Садко в опере?
Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?
Скажите, звучали гусли или нет?
(Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)
СЛАЙД 16
В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.
СЛАЙД 17
Давайте в заключение нашего урока исполним песню «Дорога добра» из к/ф «Приключения маленького Мука», Музыка - Марк Минков, слова - Юрий Энтин.
Итог урока:
Учитель:
Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.
О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили?
Ученик: О гуслях.
Учитель:
С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? Ученик: Садко.