kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Настрою гусли на старинный лад. Опера Н.А.Римского-Корсакова "Садко".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки

по теме «Настрою гусли на старинный лад…»

в 3 классе по авторской программе «Музыка» для 1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»

Место данного урока в системе указанной выше программы: 3 класс, II четверть «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».

Художественно-педагогическая идея урока:

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

                                                                                                     В.М. Васнецов 

Форма урока: урок усвоения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока музыки "Настрою гусли на старинный лад. Опера Н.А.Римского-Корсакова "Садко". »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Судиславская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района

Костромской области












Конспект урока музыки

по теме «Настрою гусли на старинный лад…»

в 3 классе по авторской программе «Музыка» для 1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина




















Подготовила учитель музыки

Смирнова Мария Сергеевна










Судиславль 2014

Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»


Место данного урока в системе указанной выше программы: 3 класс, II четверть «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».


Художественно-педагогическая идея урока:

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

  В.М. Васнецов 


Форма урока: урок усвоения новых знаний.


Цель: Раскрыть значение народной музыки и музыкальных инструментов в русской истории и фольклоре;


Задачи:

- познакомить учащихся со значением гуслей и образами народных сказителей былин.


- на примере материала урока (из области литературы, музыки и живописи) способствовать развитию эмоционально-образной сферы учащихся;


- обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагмента оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»;


- на примере песни М.Минкова «Дорога добра» и игре на инструментах способствовать формированию музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.


Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература.


Ожидаемый результат:

Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства, понять значение народной музыки и музыкальных инструментов в русской истории и фольклоре;


При разработке урока используется технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.


Оборудование: компьютер, медиапроектор, аудиозаписи, презентация, фортепиано.



Музыкальный материал:


1.Наигрыши гуслей.


2.Фрагмент из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова «Заиграйте, мои гусельки!»


3. «Дорога добра» из к/ф «Приключения маленького Мука», Музыка - Марк Минков, слова - Юрий Энтин.


План урока:

1.Организационный момент.


2. Введение в тему урока


3.Беседа о прослушанном фрагменте из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова «Заиграйте, мои гусельки!».


4. Исполнение песни «Приходи, сказка» из к/ф «Там, на неведомых дорожках» Музыка и слова: В.Дашкевич - Ю.Ким.


5.Итог урока.


























Ход урока.


СЛАЙД 1

Музыкальное приветствие.


Введение в тему урока:

СЛАЙД 2

Учитель: Я хотела бы начать урок со слов великого русского художника В.М.Васнецова: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Как вы думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке?


Ученик: о русской истории и народной музыке.


СЛАЙД 3 (читаю со слайда)

Учитель.

Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси.



Послушайте, как он звучит и определите, что это за инструмент.

(Слушание музыкального фрагмента.)

Ответы учащихся: гусли.


Учитель:

К нам на урок пришли настоящие гусли!


Учитель: Как называли музыканта, который играл на гуслях?

Ученик: гусляр.


СЛАЙД 4

Учитель: Сейчас мы видим картину В.М. Васнецова «Гусляры»

Гусляры поют неторопливо,
Трогают перстами плавно струны,
Льётся их сказание красиво…
Слева сел на лавку парень юный,

А лицо как писано с иконы.
Он на гуслях трепетно играет,
И печально-ласковые звоны
Правою рукою извлекает.

Рядом с ним сидит старик с седою
Бородою, длинной, белоснежной.
Гусли трогая рукой худою,
Он поёт задумчиво и нежно.

Увлечён игрою тот, что справа,
Голову склонил, взмахнул рукою.
И поют они про лес и травы,
Про поля и небо над рекою.

Льётся песня о родном просторе,
О прекрасном и далёком прошлом,
О сегодняшней нужде и горе,
О грядущем – славном и хорошем.

Учитель:

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди развлекали князя и народ, рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли, при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь - былину, то этому делу обеспечена удача, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.



СЛАЙД 5

Учитель:

Ребята, а что такое БЫЛИНЫ, которые распевали гусляры?

Ученик: Русские народные сказания или песни, исполняемые под аккомпанемент гуслей.


Учитель.

Ребята, давайте узнаем почему гусли получили такое название.

СЛАЙД 6

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, гусли были еще в шестом веке.

Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».

Самые древние и простые –это гусли звончатые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13).

В древности гусли изготавливали из дерева , чаще всего использовали явор - белый клен, поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.




СЛАЙД 7

Учитель:

Мы погружаемся в нашу русскую историю всё дальше… Итак, в древности гусляры исполняли былины о разных героях нашей великой Русской земли. Давайте вы, попробуете отгадать загадку, после чего узнаете имя одного известного былинного героя.

СЛАЙД 8 (ТЕМА УРОКА)

СЛАЙД 9 (читаю со слайда)

Учитель:

На гуслях играли не только в древние времена, но и сейчас играют в оркестре народных инструментов.


Учитель: Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра?

Ученик: (балалайки, домры, трещотки, баян, ложки, дудочки и др.)


(ИГРА)

Учитель: Я предлагаю вам тоже создать ансамбль русских народных инструментов. Для этого я приглашаю ребят, которые будут участниками ансамбля. А мы все вместе им поможем и споем р.н.п. «Ах, вы сени».

СЛАЙД 10



Учитель:

Всё ли получилось у вашего оркестра?


Ученик: Да.


СЛАЙД 11

Учитель:

Гусли, этот удивительный инструмент, попал даже в оперу. Известный композитор Н.А.Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.

Н.А.Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».


СЛАЙД 12

Учитель:

Ребята, а что такое опера?

Ученик: Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.




СЛАЙД 13

Садко - былинный герой, бесстрашный мореплаватель и талантливый гусляр, который жил в богатом городе Новгороде.


СЛАЙД 14

Двенадцать лет он по морю плавал, а дани царю морскому не платил. Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.




Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного мира и поразил всех своей великолепной игрой. (видео)


СЛАЙД 15

Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко».


Беседа по прослушанному произведению:

Как выглядит Садко в опере?


Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?


Скажите, звучали гусли или нет?

(Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)


СЛАЙД 16

В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.


СЛАЙД 17

Давайте в заключение нашего урока исполним песню «Дорога добра» из к/ф «Приключения маленького Мука», Музыка - Марк Минков, слова - Юрий Энтин.






Итог урока:

Учитель:

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили?

Ученик: О гуслях.


Учитель:

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? Ученик: Садко.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Мария Сергеевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241010

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства