Воспитывать интерес к культуре и музыке других народов, толерантное отношение к народам других национальностей.
Тип урока: углубление и закрепление знаний.
Эпиграф. Будь счастлив здесь каждый и Богом одарен:
И русский, и грек, армянин, караим,
Еврей, украинец, болгарин, татарин.
Да, здравствует добрый и щедрый наш Крым!
Учитель.
Мы все знаем, что в Крыму с давних времен и до наших дней проживает много народов и национальностей. И каждому народу здесь есть место.
Не зря его называют многонациональным, а на гербе Крыма есть надпись "Процветание в единстве»
Какие национальности прозвучали в эпиграфе?
Сегодня мы познакомимся с тремя наиболее многочисленными национальностями, проживающими в Крыму. Кто мне их назовет?
Лучше всего это сделать в этнографическом музее, куда мы сейчас с вами совершим виртуальное путешествие.
А вы знаете, какой музей считается этнографическим?
Каждый зал музея отражает быт одного из народов. Посещая залы музея, будьте внимательны, старайтесь запоминать все увиденное и услышанное, чтобы в конце нашей экскурсии вы смогли дать ответы на вопросы.
(Перед входом в зал звучит р.н.п. «Грицю, Грицю, до роботи» укр.н.п.)
Учитель. Ребята, я думаю вы уже догадались в зал какого народа мы попадем?
Как прозвучала эта музыка, какое настроение она вызывает? (весело, задорно, игриво)
К какому жанру её относят? (шуточному)
(Выходит экскурсовод)
Экскурсовод
Вы вошли в зал, где отражена культура украинского народа.
Старинная украинская хата(мазанка) окнами и дверями обязательно выходила на солнечную сторону, чтобы выметалось, высвечивалось из неё всякое зло.
Украинская хата — это живописная, чаще белена снаружи и внутри, здание, преимущественно под соломенной крышей. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения.
Всегда любили в Украине и целебную красавицу калину, которая является символом девичьей красоты и нежности. Она росла вокруг каждого дома.
Калину воспевают в песнях, о ней составлены легенды. В одной из них рассказывается о том, как красивая молодая Калина завела в болото врагов-бусурманив. Много из них погибло, но все-таки погибла и молодая красавица. На месте ее гибели вырос куст, который в почтение девушки и назвали калиной.
Калиной украшали свадебный каравай. Перед молодыми на столе ставили букет из веточек дуба и калины. И на свадебном полотенце (рушнике) вышивали калину с дубом как символы девичьей красоты и нежности и мужской силы и прочности.
Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.
Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.
Вышивкой славился не только рушник, но и украинский национальный костюм.
Экскурсовод. Обратите внимание на этих двух кукол в национальных костюмах, ярких, нарядных. звучит музыка
Ой! Наши куклы, кажется, оживают… (куклы исполняют укр.н.танец «Гопак»)
Учитель(обращаясь к детям) Ребята, вам понравился танец? Вы хотели бы научиться так танцевать?
(обращаясь к танцорам) Дорогие куклы, покажите нам некоторые элементы вашего танца. (показывают «ковырялочку», присядку.) Ребята все танцуют.
Экскурсовод. Переходим в другой зал. (звучит музыка «Светит месяц» р.н. песня – танец.)
Учитель. Как вы думаете, музыка какого народа сейчас прозвучала? Кто вспомнит ее название? Верно, это р.н. песня – танец. «Светит месяц») Какой настроение передает музыка? Какие характерные особенности ? В каком исполнении прозвучала музыка, в вокальном или инструментальном?
Экскурсовод. Русские избы издавна строились из бревен. Их на Руси называли срубами. Снаружи избу украшали резьбой и орнаментом. "ставенки резные, окна расписные"
Главной в русской избе всегда была печь. В ней готовили, на ней спали, обогревали помещение
С давних пор известно, что основным символом России является береза. Это белостволое дерево испокон веков принималось в качестве знака чистоты и девственности.
Название березы возникло от слова "берегиня", от имени славянской богини, которая считалась матерью всех добрых духов и сил. Так же береза считается символом молодых девушек, не зря в песнях и стихах звучит "девственная береза"
А знаете ли вы песни, в которых поется о березе? («Во поле береза стояла»). А вы знаете, что эту песню исполняли в хороводе. А что такое хоровод?
Учитель. А давайте , ребята, споем эту песню в хороводе.
Экскурсовод.Мы направляемся в следующий зал. И вновь звучит музыкальная загадка. Музыку какого народа вы услышали? Это крымскотатарская хайтарма. В этом зале мы познакомимся с культурой крымских татар.
Крымские татары жили в небольших домиках с черепичной крышей, которые сохранились и до наших дней. Внутренний интерьер был очень скудным: небольшой стол посреди комнатки и несколько топчанов вокруг стола, спинками которых были подушки, изготовленные из соломы. Также как русские и украинцы это очень музыкальный народ. Для того чтобы глубже понять крымскотатрскую музыку, нужно познакомиться с народными инструментами. Это саз- струнный щипковый инструмент, кавал- свистоваядудка, духовой инструмент, кеманча - струнный смычковый инструмент, думбелек –ударный инструмент в виде двух горшков разных размеров, на которых натянута кожа. Играют на этом инструменте деревянными палочками. Думбелеки больших размеров предназначались для сбора людей, а также для объявления тревоги в ханском дворце.
У крымских татар очень много танцев и хороводных, и сольных. Самым известным считается «Хайтарма». Ее танцуют мужчины и женщины. Мужчины держат руки врозь, то сжимая, то разжимая пальцы, имитируя полет птицы. Женщины, ведя плечами и кистями рук, как бы плывут по реке.
Посмотрите видеофрагмент выступления народного ансамбля «Ешиль ада», что в переводе с крымскотатарского означает «Зеленый остров».
Учитель Ребята, слушайте и смотрите внимательно, а потом расскажите, какие впечатления она на вас произвела.
Вы заметили, как энергично танцуют мужчины и как плавно плывут в танце девушки? Давайте попробуем повторить некоторые движения.
(Разучивание элементов танца.) Наша экскурсия подошла к концу.
Мне кажется, что она всем понравилась и мы узнали много нового и интересного об этих народах.
А чтобы проверить внимательны ли вы были, поиграем в игру «Лото». Перед вами наборное полотно с ответами, а на партах карточки с заданием. Каждый, у кого есть карточка, по очереди читает задание, отвечает на вопрос и вешает на поле, чтобы собралась картинка.
Так что объединяет народы, живущие в Крыму (дружба)?
Я думаю, что все вы со мной согласитесь, что народы, населяющие наш Крым, живут в согласии.
А какая бывает дружба? (крепкая, долгая, верная, надежная).
Вы совершенно правильно определили это слово «дружба», которое не просто хочется произносить, но и петь.
Распевка «Дружба», пение по полутонам.
Л. Огурцовой "Крымский хоровод"
Греки, русские, армяне Хайтарма, гопак, фрейлахс,
Крымчаки и караимы- Сырба, барыня, сиртаки,
Есть у нас другое имя: Словно лютики и маки
Нас еще зовут "крымчане". Так полянка загорелась.
Украинцы и евреи, Не в саду, не в огороде-
Немцы, крымские татары, Мы в семье, в своем народе.
Ассирийцы и болгары, Дай мне руку, мой ровесник,
Становитесь в круг скорее! Станем рядом в хороводе.
Исполнение песни Ленуры Джемалядиновой «Дружба и достлукъ»
Игра "Микрофон"
Ребята, что нового вы узнали и чему научились на уроке.
Учитель.
Вы мне сегодня очень помогли. Благодаря вашей активной работе, вашей внимательности мы пришли к выводу что все народы населяющие Крым должны жить дружно, в согласии. И только в дружбе наш Крым будет процветать. Ведь даже на гербе Автономной Республики Крым выгравирован девиз: "Процветание в единстве"