kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки : «Между музыкой разных народов нет границ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока: «Между музыкой разных народов нет границ»

 

Художественное название урока:  «Крым - наш общий дом»

 

Цель: продолжать знакомство учащихся с культурой народов, проживающих в Крыму; познакомить с музыкой  крымских татар.

 

Задачи

Образовательные:

1.Проверить знание понятийного материала по изученной теме (образовательная игра);

2. Продолжать развивать вокально-певческие навыки;

3.Продолжать разучивать элементы народных танцев;

Воспитательная:

Воспитывать интерес к культуре и музыке других народов, толерантное отношение к народам других национальностей.

Тип урока: углубление и закрепление знаний.

 

                                 Эпиграф.   Будь счастлив здесь каждый и Богом одарен:

                                              И русский, и грек, армянин, караим,

                                               Еврей, украинец, болгарин, татарин.

                                                              Да, здравствует добрый и щедрый  наш Крым!

Учитель.

    Мы все знаем, что в Крыму с давних времен и до наших дней проживает много народов и национальностей. И каждому народу здесь есть место.

Не зря его называют многонациональным,  а на гербе Крыма есть надпись "Процветание в единстве»

Какие национальности прозвучали  в эпиграфе?

Сегодня мы познакомимся с тремя наиболее многочисленными национальностями, проживающими в Крыму.  Кто мне их назовет? 

Лучше всего это сделать в этнографическом музее, куда мы сейчас с вами совершим виртуальное путешествие.  

А вы знаете, какой музей считается этнографическим?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки : «Между музыкой разных народов нет границ» »

Тема урока: «Между музыкой разных народов нет границ»


Художественное название урока: «Крым - наш общий дом»


Цель: продолжать знакомство учащихся с культурой народов, проживающих в Крыму; познакомить с музыкой крымских татар.


Задачи

Образовательные:

1.Проверить знание понятийного материала по изученной теме (образовательная игра);

2. Продолжать развивать вокально-певческие навыки;

3.Продолжать разучивать элементы народных танцев;

Воспитательная:

Воспитывать интерес к культуре и музыке других народов, толерантное отношение к народам других национальностей.

Тип урока: углубление и закрепление знаний.


Эпиграф. Будь счастлив здесь каждый и Богом одарен:

И русский, и грек, армянин, караим,

Еврей, украинец, болгарин, татарин.

Да, здравствует добрый и щедрый наш Крым!

Учитель.

Мы все знаем, что в Крыму с давних времен и до наших дней проживает много народов и национальностей. И каждому народу здесь есть место.

Не зря его называют многонациональным, а на гербе Крыма есть надпись "Процветание в единстве»

Какие национальности прозвучали в эпиграфе?

Сегодня мы познакомимся с тремя наиболее многочисленными национальностями, проживающими в Крыму. Кто мне их назовет?

Лучше всего это сделать в этнографическом музее, куда мы сейчас с вами совершим виртуальное путешествие.

А вы знаете, какой музей считается этнографическим?


Каждый зал музея отражает быт одного из народов. Посещая залы музея, будьте внимательны, старайтесь запоминать все увиденное и услышанное, чтобы в конце нашей экскурсии вы смогли дать ответы на вопросы.


(Перед входом в зал звучит р.н.п. «Грицю, Грицю, до роботи» укр.н.п.)


Учитель. Ребята, я думаю вы уже догадались в зал какого народа мы попадем?

Как прозвучала эта музыка, какое настроение она вызывает? (весело, задорно, игриво)

К какому жанру её относят? (шуточному)

(Выходит экскурсовод)

Экскурсовод

Вы вошли в зал, где отражена культура украинского народа.

Старинная украинская хата(мазанка) окнами и дверями обязательно выходила на солнечную сторону, чтобы выметалось, высвечивалось из неё всякое зло.

Украинская хата — это живописная, чаще белена снаружи и внутри, здание, преимущественно под соломенной крышей. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения.

Всегда любили в Украине и целебную красавицу калину, которая является символом девичьей красоты и нежности. Она росла вокруг каждого дома.

Калину воспевают в песнях, о ней составлены легенды. В одной из них рассказывается о том, как красивая молодая Калина завела в болото врагов-бусурманив. Много из них погибло, но все-таки погибла и молодая красавица. На месте ее гибели вырос куст, который в почтение девушки и назвали калиной.

Калиной украшали свадебный каравай. Перед молодыми на столе ставили букет из веточек дуба и калины. И на свадебном полотенце (рушнике) вышивали калину с дубом как символы девичьей красоты и нежности и мужской силы и прочности.

Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.

Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

Вышивкой славился не только рушник, но и украинский национальный костюм.

Экскурсовод. Обратите внимание на этих двух кукол в национальных костюмах, ярких, нарядных. звучит музыка

Ой! Наши куклы, кажется, оживают… (куклы исполняют укр.н.танец «Гопак»)

Учитель (обращаясь к детям) Ребята, вам понравился танец? Вы хотели бы научиться так танцевать?

(обращаясь к танцорам) Дорогие куклы, покажите нам некоторые элементы вашего танца. (показывают «ковырялочку», присядку.) Ребята все танцуют.

Экскурсовод. Переходим в другой зал. (звучит музыка «Светит месяц» р.н. песня – танец.)

Учитель. Как вы думаете, музыка какого народа сейчас прозвучала? Кто вспомнит ее название? Верно, это р.н. песня – танец. «Светит месяц») Какой настроение передает музыка? Какие характерные особенности ? В каком исполнении прозвучала музыка, в вокальном или инструментальном?

Экскурсовод. Русские избы издавна строились из бревен. Их на Руси называли срубами. Снаружи избу украшали резьбой и орнаментом. "ставенки резные, окна расписные"

Главной в русской избе всегда была печь. В ней готовили, на ней спали, обогревали помещение

С давних пор известно, что основным символом России является береза. Это белостволое дерево испокон веков принималось в качестве знака чистоты и девственности.

Название березы возникло от слова "берегиня", от имени славянской богини, которая считалась матерью всех добрых духов и сил. Так же береза считается символом молодых девушек, не зря в песнях и стихах звучит "девственная береза"


А знаете ли вы песни, в которых поется о березе? («Во поле береза стояла»). А вы знаете, что эту песню исполняли в хороводе. А что такое хоровод?

Хоровод - 1) танец-игра, сопровождаемый пением, иногда обрядового значения. Характерно круговое движение.

Учитель. А давайте , ребята, споем эту песню в хороводе.

Экскурсовод. Мы направляемся в следующий зал. И вновь звучит музыкальная загадка. Музыку какого народа вы услышали? Это крымскотатарская хайтарма. В этом зале мы познакомимся с культурой крымских татар.

Крымские татары жили в небольших домиках с черепичной крышей, которые сохранились и до наших дней. Внутренний интерьер был очень скудным: небольшой стол посреди комнатки и несколько топчанов вокруг стола, спинками которых были подушки, изготовленные из соломы. Также как русские и украинцы это очень музыкальный народ. Для того чтобы глубже понять крымскотатрскую музыку, нужно познакомиться с народными инструментами. Это саз- струнный щипковый инструмент, кавал- свистовая дудка, духовой инструмент, кеманча - струнный смычковый инструмент, думбелек –ударный инструмент в виде двух горшков разных размеров, на которых натянута кожа. Играют на этом инструменте деревянными палочками. Думбелеки больших размеров предназначались для сбора людей, а также для объявления тревоги в ханском дворце.

У крымских татар очень много танцев и хороводных, и сольных. Самым известным считается «Хайтарма». Ее танцуют мужчины и женщины. Мужчины держат руки врозь, то сжимая, то разжимая пальцы, имитируя полет птицы. Женщины, ведя плечами и кистями рук, как бы плывут по реке.

Посмотрите видеофрагмент выступления народного ансамбля «Ешиль ада», что в переводе с крымскотатарского означает «Зеленый остров».

Учитель Ребята, слушайте и смотрите внимательно, а потом расскажите, какие впечатления она на вас произвела.

Вы заметили, как энергично танцуют мужчины и как плавно плывут в танце девушки? Давайте попробуем повторить некоторые движения.

(Разучивание элементов танца.) Наша экскурсия подошла к концу.

Мне кажется, что она всем понравилась и мы узнали много нового и интересного об этих народах.

А чтобы проверить внимательны ли вы были, поиграем в игру «Лото». Перед вами наборное полотно с ответами, а на партах карточки с заданием. Каждый, у кого есть карточка, по очереди читает задание, отвечает на вопрос и вешает на поле, чтобы собралась картинка.

Так что объединяет народы, живущие в Крыму (дружба)?

Я думаю, что все вы со мной согласитесь, что народы, населяющие наш Крым, живут в согласии.

А какая бывает дружба? (крепкая, долгая, верная, надежная).

Вы совершенно правильно определили это слово «дружба», которое не просто хочется произносить, но и петь.

Распевка «Дружба», пение по полутонам.

Л. Огурцовой "Крымский хоровод"

Греки, русские, армяне Хайтарма, гопак, фрейлахс,

Крымчаки и караимы- Сырба, барыня, сиртаки,

Есть у нас другое имя: Словно лютики и маки

Нас еще зовут "крымчане". Так полянка загорелась.

Украинцы и евреи, Не в саду, не в огороде-

Немцы, крымские татары, Мы в семье, в своем народе.

Ассирийцы и болгары, Дай мне руку, мой ровесник,

Становитесь в круг скорее! Станем рядом в хороводе.


Исполнение песни Ленуры Джемалядиновой «Дружба и достлукъ»


Игра "Микрофон"

Ребята, что нового вы узнали и чему научились на уроке.

Учитель.

Вы мне сегодня очень помогли. Благодаря вашей активной работе, вашей внимательности мы пришли к выводу что все народы населяющие Крым должны жить дружно, в согласии. И только в дружбе наш Крым будет процветать. Ведь даже на гербе Автономной Республики Крым выгравирован девиз: "Процветание в единстве"




Материалы к уроку:








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока музыки : «Между музыкой разных народов нет границ»

Автор: Садикова Зейнеб Аметовна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "История Древнего мира" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-istoriia-drievniegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119814"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413534438"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства