kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Музыка и театр. Театральные профессии."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока дети знакомятся с разными видами существующих театров и  театральными профессиями людей, благодаря которым рождаются спектакли. В большей степени внимание уделяется театру оперы и балета.  Особую атмосферу на уроке создают и конкурс загадок, и творческие задания, и, конечно же сказка, дающая возможность детям на несколько минут почувствовать себя артистами музыкального театра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Музыка и театр. Театральные профессии." »

Конспект урока музыки по теме:

«Музыка и театр. Театральные профессии».



Цель: формирование понятия о театре, как синтетическом виде искусства.

Задачи:

  • знакомство с видами спектаклей в музыкальных театрах, театральными профессиями;

  • формирование навыка групповой творческой деятельности;

  • развитие интереса к музыкальному творчеству;

  • развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление.

Оборудование:


  • Компьютер

  • CD-проигрыватель

  • Проекционная система

  • Музыкальный центр

  • Раздаточный материал

  • Презентация к уроку



Основные этапы урока:

  1. Музыкальное приветствие. Вводно-организационная часть урока.

  2. Повторение пройденного материала по видам театров.

  3. Презентация, 1 часть, «Музыкальные театры мира».

  4. Новый материал урока, 2 часть презентации «Театр оперы и балета», (знакомство с терминами «либретто», «либреттист», «хормейстер», «балетмейстер»).

  5. Игра с загадками.

  6. Музыкально-ритмическая композиция по методике А.Бурениной.

  7. Этап закрепление нового материала урока в игровой форме: коллективно готовим и исполняем мини-оперу по русской народной сказке «Теремок».

  8. Выводы урока. Стихотворение «Во всех театрах всей страны работы разные важны».

  9. Заключительная песня «Восемь галок». Оценивание работы учащихся.



Ход урока.

Дети входят в класс под звучание фонограммы.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ.

«Прозвенел звонок, начался урок!»

«Здравствуйте, ребята!»

«Здравствуйте!» (Дети садятся)


Учитель (поёт): «Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой,

Вас всех, поздравляю с началом урока!»


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня мы с вами продолжим разговор о театрах. И даже догадываюсь, что вы наверняка мне сможете назвать, какие бывают разновидности театров. Но я хочу вам задачу немного усложнить. На доске, под этими полосочками, спрятаны названия видов театров, причем сверху – те разновидности театров, которые встречаются очень часто, практически в каждом городе. Ниже – те, которые встретишь только в крупных городах. Ну, и в самом низу – театры, встречающиеся крайне редко. Т.е. табличка в порядке убывания. Подумайте, на ваш взгляд, какие театры можно встретить в каждом городе? Слайд №1



Сегодня мы совершим путешествие в театр музыкальный, тот что есть не во всех городах, а именно в театр оперы и балета. Слайд №2



Телевидение, радио, компьютер в нашей жизни присутствует ежедневно. А с театром удаётся соприкоснуться лишь время от времени. Что это за удивительный мир? Театры как люди. Имеют свои лица, характер, привычки. Давайте посмотрим, как выглядят здания оперных театров разных стран мира.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ МИРА», Слайды №№3-11



НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

Театры оперы и балета…в них можно посмотреть оперу или балет! Как вы думаете, эти спектакли отличаются, ну скажем, от спектаклей драматических? Чем?.....

Это совершенно особенные спектакли: если вы купите билет в оперу, то придя на спектакль, вы не услышите привычной разговорной речи. Весь спектакль, от начала и до конца, артисты будут свои роли петь!!! А на спектакле балетном вы вообще не услышите никакой речи, ни даже пения, потому что всё будет рассказано языком танца…..

Итак, ещё раз, что же такое опера, балет, в чём особенности этих спектаклей?

Слайды №№ 12-13

Балет – музыкальный спектакль, артисты которого свои роли танцуют.

Опера – музыкальный спектакль, артисты которого свои роли поют.



Чтобы спектакли получились, актёры, исполняющие оперу, должны очень хорошо уметь петь, обладать красивым мощным голосом; актёры, выступающие в балетном спектакле должны владеть своим телом, очень красиво танцевать. Им приходится много тренироваться, репетировать. И у них есть учителя, как у вас в школе, только называются по-другому. В балете танцы актёрам ставит и доводит их до совершенства балетмейстер, а в опере всю работу с голосами артистов проводит хормейстер.

Слайд №14



Посмотрите, как пишутся эти новые слова: балетмейстер (от слова «балет»), хормейстер (от слова «хор»), мейстер – звучит похоже на «мастер». Легко запомнить! Балетмейстер –балетный мастер, хормейстер – хоровой мастер.


Но сначала (ещё раньше хормейстера, балетмейстера) над будущим спектаклем трудится либреттист. Он пишет либретто. Слово «либретто» итальянское, в переводе означает «книжечка». По сути своей это содержание оперы или балета. Обычно либреттист берёт какое-нибудь литературное произведение – трагедию, комедию, сказку – и переделывает его сообразно музыкально-сценическим требованиям.


Вообще в театре оперы и балета всё и вся подчинено его величеству Музыке! Она здесь самая главная. И не удивительно, что некоторые музыкальные профессии здесь так важны. Ну, например, вот этот человек с изящной палочкой в руке…подскажите, кто это? (дирижёр) Слайд №15

Да, дирижёр управляет целым оркестром, где много музыкантов. Кстати, обратите внимание, на эту фотографию. Возле сцены то углубление, о котором мы говорили. Здесь сидят музыканты во время спектакля. Как называется это место? (Оркестровая яма).

Театр целый мир. Чтобы состоялся хотя бы один спектакль, трудятся в театре люди разных профессий. Давайте вспомним, какие новые названия театральных профессий мы сегодня узнали.

  • Кто пишет либретто? (Либреттист)

  • Кто ставит танцы в балете? (балетмейстер)

  • Кто работает над голосом артистов оперы? (Хормейстер)

Молодцы. Ещё какие-то профессии встречаются в театре? Давайте, поиграем в «Угадайку»!. Я вам буду загадывать загадки, а вы выбирать нужные отгадки. Вот и посмотрим, кто в этом классе самый эрудированный.



ИГРА С ЗАГАДКАМИ. Слайд №16

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент!

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем!!! это ……..(дирижёр)

Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)

Есть в оркестре дирижер,
Есть в театре режиссер.

Чтобы лучше видел зритель,
Есть в театре… (осветитель)


Из картона помидор
Ловко сделал… (бутафор).


Был человек, а стал актер:
Его преобразил… (гример).


В театре работает,
Костюмы бережёт,
Погладит, заштопает,
Блёстки пришьёт.
Актёру примерит
Пиджак,.. например,
Его профессия … (костюмер).

Пусть на улице тепло,
Но на сцене — снег и дождик.
Нарисует нам его
Замечательный… (художник).

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)

Завершился первый акт, объявляется антракт!

Что такое в театре антракт? (перерыв, как переменка в школе)



МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ – физминутка (из методики А. Бурениной)



ГОТОВИМ МИНИ-ОПЕРУ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»

А сейчас я вам предлагаю поиграть в оперу! Слайд №16

А заодно попробовать себя в некоторых театральных профессиях. На сцене нашего театра будет идти опера по мотивам хорошо известной русской народной сказке «Теремок»

Кстати, подскажите мне, как люди смогут узнать, что состоится спектакль? Конечно, нам нужна афиша! Вот с афиши и начнём. Ребята, которые сидят на первом ряду попробуют себя в профессии художников-оформителей.

Вы изготовите афишу.

Теперь нам нужно разобраться с содержанием нашей оперы. В этом нам помогут ребята 3 ряда. Они будут либреттистами и составят нам либретто.

Ну, ряд, тот что по серединке, в нашей игре будут режиссёрами – постановщиками. Им предстоит важная работа: они для актёров подготовят исполнительско-ролевой план.

Итак, внимание. Сейчас слушаем свои задания, а потом приступим к их исполнению.

Художники-оформители. У вас на столах лежит вот такой конвертик. В нём есть все необходимые заготовки для того, чтобы можно было оформить красивую афишу. И лежат жёлтые листочки. Это ваша основа для афиши. Работать вы будете в парах.

Режиссёры. У вас на столах лежат вот такие зелёные карточки. На них, в левой части написан список ролей, а справа предложены варианты характеров наших персонажей. Вы внимательно прочитаете, и соедините стрелочками нужного героя с подходящей для него характеристикой.

Либреттисты. У вас на партах в конвертиках лежат странички нашего либретто. Они все перепутаны. Вы должны все картиночки с фрагментами текста вот в этой книжечке расположить в том порядке, в каком они происходят в сказке «Теремок». А Соня и Ярослав большие картинки разместят у нас на доске.

Задание всем понятно? Тогда, приступайте.


По выполнении задания, работы рассматриваются, афиши дарим гостям, а карточки режиссёров озвучиваются учителем с одновременным показом слайдов. Слайд №16





Ну, вот, подготовительную работу мы сделали, теперь осталось только исполнить нашу оперу. .. Роли исполняют: роль мышки………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….

Далее разыгрывается всем известная сказка «Теремок», её музыкальный вариант, в жанре оперы, т.е. все роли, вся сказка от начала до конца, поются. Там, где в музыкальном варианте сказки-игры «Теремок» не предусмотрена мелодия, придумайте её сами! Я ещё использую фигурки настольного театра, так детям (особенно стеснительным) легче психологически исполнять свои роли.



ВЫВОДЫ УРОКА.

Конечно, самая лучшая награда для артиста – это аплодисменты зрителей! Но аплодисменты адресованы не только артистам, но и всем тем людям, которые трудятся над спектаклем.



Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек — артист.
Еще, конечно, режиссер,
Художник, бутафор, гример;
Покажет вам, где что лежит,
Ответственный за реквизит.
Поставит танцы балетмейстер,
Займется голосом хормейстер,
В оркестре на подбор таланты:
Что дирижер, что музыканты,
И просто в мире равных нету
Таким художникам по свету.
Ведут спектакли неизменно
Рабочий с машинистом сцены,
Костюм подгонят по размеру
С любовью наши костюмеры,
За всем следит орлиным взором
Наш друг — помощник режиссера.
Ну все. Перечислять устала.
А очень многих не назвала!
Здесь слесари и столяры,
Сантехники и маляры,
Уборщицы и билетеры,
И коменданты, и вахтеры;
Пожарный на посту не спит…
Буфетчицы и повара,
Раскройщицы и доктора,
Кассир, бухгалтер и водитель,

Но самый главный — это...зритель!

Столько людей разных профессий трудятся в театре, для того чтобы каждый вечер во время спектакля случалось маленькое чудо, которое заставляет зрителя приходить в театр вновь и вновь…а благодарные зрителе не прячут своих счастливых глаз и не скупятся на аплодисменты.


Вы сегодня молодцы: активно и дружно трудились на уроке. Все заработали по пятёрке и ещё песню в награду, ту, в которой у нас есть аплодисменты!!!

ПЕСНЯ «ВОСЕМЬ ГАЛОК».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока "Музыка и театр. Театральные профессии."

Автор: Прилуцкая Оксана Владимировна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221689

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект  урока по теме "Художник в кукольном театре" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-khudozhnik-v-kukol-nom-tieatrie"
    ["file_id"] => string(6) "127232"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415283811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства