kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Казахской музыкальной литературы "Казахские народные обрядовые песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подтема: «Свадебный обряд и песни.

Цель урока:

  1. Рассказать о свадебном обряде и истории его возникновения
  2. Пробудить интерес и уважение к истории и обычаям родной страны.

Тип урока: комбинированный

  • Воспитательная
  1. Воспитывать интерес и уважение к казахским народным традициям.
  2. Вызывать эмоциональный отклик.
  3. Образовательная
  4. Познакомить с этапами казахской свадьбы.
  5. Рассказать о песнях, исполняемых в свадебном обряде.
  6. Обучающая
  7. Разучить казахские свадебные песни.
  8. Просмотреть фрагменты казахской свадьбы, фотографии молодых пар в национальных одеждах.
  9. Оборудование
  10. Учебник «Казахская музыкальная литература С.А.Елемановой  Алама-ата: ?нер, 1993.-208с., илл.
  11. Нотные тетради
  12. Ноутбук
  13. Фортепиано

Методы музыкального обучения:

  1. Наблюдения за музыкой,
  2. Эммоциональной драматургии,
  3. Сравнения,
  4. Обобщения.

Содержание урока:

Музыкальный материал:

МР3 записи казахских свадебных песен

Художественный материал:

Казахская свадьба - видеофрагменты.

Свадебные наряды – открытка.

Этапы казахской свадьбы:

  1. Сватовство
  2. Выплата калыма
  3. Прощание невесты в песне «Сынсу»
  4. Начало свадебного тоя в доме невесты -  «Тойбастар», «Жар-жар»
  5. Невесту везут в аул жениха
  6. По приезду невесты обряд «Беташар»- открытие лица невесты
  7. Свадебный той в доме жениха.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ об истории возникновения свадебного обряда и рассказ об этапах казахской свадьбы.
  3. Коллективное исполнение песен «Сынсу» и «Тойбастар» по нотам, заранее записанным в нотных тетрадях учеников.
  4. Разучивание песни «Жар-жар», беседа о содержании и характере песни.
  5.  «Сынсу» и «Тойбастар» - коллективное исполнение.
  6. «Жар-жар» - разучивание и характеристика песни. Коллективное исполнение (мальчики, затем девочки).
  7. «Беташар» - рассказ одного из учащихся о песне, о ее частях. Коллективное исполнение песни.
  8. Слушание казахских свадебных песен, беседа о содержании и характере.
  9. Обобщение.
  10. Просмотр видеофрагментов из казахских свадеб.
  11. Просмотр слайда «Свадебный наряд-открытка».
  12.  Домашнее задание: учитывая состав класса, предложить учащимся спросить дома, какие обычаи можно увидеть на свадьбе другой национальности.

                                      Знания:

  1. Знать народные традиции и обычаи.
  2. Знать, из каких этапов состоит казахская свадьба.
  3.  
  1. Уметь рассказать о свадьбе, на которой побывали с родителями.
  2. Уметь охарактеризовать мелодии свадебных песен.
  3.  
  1. Умение исполнять свадебные песни с правильной интонацией.
  2. Умение анализировать характер и содержание песен.

                     Ход урока:

- Добрый день! Сегодня на нашем уроке присутствует 5 класс музыкального отделения, это ученики класса гитары и домбры.

Песенное творчество – это обширная и разнообразная область казахской народной музыкальной культуры. Песни, связанные со свадебным обрядом не исполняются просто в быту или отдельно. Поэтому эти песни мы называем обрядовыми.

Казахов всегда отличало серьезное отношение к проблеме создания семьи и стремление к тому, чтобы она была прочной.

Народные казахские обычаи не были так строги к женщинам, как традиции других восточных этносов. Например, не было обязательным ношение «паранджи», закрывавшей лицо. Девушки могли свободно принимать участие в праздниках, скачках и айтысах. Это способствовало более широкому общению с окружающими, в частности, с представителями противоположного пола, возникновению симпатии, дружбы, влюбленности и даже любви.

Свадебный обряд существует издревле и состоит он из нескольких этапов. Некоторые из них сопровождаются музыкой и песнями.

Свадьба начинается со сватовства. Умудренные жизненным опытом родители сами подыскивали достойную пару свои детям. Принималось во внимание материальное благосостояние, взаимоотношения между семьями и родовая принадлежность. Затем обсуждали, в какой день будет заключен договор о браке, Согласно поверьям, это должно было сделано только в нечетное число.

Иногда родители обручали своих детей еще до рождения. Нередки были случаи неравных браков, когда девушка за калым шла замуж за богатого и старого человека.

После сватовства родители жениха выплачивают калым – иногда очень большой, состоящий из огромного количества скота.

Родители невесты в свою очередь должны были приготовить приданное, в которое входят: юрта (ак отау), внутреннее убранство, посуду, постель, одеяла, ковры и прочее.

До тоя невеста прощается с родственниками и друзьями. В сопровождении подруг она обходит порог каждого родственника и поет песню «Сынсу», которую сочиняет сама. Исполнение этой песни считается своеобразным ритуалом.

(Исполнение песни «Сынсу» учащимися с сопровождением фортепиано).

 

(Прим.№1.) - Золотой мой порог,

Думала ли я, что оставлю тебя.

Серебряный мой порог,

Думала ли я, что с плачем перешагну тебя…

 

Родственники, с которыми прощается невеста, одаривают ее подарками.

Свадебный той начинается в доме невесты и открывается песней «Тойбастар» (Открытие торжества). Эту песню поет кто-либо из уважаемых людей из рода невесты или гости хором.

(Исполнение песни «Тойбастар» учащимися).

 

(Прим.№2.) – Начинайте той, сваты, начинайте той,

Пойте «Слава вашим торжествам»,

Сваты, приехавшие к нам!

 

На свадебном тое в доме невесты звучит и другая песня – «Жар-жар».

Звучит она в исполнении группы юношей и девушек по очередно.

Мужской «Жар- жар» звучит бодро и энергично. Женский «Жар-жар» - задушевный и печальный.

(Разбор песни с учащимися).

Иногда в «Жар-жар» возникали шутливые перебранки между юношами и девушками, если среди них присутствовали остроумные и талантливые люди и тогда эта песня в своеобразный айтыс.

После тоя невесту снаряжают в аул ее будущего мужа. Не  доезжая до аула невесту, спускают с коня и накрывают ее лицо платком и ведут к дому ее мужа. Согласно обычаю тому, кто первый сообщал радостную весть о приближении невесты, вручали традиционный памятный подарок.

У порога дома невесту встречают ее будущие родственники. Акын или уважаемый человек из рода жениха исполняет ритуальную песню «Беташар».

В первой части песни акын знакомит невесту с родственниками мужа, называя их по именам. Каждому из названных родственников невеста делает поклон. Во второй части излагаются обязанности невесты в доме мужа, даются наставления о том, как ей необходимо вести себя со старшими и младшими.

(Исполнение песни учащимися).

 

Прим.№3 ) – Невестушка, невестушка,

Будь чуткой, как сорока, невестушка,

Белее яйца, невестушка,

Свекру и свекрови угождай, невестушка,

Пусть будет счастлива твоя судьба, невестушка.

Не торчи на глазах у людей, невестушка.

Подошедшего к юрте верблюда

Не бей шестом по бокам, невестушка.

Делай поклон – почтение своему кайнаге, невестушка!

                                (Кайнага- это старший брат мужа).

 

Выполнение всех элементов обряда и исполнение песен, считалось обязательным. С ними связывалось благополучие молодых и их родственников.

Прослушивание всех свадебных песен в современной аранжировке.

 

Обсуждение и обобщение.

 

Просмотр видеофрагментов из свадебного обряда.

 

Просмотр слайдов национальные свадебные наряды.

 

Домашнее задание: спросить дома, какие обычаи можно увидеть на свадьбе другой национальности, рассказать об этом на следующем занятии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Казахской музыкальной литературы "Казахские народные обрядовые песни" »


Тема урока: «Казахские народные обрядовые песни

Подтема: «Свадебный обряд и песни.

Цель урока:

  1. Рассказать о свадебном обряде и истории его возникновения

  2. Пробудить интерес и уважение к истории и обычаям родной страны.



Тип урока: комбинированный

Задачи:

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес и уважение к казахским народным традициям.

  2. Вызывать эмоциональный отклик.

Образовательная:

  1. Познакомить с этапами казахской свадьбы.

  2. Рассказать о песнях, исполняемых в свадебном обряде.

Обучающая:

  1. Разучить казахские свадебные песни.

  2. Просмотреть фрагменты казахской свадьбы, фотографии молодых пар в национальных одеждах.

Оборудование:

  1. Учебник «Казахская музыкальная литература С.А.Елемановой Алама-ата: Өнер, 1993.-208с., илл.

  2. Нотные тетради

  3. Ноутбук

  4. Фортепиано

Методы музыкального обучения:

  1. Наблюдения за музыкой,

  2. Эммоциональной драматургии,

  3. Сравнения,

  4. Обобщения.

Содержание урока:

Музыкальный материал:

МР3 записи казахских свадебных песен

Художественный материал:

Казахская свадьба - видеофрагменты.

Свадебные наряды – открытка.

Этапы казахской свадьбы:

  1. Сватовство

  2. Выплата калыма

  3. Прощание невесты в песне «Сынсу»

  4. Начало свадебного тоя в доме невесты - «Тойбастар», «Жар-жар»

  5. Невесту везут в аул жениха

  6. По приезду невесты обряд «Беташар»- открытие лица невесты

  7. Свадебный той в доме жениха.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Рассказ об истории возникновения свадебного обряда и рассказ об этапах казахской свадьбы.

  3. Коллективное исполнение песен «Сынсу» и «Тойбастар» по нотам, заранее записанным в нотных тетрадях учеников.

  4. Разучивание песни «Жар-жар», беседа о содержании и характере песни.

  5. «Сынсу» и «Тойбастар» - коллективное исполнение.

  6. «Жар-жар» - разучивание и характеристика песни. Коллективное исполнение (мальчики, затем девочки).

  7. «Беташар» - рассказ одного из учащихся о песне, о ее частях. Коллективное исполнение песни.

  8. Слушание казахских свадебных песен, беседа о содержании и характере.

  9. Обобщение.

  10. Просмотр видеофрагментов из казахских свадеб.

  11. Просмотр слайда «Свадебный наряд-открытка».

  12. Домашнее задание: учитывая состав класса, предложить учащимся спросить дома, какие обычаи можно увидеть на свадьбе другой национальности.

Знания:

  1. Знать народные традиции и обычаи.

  2. Знать, из каких этапов состоит казахская свадьба.

Умения:

  1. Уметь рассказать о свадьбе, на которой побывали с родителями.

  2. Уметь охарактеризовать мелодии свадебных песен.

Навыки:

  1. Умение исполнять свадебные песни с правильной интонацией.

  2. Умение анализировать характер и содержание песен.

Ход урока:

- Добрый день! Сегодня на нашем уроке присутствует 5 класс музыкального отделения, это ученики класса гитары и домбры.

Песенное творчество – это обширная и разнообразная область казахской народной музыкальной культуры. Песни, связанные со свадебным обрядом не исполняются просто в быту или отдельно. Поэтому эти песни мы называем обрядовыми.

Казахов всегда отличало серьезное отношение к проблеме создания семьи и стремление к тому, чтобы она была прочной.

Народные казахские обычаи не были так строги к женщинам, как традиции других восточных этносов. Например, не было обязательным ношение «паранджи», закрывавшей лицо. Девушки могли свободно принимать участие в праздниках, скачках и айтысах. Это способствовало более широкому общению с окружающими, в частности, с представителями противоположного пола, возникновению симпатии, дружбы, влюбленности и даже любви.

Свадебный обряд существует издревле и состоит он из нескольких этапов. Некоторые из них сопровождаются музыкой и песнями.

Свадьба начинается со сватовства. Умудренные жизненным опытом родители сами подыскивали достойную пару свои детям. Принималось во внимание материальное благосостояние, взаимоотношения между семьями и родовая принадлежность. Затем обсуждали, в какой день будет заключен договор о браке, Согласно поверьям, это должно было сделано только в нечетное число.

Иногда родители обручали своих детей еще до рождения. Нередки были случаи неравных браков, когда девушка за калым шла замуж за богатого и старого человека.

После сватовства родители жениха выплачивают калым – иногда очень большой, состоящий из огромного количества скота.

Родители невесты в свою очередь должны были приготовить приданное, в которое входят: юрта (ак отау), внутреннее убранство, посуду, постель, одеяла, ковры и прочее.

До тоя невеста прощается с родственниками и друзьями. В сопровождении подруг она обходит порог каждого родственника и поет песню «Сынсу», которую сочиняет сама. Исполнение этой песни считается своеобразным ритуалом.

(Исполнение песни «Сынсу» учащимися с сопровождением фортепиано).



(Прим.№1.) - Золотой мой порог,

Думала ли я, что оставлю тебя.

Серебряный мой порог,

Думала ли я, что с плачем перешагну тебя…



Родственники, с которыми прощается невеста, одаривают ее подарками.

Свадебный той начинается в доме невесты и открывается песней «Тойбастар» (Открытие торжества). Эту песню поет кто-либо из уважаемых людей из рода невесты или гости хором.

(Исполнение песни «Тойбастар» учащимися).



(Прим.№2.) – Начинайте той, сваты, начинайте той,

Пойте «Слава вашим торжествам»,

Сваты, приехавшие к нам!!!



На свадебном тое в доме невесты звучит и другая песня – «Жар-жар».

Звучит она в исполнении группы юношей и девушек по очередно.

Мужской «Жар- жар» звучит бодро и энергично. Женский «Жар-жар» - задушевный и печальный.

(Разбор песни с учащимися).

Иногда в «Жар-жар» возникали шутливые перебранки между юношами и девушками, если среди них присутствовали остроумные и талантливые люди и тогда эта песня в своеобразный айтыс.

После тоя невесту снаряжают в аул ее будущего мужа. Не доезжая до аула невесту, спускают с коня и накрывают ее лицо платком и ведут к дому ее мужа. Согласно обычаю тому, кто первый сообщал радостную весть о приближении невесты, вручали традиционный памятный подарок.

У порога дома невесту встречают ее будущие родственники. Акын или уважаемый человек из рода жениха исполняет ритуальную песню «Беташар».

В первой части песни акын знакомит невесту с родственниками мужа, называя их по именам. Каждому из названных родственников невеста делает поклон. Во второй части излагаются обязанности невесты в доме мужа, даются наставления о том, как ей необходимо вести себя со старшими и младшими.

(Исполнение песни учащимися).



Прим.№3 ) – Невестушка, невестушка,

Будь чуткой, как сорока, невестушка,

Белее яйца, невестушка,

Свекру и свекрови угождай, невестушка,

Пусть будет счастлива твоя судьба, невестушка.

Не торчи на глазах у людей, невестушка.

Подошедшего к юрте верблюда

Не бей шестом по бокам, невестушка.

Делай поклон – почтение своему кайнаге, невестушка!!!

(Кайнага- это старший брат мужа).



Выполнение всех элементов обряда и исполнение песен, считалось обязательным. С ними связывалось благополучие молодых и их родственников.

Прослушивание всех свадебных песен в современной аранжировке.



Обсуждение и обобщение.



Просмотр видеофрагментов из свадебного обряда.



Просмотр слайдов национальные свадебные наряды.



Домашнее задание: спросить дома, какие обычаи можно увидеть на свадьбе другой национальности, рассказать об этом на следующем занятии









6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Казахской музыкальной литературы "Казахские народные обрядовые песни"

Автор: Султанова Асель Сериковна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока музыки, презентация на тему: "Традиционная казахская музыка" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-muzyki-priezientatsiia-na-tiemu-traditsionnaia-kazakhskaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "187531"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426524924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства